К изучению новейших наскальных изображений Горного Алтая

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521449

IDR: 14521449

Текст статьи К изучению новейших наскальных изображений Горного Алтая

Петроглифы Алтая, относящиеся к новому времени и эпохе этнографической современности, известны всем специалистам, изучающим наскальные изображения региона. Они отличаются от петроглифов иных эпох по стилю, технике нанесения, воспроизведенным реалиям. Зачастую они перекрывают древние рисунки, выбитые и выгравированные на скальных поверхностях и по сравнению с последними практически лишены патины - пустынного загара, для образования которого требовались тысячелетия. Большая часть новейших рисунков прошлифована или воспроизведена в технике тонкой гравировки; как правило, они либо вырезаны, либо процарапаны на патинированных скальных плоскостях и отличаются по цвету и от “фона” скалы, и от патинированных древних изображений. Гораздо меньше выбитых новейших изображений, но и они хорошо известны, как и древние рисунки, подновленные недавно.

Среди сюжетов - традиционные для наскального искусства темы: охота, изображения диких животных - маралов, архаров, горных козлов-теке, хищников - волков, барсов; батальные сцены с использованием огнестрельного оружия (сошниковых ружей); выпас скота, перекочевки; жилища - юрты и аилы; загоны для скота, возможно, войлочные ковры, а также зимние транспортные средства - сани с запряженной лошадью. В композициях воспроизведены мужчины и женщины в традиционной одежде, чаще всего это всадники на лошадях, верблюдах и яках (рис. 1, рис. 2). Также часто изображали тягловых животных (лошадей, яков, верблюдов, нередко отмеченных различными тамгами - знаками собственности), мелкий и крупный рогатый скот, собак и т.п.

Чрезвычайно интересная и важная тема новейших петроглифов - сюжеты, содержание которых связано с шаманизмом, и в которых, по-види-мому, зафиксированы определенные моменты культовой практики. Это воспроизведение людей с бубнами в руках, а также представление атрибутов шаманизма (прежде всего бубнов, а также специфических шаманских костюмов). Возможно, на скальных выходах в долине р. Чаган отражен сюжет камлания божеству (?) (рис. 3). Очевидно, эти петроглифы относятся к так наз. “палеоэтнографическому пласту”, который можно связать с телен-гитами данного района Кош-Агачского района.

Рис. 1. Петроглифы долины р. Чаган.

Рис. 2. Петроглифы долины р. Чаган.

Среди наиболее “свежих”, современных петроглифов – многочисленные автографы, стихотворные послания, в том числе пассаж В. Маяковского о партии, цитаты из классиков марксизма, “портреты” Ленина, зубцы и звезды кремлевских стен, различные морализаторские сентенции; “пейзажи” – схематично воспроизведенные горные пики, иногда с животными на вершинах и надписью “Алтай”; многочисленные объяснения в любви, человеческие профили, возможно, портретные; математические задачи

Рис. 3. Петроглифы долины р. Чаган.

и формулы их решения, автомобили, самолеты, оружие, бинокли и другие реалии современной жизни. Среди последних “новаций”, которые мне раньше не встречались – туристическая тема, призывы к гостям Алтая, повествования о землетрясении и т.п. К огромному сожалению, совсем недавно появились и порнографические композиции, и нецензурные надписи на скалах.

Среди редких сюжетов – изображение динозавра (Джурамал) или воспроизведение на г. Джалгыз-Тобе “глобуса Алтая” с нанесенными Кош-Агачем, Тобелером, Жана-Аулом, Ташантой и горой Джалгыз-Тобе (Cheremisin, 2002, p. 105, fig. 1, p. 107, fig.5). На скале по левому берегу р. Аргут мне довелось скопировать процарапанные изображения символики Национальной баскетбольной лиги США и надписи на английском языке, в том числе с грамматическими ошибками (Cheremisin, 2002, p. 108). Любопытно, что эти граффити связаны вовсе не с почтительным отношением к баскетболу у алтайских чабанов и охотников, а воспроизводят дизайн бейсболок, футболок и прочей недорогой одежды, импортированной на Алтай из соседних Китая и Монголии. Не исключено, что механизмы трансляции популярных, “модных” изобразительных сюжетов и образов современного наскального творчества мало отличаются от существовавших в древности. В том же ключе можно интерпретировать наскальные изображения русалок на р. Чаган – они идентичны татуировкам на плечах отслуживших в морском флоте алтайских чабанов.

Большого интереса у исследователей петроглифы данного хронологического пласта не вызывали, очевидно, в силу того, что археологов прежде всего интересуют древние изобразительные материалы, а этнографы не владеют методикой археологического исследования. Тем не менее, на этнографические петроглифы обращали внимание многие археологи – Е.А. Окладникова, А.И. Мартынов, В.Д. Кубарев, Ю.В. Гричан, В.Н. Елин и другие. Опубликованы гравировки на камнях и скалах в долине р. Елан-гаш (Окладников и др., 1980, с. 80-81, табл. 42, 2,5,7, табл. 43, табл. 45, 7, табл. 65.), на скалах в долине р. Чаган (Окладникова, 1988, с. 154-158, рис. 5-6), петроглифы в урочищах Шалкобы, Джалгыз-Тобе, Каракол, Би-чикту-Бом, Курман-Тау и других (Окладникова, 1982; Мартынов, 1985; Окладникова, 1987, с. 175, рис. 2, 1-15 ; Окладникова, 1990; Кубарев, 1999, с.190, с. 199, рис. 9; Кубарев, 2001, с. 95-96, с.105-106, рис. 9-10). Опубликована монография, посвященная петроглифам долины р. Каракол, значительную часть которых составляют наскальные рисунки новейшей эпохи (Мартынов, Елин, Еркинова 2006); многие сюжеты “тюркских средневековых наскальных изображений” интерпретированы на основе алтайской мифологии (Мартынов, 2008). Ю.В. Гричан опубликовал и проинтерпретировал изображения, процарапанные на каменных плитках из Горного Алтая (коллекция включает 41 экземпляр) (Гричан, 1978; 1987).

Д.В. Черемисин собрал большую коллекцию современных наскальных рисунков в долинах рек Чуя, Ак-Алаха, Аргут, Карагем, Чаган, Чаган-Узун и др. Некоторые результаты опубликованы (Черемисин, 1993; Черемисин, Октябрьская, 1996; Октябрьская, Черемисин, 1997, 1999; Черемисин, 2001, 2002, 2004, 2007; Cheremisin, 2002). Были зафиксированы случаи включения древних петроглифов в современные композиции. Достаточно условно были разделены изображения, связанные с традиционной культурой алтайцев и сюжеты, отражающие реалии современной жизни. Ряд сюжетов в петроглифах р. Чаган (многофигурные батальные сцены с использованием луков, копий, а также сошниковых ружей) я предложил датировать эпохой джунгарских войн (Черемисин, 2001, с. 15-16; 2002, с. 496). Содержание данных сюжетов наскального творчества исторично и возможно, соответствует сюжетам фольклора, исторических преданий и т.п.

Петроглифы как часть этнической культуры исследовались в Туве (М.А. Дэвлет), Хакасии (Л.Р. Кызласов, Н.В. Леонтьев, И.К. Кидиекова), Казахстане (А.Г. Медоев, З.С. Самашев). Содержание изображений новейшей эпохи представляет интерес (возможность изучения феномена наскального творчества в этнографическом приближении, методами археологии и этнографии). Возможность обратиться к автору, оставившему автограф рядом с изображением на скале, существует лишь для новейших рисунков; археолог, изучающий древности столетней или тысячелетней давности, лишен такой возможности.

В дальнейшем предполагается накопление материалов, классификация новейших петроглифов по сюжетам, определение датировки и этнокультурной (этнической) принадлежности, например, по идентификации тамг или особенностям костюма и т.п., уточнение хронологии новейших наскальных рисунков.

Важной частью своей работы автор видит в возможности прямого обращения к современным любителям и творцам наскального искусства, которых можно найти по оставленным автографам, разъяснение недопустимости разрушения древних петроглифов, воспитание уважения к поколениям предшественников, т.е. возможность реальных мероприятий по охране культурного наследия Алтая.

Статья