К экологии сизоворонки Coracias garrulus на севере современного гнездового ареала

Автор: А.Ю. Соколов

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 2567 т.34, 2025 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140312481

IDR: 140312481

Текст статьи К экологии сизоворонки Coracias garrulus на севере современного гнездового ареала

Второе издание. Первая публикация в 202 5*

Северная граница сплошной области гнездования сизоворонки Cora-cias garrulus , некогда простиравшейся в европейской части России до Карельского перешейка, Ленинградской, Вологодской, Костромской и Кировской областей (Рустамов 2005), в начале XXI века значительно сместилась в южном направлении до Воронежской и Саратовской областей (Маловичко, Нумеров 2021). Бывшая вполне обычной в некоторых районах Белгородской области в середине ХХ века (Новиков и др. 1963), сизоворонка стала встречаться здесь значительно реже уже в 1970-е годы, а к началу 1980-х годов местами полностью исчезла (Овчинникова 1979; Булюк 1993). С начала 2010-х годов в границах этого региона достоверно была известна единственная встреча залётной сизоворонки (Соколов 2019). Для соседней Воронежской области на протяжении последних 10-15 лет случаи гнездования этого вида были известны исключительно в южных районах – в степной зоне (Венгеров, Нумеров 2018), где тоже было отмечено продолжающееся сокращение численности (Соколов 2020; Нумеров, Венгеров 2021).

В качестве одной из причин, определивших прекращение гнездования сизоворонки в лесных массивах лесостепной зоны юга Центрального Черноземья, некоторые авторы неоднократно называли изъятие фаутного древостоя во время санитарных рубок (Венгеров, Нумеров 2012; Нумеров, Венгеров 2021). Однако о несостоятельности данных предположений свидетельствует исчезновение в последние годы птиц, традиционно гнездившихся и в норах по крутым берегам рек и оврагов, либо вообще отсутствие их в подобных биотопах, на что уже обращалось внимание ранее (Соколов 2020). Кроме того, например, в Воронежской области со второй половины 1980-х годов активно начала расселяться желна Dryocopus martius – традиционный «поставщик» дупел для целого ряда видов-дуплогнездников средних размеров. Наконец, как показали наблюдения на северо-западе Волгоградской области, для гнездования сизоворонки вполне подходят по размерам дупла седого дятла Picus canus, довольно обычного на юге Черноземья. Таким образом, бо- лее важным негативным фактором является, вероятно, всё же деградация охотничьих биотопов сизоворонки вследствие активно развивавшихся с 1990-х годов сукцессионных процессов (Соколов 2020).

В условиях масштабного сокращения ареала и снижения численности, очевидно, представляет интерес любая свежая информация, касающаяся экологии сизоворонки в северной части современного гнездового распространения. В частности, некоторые сведения были собраны в ходе наблюдений за локальной гнездовой группировкой сизоворонок, обнаруженной в пойме реки Тишанки близ хутора Красновский Неха-евского района Волгоградской области в июне 2018 года в ходе работ по «Атласу гнездящихся птиц европейской части России». В дальнейшем этот участок посещался в мае и июне 2019, в первой декаде июля 2020 и в июне 2021 года.

Во время обследования участка долины Тишанки 29-30 июня 2018 в предустьевой части отмечено 3-4 пары сизоворонок, одна из которых гнездилась в большой левобережной известняково-глинистой балке (дальней от автотрассы между хутором Красновский и станицей Тишанская — балке № 2), остальные — в ленточном тополево-ветловом лесу по левому берегу реки. Ещё одна пара с уже лётным молодняком держалась на опушке пойменного леса на правом берегу реки Хопёр близ устья Ти-шанки, в 1.1 км от места локализации основной гнездовой группировки. В 2019 году общая гнездовая численность сизоворонки здесь оценена не менее чем в 5-6 пар, в 2020 - в 9-10 пар, в 2021 году - снова в 5-6 пар.

Тотальные поиски жилых гнёзд на участке не проводились, но в подавляющем большинстве случаев сизоворонки определённо гнездились в дуплах деревьев. Примечательно, что севернее — в Воронежской области — в настоящее время гнездование данного вида отмечается только в норах по балкам (Нумеров, Венгеров 2021). Между тем, по результатам наблюдений за сизоворонками указанного локального поселения обратило на себя внимание то обстоятельство, что не всем птицам в полной мере присущ консерватизм по отношению к условиям гнездования — то есть в одни годы они, очевидно, могли гнездиться в дуплах деревьев, в другие — в норах. Так, в мае 2019 года наблюдали территориальную пару сизоворонок, которая явно подбирала нору для гнездования в небольшой известняково-меловой балке (ближней к автотрассе между хутором Красновский и станицей Тишанская — балке № 1), агрессивно реагируя на приближение золотистых щурок Merops apiaster и других птиц аналогичного и более крупных размеров. При этом сизоворонки периодически улетали на опушку находящегося в 300 м от балки пойменного леса, где тоже демонстрировали элементы территориального поведения, включая токовые полёты. Обследование участка в июне показало, что птицы из этой (по всей видимости) пары загнездились всё же в пойменном лесу, где тоже держались в мае (то есть в дупле дерева).

За годы посещений при целенаправленных поисках было найдено 3 жилых гнезда сизоворонок в дуплах: одно в 2019 году в ветле (в дупле седого дятла) на высоте около 4 м; два – в 2020 году в тополях чёрных. Первое также находилось в дупле седого дятла, расположенном в сухом обломанном толстом суку на высоте не менее 15 м, второе – в естественном дупле, образовавшемся в капообразном расширении ствола на высоте 7-7.5 м. Расстояние между этими двумя гнёздами составляло всего 52 м. Кроме того, в 2020 году найдено жилое гнездо в норе в балке № 1. Птицы из этой пары 3 июля 2020 активно отгоняли другую пару, по-видимому, тоже занятую поисками норы для размножения. В этой же балке 19 июня 2021 наблюдали пару сизоворонок, постоянно прилетавших к одной норе, но абсолютно не демонстрировавших каких-либо признаков размножения; поведение птиц выглядело как брачные ухаживания. Аналогичным образом в этот год вели себя и пары, которые держались в пойменном лесу по левому берегу Тишанки; в некоторых парах птицы периодически совершали токовые полёты, что может свидетельствовать о значительной растянутости сроков размножения, как в течение одного календарного года, так и по годам (в том числе – синхронной у разных пар).

В процессе наблюдений в третьей декаде июня 2019 года за парой сизоворонок, активно кормившей птенцов, отмечено, что подавляющую часть приносимых пищевых объектов (не менее 95%) составляли прямокрылые Orthoptera; их обилие отмечалось визуально и на пеших маршрутах. В одном случае достоверно отмечен принос прыткой ящерицы Lacerta agilis . При этом аналогичные наблюдения за парой сизоворонок в степной балке в долине реки Подгорной близ города Калача Воронежской области в первой декаде июля 2015 года показали, что при явном дефиците на гнездовом участке кузнечиков, кобылок и т.п., родители в основном приносили птенцам различных жуков Coleoptera. Вечером 2 июля 2020 отмечена массовая охота взрослых сизоворонок во время активного вылета имаго собачьего хруща Lasiopsis caninus на песчаном пустыре у действующей кошары на окраине Красновского хутора, куда в вечерних сумерках слетелось не менее 10 сизоворонок одновременно. Жуков они либо снимали с растений, либо догоняли на лету.

Начало суточной активности у родителей в первой декаде июля 2020 года отмечено ещё до восхода солнца – в частности, наблюдали одну сизоворонку, прилетевшую с места ночёвки в пойменном лесу к норе в балке № 1 около 3 ч 30 мин (мск.). Кормёжка взрослых птиц отмечена после захода солнца – после 21 ч 10 мин (мск.). При этом в полуденные часы при жаркой погоде практически не наблюдалось кормления птенцов, которые и не проявляли особой активности, но заметно оживлялись по вечерам при спаде температуры.

В завершение приведу ещё одно интересное наблюдение. Во время кормления птенцов взрослые сизоворонки из пары, размножавшейся в 2019 году в дупле седого дятла, в течение более чем получаса поочерёдно забирались в дупло после передачи корма птенцам и оставались там до 5мин и более. Затем они выносили наружу куски слипшегося сухого помёта, который накопился и, очевидно, создавал неудобства для нахождения уже больших птенцов в полости дупла. Последние в процессе данных манипуляций невольно преграждали путь родителям, затрудняя их вылет.