К модернистской поэтике и поэтологии прогулки: Р. М. Рильке, Р. Вальзер, Т. Бернхард, П. Хандке

Бесплатный доступ

В статье исследуется прогулка как предмет изображения и рефлексии в немецкоязычном литературном модернизме - анализируется художественная проза швейцарских и австрийских писателей (Р. М. Рильке, Р. Вальзер, Т. Бернхард, П. Хандке). Данная культурная практика рассматривается в нескольких аспектах: как форма праздности субъекта модерна, литературная топика, повествовательная модель, форма модернистской поэтологии. Выбор материала связан с культурными, историко-литературными и стилевыми факторами. Прогулка и странствие в литературе альпийского региона имеют давнюю традицию (Alpen-Literatur), но в ХХ в. модернисты эту традицию пересматривают, сохраняя и деконструируя ключевые топосы. Для поэтики выбранных писателей характерно несколько общих черт: сосредоточенность на поисках самости, подчинение композиции внутренней логике повествующего «я», саботаж фабулы, редукция предметного мира, тяготение к языку абстрактного, «беспредметного» искусства (авангардная живопись и графика, атональная музыка). Цель исследования состоит в выявлении генетических, типологических и уникальных (национальных, авторских) особенностей модернистской поэтики и поэтологии прогулки. В результате установлены такие особенности модернистской поэтики прогулки, как доминирование эстетической цели над прагматическими целями перемещения в пространстве, преобладание воображаемого ландшафта над реальным, вытеснение топографии, тесная связь прогулки и письма. В модернистской прозе, таким образом, прогуливающимся оказывается писатель, а само движение в пространстве подчиняется целям сочинения текста о прогулке.

Еще

Модернизм, австрийская литература, швейцарская литература, поэтика прогулки, райнер мария рильке, роберт вальзер, томас бернхард, петер хандке

Короткий адрес: https://sciup.org/14729529

IDR: 14729529   |   DOI: 10.17072/2037-6681-2017-3-96-108

Список литературы К модернистской поэтике и поэтологии прогулки: Р. М. Рильке, Р. Вальзер, Т. Бернхард, П. Хандке

  • Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма//Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе/пер. с нем. и фр. СПб.: Symposium, 2014. С. 47-234.
  • Дронова О. А. От гостиницы до съемной казармы: мотив дома в романах «новой деловитости»//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. Вып. 3(35). С. 94-102.
  • Котелевская В. В. Блудный сын модернизма//Иностранная литература. 2016. № 6. С. 232-245.
  • Котелевская В. В. «Взорванная идиллия» швейцарского мифа//Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2015. № 1. С. 185-186. Рец. на кн.: Матт П. фон. Литературная память Швейцарии: Прошлое и настоящее/пер. с нем. Т. А. Баскаковой. М.: Центр книги Рудомино, 2013. 464 с.
  • Котелевская В. В. «Господин Тест» Поля Валери в поэтике Томаса Бернхарда: вглубь одной цитаты//Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2014. № 4. С. 57-67.
  • Лошакова Г. А. Художественная проза бидермейера в Австрии: жанры и поэтика: дис. д-ра филол. наук. Н. Новгород, 2014. 427 с.
  • Михайлова Г. П. «Линия -это точка, вышедшая на прогулку». Пауль Клее, Роберт Вальзер и Михаил Шишкин: семантика фланирования//Знаковые имена современной русской литературы. Михаил Шишкин/под ред. А. Скотницкой и Я. Свежего. Краков: scriptum, 2017. С. 335-348.
  • Моретти Ф. Буржуа: между историей и литературой. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2014. 264 с.
  • Пруст М. Памяти убитых церквей. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 128 с.
  • Рильке Р. М. Флорентийский дневник/пер. с нем. В. Бакусева. М.: Текст, 2011. 222 с.
  • Руссо Ж. -Ж. Прогулки одинокого мечтателя//Руссо Ж.-Ж. Избр. соч.: в 3 т. М.: Гос. изд-во ху-дож. лит., 1961. Т. 3. С. 571-663.
  • де Серто М. По городу пешком//Социологическое обозрение. 2008. Т. 7, № 2. С. 24-38.
  • Хандке П. Учение горы Сен-Виктуар: романы/пер. с нем. М. Кореневой. СПб.: Азбука-Классика, 2006. 384 с.
  • Albes C. Der Spaziergang als Erzahlmodell. Studien zu Jean-Jacques Rousseau, Adalbert Stifter, Robert Walser und Thomas Bernhard. Tibingen, Basel: Francke, 1999. 332 S.
  • Benjamin W. Die Wiederkehr des Flaneurs//Benjamin W. Gesammelte Schriften. Bd. III. Kritiken und Rezensionen. Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1991. S. 194-199.
  • Bernhard Th. Das Kalkwerk. Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1973. 211 S.
  • Bernhard Th. Der Untergeher. Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1988a. 243 S.
  • Bernhard Th. Frost. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1973. 316 S.
  • Bernhard Th. Gehen//Bernhard Th. Werke. Bd. 12. Erzahlungen II. Frankfurt am Main: Suhkamp/Insel, 2006. S. 141-227.
  • Bernhard Th. Korrektur. Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 1988b. 318 S.
  • Bevan E. Jr. Dialogue with the Self: Paul Valery and Monsieur Teste//Twentieth Century Literature. Vol. 26, No. 1 (Spring, 1980). P. 15-26.
  • Broder H. Wandering in Contemporary Literature: A Narrative Theory of Cognition (2016)//CUNY Academic Works. URL: http://academic-works.cuny.edu/gc_etds/751 (дата обращения: 14.06.2017).
  • Coverley M. The Art of Wandering: The Writer as Walker. Harpenden: Oldcastle Books. 2012. 256 p.
  • Evans Tamara S. "A Paul Klee in Prose": Design, Space, and Time in the Work of Robert Walser//The German Quarterly. Vol. 57, No. 1 (Winter, 1984). P. 27-41.
  • Frederick S. Rereading Digression: Towards a Theory of Plotless Narrativity//Atkin R. ed.). Textual Wanderings. The Theory and Practice of Narrative Digression. Oxford: Legenda, 2011. P. 15-26.
  • Fuest L. Poetik des Nicht(s)tuns. Verweigerungs-strategien in der Literatur seit 1800. Minchen: Wilhelm Fink, 2008. 305 S.
  • Gellhaus A., Moser Ch., Schneider Helmut J. (Hg.). Kopflandschafte -Landschftsgange. Kultergeschichte und Poetik des Spaziergangs. K6ln; Weimar: B6hlau, 2007. 348 S.
  • Handke P. Die Geschichte des Bleistifts. Salzburg u. Wien: Residenzverlag, 1982. 250 S.
  • Handke P. Versuch iber die Jukebox//Handke P. Die drei Versuche. Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 2001. 195 S.
  • Handke P. Das Ende des Flanierens//Handke P. Leben ohne Poesie. Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 2007. S. 123-170.
  • Hummel V. G. Die narrative Performanz des Gehens. Peter Handkes "Mein Jahr in der Niemands-bucht" und "Der Bildverlust" als Spaziergangers-texte. Berlin: transcript, 2007. 220 S.
  • Neumeyer H. Der Flaneur: Konzeptionen der Moderne. Wurzburg: K6nigshausen & Neumann, 1999. 420 S.
  • Rilke R. M. Die Aufzeichnungen des Malte Laurids Brigge. Minchen: Deutscher Taschenbuch, 1965. 3 Aufl. 174 S.
  • Rilke R. M. Das Florenzer Tagebuch. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1982. 122 S.
  • Rilke R. M. Tagebicher aus der Frihzeit. Frankfurt am Main: Insel, 1973. 369 S.
  • Rousseau J.-J. Les reveries du promeneur solitaire. URL: http://www.rousseauonline.ch/Text/les-reveries-du-promeneur-solitaire (дата обращения: 11.05.2017).
  • Seelig C. Wanderungen mit Robert Walser. 14 Aufl. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 2015. 185 S.
  • Scheffler K. Robert Walser Bieler Prosa. Spuren in ein "Bleistiftgebiet" avant la lettre. Berlin: transcript, 2014. 514 S.
  • Shell M. Talking the Walk & Walking the Talk: A Rhetoric of Rhythm. N. Y.: Fordham University Press, 2015. 209 p.
  • Timofte A. Einsamkeit (ver)schreiben: Umwer-tungen im anthropologiechen Diskurs des 18. Jahrhunderts//Recherches Germaniques, 2014. 44. Strasbourg. P. 27-49.
  • Ullyot J. Introduction: Failure Esthetics and the Modernist Quest Narrative//Ullyot J. The Medieval Presence in Modernist Literature: The Quest to Fail. N. Y.: Cambridge University Press, 2016. P. 1-17.
  • Walser R. Kleine Dichtungen. Leipzig: Kurt Wolff, 1914. 1. Aufl. 311 S.
  • Walser R. Der Spaziergang. Prosasticke und Kleine Prosa. Zirich; Frankfurt am Main: Suhrkamp Taschenbuch, 2015a. 285 S.
  • Walser R. Kleine Wanderung. Geschichten. Stuttgart: Philipp Reclam, 2015b. 70 S.
  • Walser R. Selected Stories. N. Y.: Farrar, Straus and Giroux, 1982. 194 p.
  • Wallace Anne D. Walking, Literature, and English Culture: The Origins and Uses of Peripatetic in the Nineteenth Century. Oxford: Clarendon Press, 1993. 265 p.
Еще
Статья научная