К некоторым вопросам нахождения различных воинских формирований РФ на территории иностранных государств

Автор: Сероштан Александр Викторович

Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu

Рубрика: Теория и практика юридической науки

Статья в выпуске: 1 (58), 2020 года.

Бесплатный доступ

В данной статье автором сделан обзор по нахождению различных воинских формирований Российской Федерации на территории иностранных государств. Обозначены основные нормативные и законодательные акты, которые заключены в данном случае в соответствии с международным законодательством. Приведены условия и основания по размещению и функционированию воинских формирований или военных баз на территории иных государств.

Воинские формирования, иностранные военные базы, воинский контингент, межгосударственный договор, межгосударственное соглашение, государственная граница

Короткий адрес: https://sciup.org/14120323

IDR: 14120323

Текст научной статьи К некоторым вопросам нахождения различных воинских формирований РФ на территории иностранных государств

О сновным юридическим обоснованием для размещения и дальнейшей деятельности воинских формирований или военной базы на территории иного государства может быть только международный договор. С этой точки зрения рассмотрим современные примеры нахождения военных баз РФ на территории иностранных государств.

Отметим также, что в данном направлении развития международных соглашений еще не совсем устоялась понятийная база.Так, понятие «военная база» или «воинские формирования», в разных соглашениях прописываются по-своему. По сути, каждый международный документ, заключенный Российской Федерацией по вопросам нахождения воинских формирований, предлагает свой вариант вышеназванного понятия с наличием определенных лексических нюансов.

К примеру, в Соглашении между Россией и Абхазией приводится понятие «объединенная российская военная база» [7]. Соглашение между РФ и Республикой Таджикистан говорит о «российской военной базе» [9]. Договор между Россией и Арменией содержит в тексте такое понятие, как «воинские фор- мирования Вооруженных Сил РФ» [2], в Соглашении с Молдавией – «воинские формирования Российской Федерации» [8].

Значительная часть российских военных баз за рубежом находится в бывших республиках СССР. Среди государств, где находятся действующие воинские контингенты, которые располагаются там на основании заключенных межправительственных договоров о военном сотрудничестве,такие страны, как Армения и Белоруссия, Казахстан и Киргизия, Молдавия (Приднестровье) и Таджикистан, а также Абхазия, Южная Осетия и недавно созданные военные базы в Сирии.

В частности, в Республике Беларусь (далее РБ) находится не имеющая аналогов в мире радиолокационная станция Волга, которая применяется для дальнего обнаружения пуска баллистических ракет и 43-й узел связи ВМФ России (Вилейка). Все имущество, а также земля, на которой размещаются данные военные объекты, принадлежат государству Белоруссия. Россия приняла от Белоруссии данное имущество во временное использование, оплата за них не производится.

Следующий российский военный объект на территории Белоруссии – опергруппа погранслужбы ФСБ при Госпограничном комитете Белоруссии. Данный объект находится там с юридической точки зрения на основании Договора о совместных усилиях по охране государственной границы Белоруссии [3].

Все названные военные контингенты тем не менее не являются полноценными военными базами, поскольку их численность не большая, а направление деятельности производится с учетом совместных военных доктрин. Но все же их можно рассматривать, как военизированные контингенты РФ, которые расположены на территории другого государства.

Рассмотрим каким образом еще решаются вопросы в военном направлении между РФ и РБ. Создана региональная группировка войск (далее РГВ), в которую входят военнослужащие, как РФ, так и Белоруссии. Данное взаимодействие регулируется подписанным Соглашением между РБ и РФ о совместном использовании объектов военной инфраструктуры РБ и РФ в интересах обеспечения безопасности государств, которое вступило в действие с 14 января 2000 года.

Существует также между РФ и Белоруссией военная группа, которая носит название единая региональная система противовоздушной обороны (далее ЕРС ПВО). Данная структура охраняет границы воздушного пространства обеих государств. Состав этой структуры включает в себя: военно-воздушные силы (далее ВВС), а также военные формирования ПВО Вооруженных Сил РБ, ПВО двух объединений ВВС и частично определенные формирования Балтийского флота Вооруженных сил РФ.

Производится охрана государственной границы Белоруссии усилиями, как белорусских пограничников, так и российскими военными подразделениями, которые действуют совместно в рамках межгосударственных договоров.

Основания нахождения воинских формирований РФ на территории Белоруссии закреплены более чем 30-ю договорами и соглашениями, которые были заключены между государствами Беларусь и Российской Федерацией. Кроме того, Беларусь находится в составе Организации Договора о коллективной безопасности (далее ОДКБ), а ее Вооруженные силы – в составе РГВ и ЕРС ПВО.

Кроме того, Беларусь и Россия осуществляют совместную охрану белорусской границы с Латвией, Литвой, Польшей и Украиной. РФ выделяет средства на оснащение госграницы Белоруссии и обеспечивает ее пограничные части в материальном плане.

Но размещать полноценную военную базу РФ на своей территории Белоруссия пока отказывается. С точки зрения Министерства иностранных дел Белоруссии размещение военно-воздушной базы перестает быть актуальным из-за «развития современных технологий». Кроме того, Белоруссия сомневается в том, что размещение такого рода военных объектов способствовало бы укреплению стабильности, безопасности в регионе.

Вполне очевидно, что, если рассматривать текущую ситуацию, то юридических оснований для размещения российской военно-воздушной базы пока не существует. Ведь с учетом ныне работающего Соглашения о ЕРС ПВО, военные воздушные судна РФ имеют право пересекать государственную границу Беларуси лишь, когда производятся военные учения и то, на определенное время, в том числе могут размещаться и воинские группы ЕРС ПВО.

Следует отметить, что в теории юриспруденции обозначается, как важный фактор в содержании нормативно-правового акта (далее НПА) – это его цель или задачи. Данные нюансы обычно излагаются в преамбуле документа [12, C.205]. Здесь в виде примера уместно будет привести нормативный акт, который был принят совсем недавно – Соглашение между РФ и Сирией [10]. В документе указано сразу несколько задач, которые идут в содержании преамбулы, одна из которых звучит, как необходимость консолидации усилий по противодействию террористическим угрозам, что, учитывая последние мировые тенденции, звучит очень актуально.

В дальнейшем, по мнению военных экспертов, Россия «останется» в Сирии навсегда, используя базы в Хмеймиме и Тартусе для контроля ближневосточного и средиземноморского регионов [11].

Как показывает практика, основанием для заключения соглашения о расположении военной базы на территории иного государства могут быть военные противостояния. В этом плане можно вспомнить Соглашение между Россией и Республикой Абхазией [7]. Это соглашение было принято после грузинской агрессии по отношению к абхазскому народу. В преамбуле данного международного документа приводится несколько задач, в их числе: защита независимости абхазского народа, установление безопасности в стране. К тому же, воинские формирования РФ на территорию Абхазии были приглашены народом страны, о чем также есть упоминание в преамбуле данного соглашения.

Рассмотрим нахождение российского контингента в Республике Молдова (Приднестровье). В правовом отношении данная операция основана на двустороннем межгосударственном соглашении [8], и является легитимным вмешательством Российской Федерации в дела Республики Молдова по просьбе ее законно избранного политического руководства. Следует отметить тот факт, что Молдова не имеет общей границы с Россией.

На территории Армении находится 102-я российская военная база, которая является гарантом ста- бильности в Кавказском регионе. Созданы и функционируют Объединенная группировка войск и Объединенная региональная система ПВО России и Армении. Организовано тесное взаимодействие генеральных штабов, осуществляется совместное планирование.

Российская военная база дислоцируется в Армении согласно межгосударственному договору от 1995 года [2]. В 2010 году в документ были внесены изменения, в соответствии с которыми срок пребывания российской военной базы с первоначальных 25 лет продлен до 49 лет, то есть до 2044 года. Подготовлен проект плана двустороннего военного сотрудничества на 2020 год, включающий более 60 совместных мероприятий. Россия и Армения успешно сотрудничают не только в двустороннем формате, но и в рамках международных структур, в первую очередь ОДКБ. В 2019 году воинские контингенты совместно решали учебно-боевые задачи в ходе оперативно-стратегического учения ОДКБ «Боевое братство – 2019», которое проводилось на территории России, Белоруссии и Таджикистана.

Система охраны государственной границы Армении с Турцией (протяженность 280 км) и Ираном (протяженность 42 км) в основном сохранилась со времен СССР. Основой для пребывания здесь российских пограничников является межгосударственный договор о статусе пограничных войск России на территории республики, заключенный в Ереване 30 сентября 1992 года [2]. Статья 2 этого Договора гласит, что Республика Армения делегирует вопросы охраны государственной границы с Турцией и Ираном в пределах своей территории Пограничным войскам Российской Федерации. Согласно статье 7, Пограничные войска Российской Федерации используют в охране границы силы и средства авиационных частей, базирующихся как на территории Республики Армения, так и за ее пределами, как с базовых аэродромов, так и с аэродромов (площадок) временного базирования.

В то же время в преамбуле указывается, что Россия и Армения действовали, исходя из новых политических реальностей в мире и в Закавказском регионе, в силу обретения Российской Федерацией и Республикой Армения государственной самостоятельности, руководствуясь необходимостью обеспечения коллективной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств.

Периодически государства, используя Венский документ 2011 года [1], проводят проверки военных баз и территорий. В частности, в июле 2019 года британские инспекторы приехали на российскую военную базу в Таджикистане, крупнейшую из подобных объектов Вооруженных сил РФ, в рамках Венского документа. Цель инспекции – определить наличие или отсутствие военной деятельности. В районе, где проводилась инспекция, дислоцируется 201-я военная база Вооруженных сил РФ. В ходе работы инспекторы посетили учебные районы и полигоны. Кроме того, командование 201-й базы провело для них брифинг.

Поводя итоги рассматриваемого вопроса, хотим отметить,чтостатусвоенныхформированийи военных баз Российской Федерации на территории иностранных государств – это многокомплексное юридическое явление, которое еще подлежит более тщательному изучению, поскольку оно находится в стадии правового формирования. Следует еще раз акцентировать внимание на том, что главным и фундаментальным документом в регулировании этого вопроса выступает международный договор. В научной статье автором была произведена попытка анализа основных нормативно-правовых актов и законодательных источников, регулирующих изучаемый вопрос.

Список литературы К некоторым вопросам нахождения различных воинских формирований РФ на территории иностранных государств

  • Венский документ 2011 года «О мерах укрепления доверия и безопасности», 30.11.2011 г., FSC.DOC/1/11 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОБСЕ. Режим доступа: https://www.osce.org/ru/fsc/86600?download=true (дата доступа: 25.01.2020 г.).
  • Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения о российской военной базе на территории Республики Армения от 16.03.1995 г. (ред. от 20.08.2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. №17.
  • Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместных усилиях в охране Государственной границы Республики Белорусь (г. Минск, 21.02.1995) [Электронный ресурс] // СПС «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/1119274/ (дата обращения: 25.01.2020).
  • Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 г. №798 «О Мероприятиях по реализации документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе «Венский документ 1994 года переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности», «Глобальный обмен военной информацией», «Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности» и «Решение о принципах, регулирующих нераспространение» (ред. от 05.10.1998) // Собрание законодательства РФ. 1995. №33. Ст.3395.
  • Постановление Правительства РФ от 04.06.2012 г. №545 «О реализации документа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе «Венский документ 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2012. №24. Ст.3182.
  • Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместном использовании объектов военной инфраструктуры Республики Беларусь и Российской Федерации в интересах обеспечения безопасности государств от 16.10.1998 г. // Собрание законодательства РФ. 2007. №4. Ст.470.
  • Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия об объединенной российской военной базе на территории Республики Абхазия (Вместе с «Перечнем мест дислокации...») (Заключено в г. Москве 17.02.2010 г.) // Бюллетень международных договоров. 2010. №8. С.60-73.
  • Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Молдова по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием воинских формирований Российской Федерации на территории Республики Молдова (Заключено в г. Москве 21.10.1994 г.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT &n=400#07130905787055162 (дата доступа: 25.01.2020 г.).
  • Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан // Собрание законодательства РФ. 2014. №14. Ст.1563.
  • Федеральный закон «О ратификации Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики» от 26.07.2017 г. №181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2017. №31 (Ч. I). Ст.4730.
  • Медведева Т. Игорь Коротченко: «Наши военные базы останутся в Сирии навсегда» [Электронный ресурс] // Газета «Культура». Режим доступа: https://portal-kultura.ru/articles/armiya/291919-igor-korotchenkonashi-voennye-bazy-ostanutsya-v-sirii-navsegda/?print=Y&CODE=291919-igor-korotchenko-nashi-voennye-bazyostanutsya-v-sirii-navsegda (дата обращения: 25.01.2020).
  • Юридическая техника: учеб. пособие / Н.А. Власенко, А.И. Абрамова, Г.Т. Чернобель [и др.]; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. М.: ЮСТИЦИЯ, 2016. 320 с.
Еще
Статья научная