К обследованию предлагаемых заповедных территорий в низовьях реки Бикин (север Приморского края)
Автор: Михайлов К.Е., Коблик Е.А., Мосалов А.А., Шибнев Ю.Б.
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 48 т.7, 1998 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140148878
IDR: 140148878
Текст статьи К обследованию предлагаемых заповедных территорий в низовьях реки Бикин (север Приморского края)
К.Е.Михайлов1), Е.А.Коблик2), А.А.Мосалов3), Ю.Б.Шибнев4)
п Палеонтологический институт РАН, ул. Профсоюзная, 123, Москва, 117647, Россия
-
2) Зоологический музей Московского университета,
ул. Большая Никитская, 6, Москва, 103009, Россия
-
3) Московский педагогический государственный университет
-
4) Заповедник “Кедровая Падь”, ст. Приморская,
Хасанский р-н, Приморский край, 692710, Россия
Поступила в редакцию 27 октября 1997
Полевые работы по проекту “Биоразнообразие птиц бассейна реки Бикин” (север Приморского края) продолжены в мае-июле 1997 в нижнем течении реки, где были обследованы обширная Бикино-Алчанская и Кушнарихско-Недихезская мари (обе территории предложены для создания Бикинского национального парка — Глущенко и др. 1997), а также сопковые орнитокомплексы маньчжурского типа по Бикину, Алчану и Улитке.
На Бикино-Алчанской мари (Алчанская марь в: Глущенко и др. 1997) не найдены японские журавли Grus japonensis, 2-3 пары которых гнездились здесь в конце 1980-х (Шибнев 1982). Мы также не обнаружили занятых гнёзд дальневосточного аиста Ciconia boyciana, хотя кормящихся птиц (1 и 3) наблюдали в мае-июне на разных участках нижнего Бикина. Есть все основания полагать, что в 1997 дальневосточные аисты впервые не загнездились на Бикине (в конце 1980-х здесь гнездились 4 пары — Fudjimaki et al. 1990). Дерево с последним известным на этой мари жилым гнездом аиста было сломано ветром зимой 1996/1997. Главная причина исчезновения обоих редких видов заключается, вне сомнения, в резко возросшем в последние годы беспокойстве птиц рыбаками и охотниками и продолжающейся практике весенних палов.
На Бикино-Алчанской мари в мае наблюдали пару орланов-белохвостов Haliaeetus albicilla, а в начале июня неоднократно видели пару больших подорликов Aquila clanga. Гнездящиеся скопы Pandion haliaetus не обнаружены на исследованной территории, но 12-15 их пар ещё гнездится в среднем течении Бикина. Напротив, ястребиные сарычи Butastur indicus оказались достаточно обычными в междуречье Бикина и Алчана (всего закартировано 7 мест, в большинстве случаев это, несомненно, пары у гнёзд).
Кормящихся и парящих чёрных аистов Ciconia nigra наблюдали трижды. В настоящее время не известно ни одного жилого гнезда этого вида, тогда как в конце 1970-х только в районе Бикино-Алчанской мари гнездилось 4-5 пар и столько же по Бикину от Верхнего Перевала до Красного Яра (данные Ю.Б.Шибнева и Б.К.Шибнева).
Чёрные журавли Grus monacha пока обычны на Кушнарихской и Кенихезской марях. Хотя из-за поздних сроков обследования (вторая половина мая) гнёзд не найдено, по числу встреченных и одновременно перекликающихся в утренние часы птиц можно предположить, что здесь сейчас гнездятся 7-10 пар. По опросным сведениям охотников, с учётом характера встреч и нанесением на карту мест обнаружения, от 4 до 7 пар гнездятся на средне-алчанских марях и 1-2 пары на марях по реке Улитке (Колтухе). Принимая во внимание данные предыдущих лет по Силаншанской мари (Путинский и др. 1982), численность вида в низовьях Бикина сохраняется на прежнем уровне, и в настоящее время здесь каждый год гнездится от 16 до 24 пар чёрных журавлей. Вероятно бродячая пара встречена нами в начале июня на Бикино-Алчанской мари (такую же пару наблюдали здесь и в 1990); случаи гнездования чёрных журавлей на этой мари не известны с конца 1970-х.
В настоящее время здесь гнездится 8-10 пар дальневосточных кроншнепов Numenius madagaskariensis. Ещё 10-15 пар этих кроншнепов гнездится на Кушнарихской и Недихезской марях и какое-то число пар, вне сомнения, на Силаншанской и средне-алчанских марях. На зарастающей приозёрной сплавине Недихезской мари мы также обнаружили по меньшей мере 4 пары чернохвостого веретенника Limosa limosa melanuroides, почти исчезнувшего с низовий Бикина. Амурский волчок Ixobrychus eurhythmus, по данным этого года, ещё обычен по зарастающим высокой травой залитым кочковатым долам речек в низовьях Бикина (дважды в конце мая регистрировали брачные крики, в июне 5 раз вспугивали кормящихся птиц). Большой погоныш Porzana paykuli стал редким или малочисленным (единичные регистрации брачных криков в районах Силаншанской, Кушнарихской и Бикино-Алчанской марей в конце мая - июне).
Мандаринка Aix galericulata пока обычна в низовьях Бикина, Ал-чана и по Улитке (до 10 пар на каждые 10 км русла во время сплава в первой половине мая). Численность косатки Anas falcata в 2 раза ниже, а кряквы Anas platyrhynchos в 2-3 раза выше, чем мандаринки. Судя по всему, мандаринка является единственной уткой, по отношению к которой у многих охотников срабатывает психологическая установка на “краснокнижный” вид. Выводки чешуйчатого крохаля Mergus squamatus мы встречали в июне-июле в облесённой части нижнего Бикина вниз до Верхнего Перевала, однако здесь же встре- чен и выводок большого крохаля Mergus merganser. Учитывая возрастание численности большого баклана Phalacrocorax carbo, резко увеличившийся вылов рыбы за последние 3 года и обычную стрельбу по крохалям в весеннее время, ситуация с чешуйчатым крохалем может быть расценена как неблагополучная.
Ещё хуже обстоит дело с рыбным филином Ketupa blakistoni. В нижней части Бикина от Верхнего Перевала до р. Амба, выше Красного Яра, в 1996 охотникам было известно о 3 парах этого вида. Проверка одного из указанных мест в 1997 не принесла положительных результатов, новых сведений о рыбном филине в этом году не поступало.
В заключение отметим, что уже в ближайшее время может возникнуть тяжёлая ситуация в отношении маньчжурско-лесных местообитаний птиц (дубовые и широколиственные леса по изолированным сопкам и небольшим хребтам в долине Уссури), где с прошлого года начаты рубки, не допускавшиеся в предыдущие десятилетия. Между тем, исключительно в островных лесах по сопкам гнездятся такие виды, как большой острокрылый дятел Dendrocopos canucapil-lus, древесная трясогузка Dendronanthus indicus и ошейниковая совка Otus bakkamoena. Здесь же гнездятся иглоногая сова Ninox scutulata и большой козодой Caprimulgus indicus и часто размещают свои гнёзда ястребиный сарыч и чёрный аист.
В 1997 наши полевые исследования поддержаны Национальным географическим обществом США.