К обсуждению новых материалов археологических исследований и их интерпретации

Автор: Добровольская М.В., Решетова И.К., Дэвлет Е.Г.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Хроника

Статья в выпуске: 242, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье представлены итоги работы ежегодной научной конференции в Институте археологии РАН, освещающей важнейшие результаты полевых и аналитических исследований по актуальным темам.

Археология, полевые археологические исследования, естественнонаучные методы в археологии

Короткий адрес: https://sciup.org/14328287

IDR: 14328287

Текст научной статьи К обсуждению новых материалов археологических исследований и их интерпретации

В марте 2016 г. в Институте археологии Российской академии наук (ИА РАН) прошла XII Ежегодная конференция «Археологические исследования в России: новые материалы и интерпретации». Среди задач форума – отразить результаты новых полевых и лабораторных работ в современной российской археологии на фоне мировых тенденций развития науки. Конференция имела международный характер: в работе приняли участие специалисты из ведущих научных организаций России, представители Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Барнаула, Екатеринбурга, Симферополя, а также коллеги из Германии (Германского археологического института (DAI) в Берлине, Университета Франкфурта) и Франции (Национального Центра преистории (CNP)-Университета Бордо-1). Было представлено более 20 докладов. В активной дискуссии обсуждались основные результаты исследований археологических материалов, возможности для новых интерпретаций с применением аналитических методов. Заявленная тематика докладов отразила актуальные направления археологических исследований и дала основу для осмысления и переосмысления историко-культурных явлений прошлых эпох.

Работа конференции открылась докладом коллектива исследователей из Новосибирска (Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН) и Франции (указанное выше учреждение). В представленном Л. В. Зоткиной,

Ю. Плиссоном, Д. В. Черемисиным сообщении были продемонстрированы результаты применения фотограмметрии не только для документирования, но и для изучения технико-технологических особенностей выполнения петроглифов на алтайском памятнике Калгутинский рудник. Важность исследования выбитых на риолитах изображений этого высокогорного местонахождения обусловлена вероятностью их позднеплейстоценового возраста. Возможность сохранения палеолитических изображений под открытым небом неоднократно обсуждалась, соединение усилий специалистов из России и Франции для анализа сложного материала придало работам особое значение. Проведенное исследование указывает на существование крайне эффективных и забытых технологий работы с камнем, которые предстоит реконструировать.

Доклад профессора Германского археологического института (Берлин) Ф. фон Румеля «Королевство вандалов и алан в Северной Африке» был посвящен сопоставлению исторических и археологических источников в реконструкции событий первой трети–середины V в. н. э. Письменные свидетельства подчеркивают масштабность и агрессивность действий мигрантов, в то время как археологические данные указывают на процесс активного взаимодействия позднеантичной и варварской культур. В связи с этим автор сообщения обосновал необходимость сопряженного использования археологических и письменных источников для приближения к реальной картине прошлых событий.

Для современного этапа отечественной археологии актуальным представляется изучение археологического наследия Крыма. В обобщающем докладе профессора А. Р. Канторовича (МГУ им. М. В. Ломоносова; ИА РАН) были доложены результаты многолетних работ по сбору и систематизации произведений скифского «звериного стиля». Автор убедительно показал существование региональной специфики образцов звериного стиля с территории Крыма, а также обосновал представление о включении этого региона в восточноевропейскую провинцию.

Исследованию первобытного искусства был посвящен доклад Е. Г. Дэвлет (ИА РАН), представившей новые материалы исследований дальневосточных местонахождений петроглифов Сикачи-Алян и Шереметьево, входящих в провинцию наскального искусства в бассейне Нижнего Амура и Уссури. Систематические совместные работы ИА РАН и Краевого государственного бюджетного учреждения культуры «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края» позволили пополнить корпус наскальных изображений региона редкими вариантами зооморфных и антропоморфных образов, проанализировать состояние петроглифов и их природного контекста. Особое значение приобрело использование современных методов документирования, в частности применение фотограмметрии.

Примером плодотворного сотрудничества российских и зарубежных исследователей стал доклад С. Райнхольд (Германский археологический институт, Евразийский департамент) и Д. С. Коробова (ИА РАН). В нем отражены итоги 12-летнего российско-германского проекта по ландшафтной aрхеологии в окрестностях Кисловодскa. Исследователями был открыт новый тип поселений кобанской культуры в верхней части Кисловодской котловины в верховьях Кумы и Подкумка. Вероятно, истоки подобного типа поселений уходят своими традициями в эпоху поздней бронзы. Изучение этих комплексов осуществлялось с активным применением современных не деструктивных методов исследования: использования Геоинформационной системы (ГИС), систем глобального спутникового позиционирования, геофизических методов, пространственного и трехмерного моделирования в ГИС. Это, однако, не исключало и комплексных археологических исследований, и всестороннего анализа специалистами полученных материалов, которые находятся еще в стадии лабораторной обработки.

В направлении ландшафтной археологии работал и коллектив российских авторов: В. Е. Родинкова, Д. И. Киселев (ИА РАН), Д.И. Исаев (Российский государственный гидрометеорологический университет (ГГМУ, Москва). В своем докладе они рассмотрели феномен высокой частоты находок раннеславянских кладов в Суджанском регионе (Курская обл.) и соотнесли эти данные с ландшафтной приуроченностью. Клады находятся вне культурного слоя поселений и представляют собой изолированные объекты, что затрудняет их датировку и изучение в целом.

Следующий блок докладов был ориентирован на результаты новейших полевых археологических исследований. Так, Н. А. Макаров, О. А. Несмиян и Т. В. Муренцева (ИА РАН) посвятили свой доклад материалам исследования г. Клещин и системе раннесредневекового расселения на Плещеевом озере (Владимирская обл.). На основе результатов раскопок 2014 г. убедительно показано, что по основным характеристикам Клещин X–XI вв. был близок «большим поселениям» Суздальского Ополья, представлявшим специфику расселения на землях Северо-Восточной Руси. Их сходство выражалось в занимаемой площади (у суздальских поселений – от 4 до 15 га); неукрепленном характере поселения; присутствии в вещевых комплексах престижных украшений, предметов, связанных с торговлей и военно-административной деятельностью (княжением).

Л. А. Беляев, Н. И. Савельев и С. Б. Григорян (ИА РАН) представили уникальную находку полевого сезона 2015 г. в Зарядье – хорошо сохранившуюся берестяную грамоту в слое конца XIV – начала XV в. Подобная находка для территории Москвы – достаточно редкое явление, грамота 2015 г. является четвертой по счету. Помимо находки грамоты сообщение касалось вопросов археологического исследования культурного слоя на участке юго-западного угла Китай-города.

Особый интерес вызвал доклад А. В. Алексеева и О. В. Двуреченского (ИА РАН), посвященный недавно найденному в районе подмосковного Звенигорода арсеналу русского поместного дворянина XVI в. Сообщение сопровождалось демонстрацией кропотливо отреставрированного шлема с сохраненным уникальным орнаментальным изображением. Были также затронуты вопросы роли археологического источника в воссоздании обыденной жизни русского воинства в походах.

Результатам исследований 2015 г. на Нижнем Дону в районе строящегося под Ростовом-на-Дону аэропорта «Южный» был посвящен доклад Р. А. Мимохода и П. С. Успенского (ИА РАН) «Курганы Нижнего Подонья: грунтовая архитектура бронзового века и сарматское золото», посвященный памятникам эпохи бронзы и раннего железного века . При изучении комплексов курганных могильников были зафиксированы грунтовые блоки в насыпи курганов эпохи бронзы, что позволило обсуждать традиции особой «земляной архитектуры», развивавшейся в степных культурах эпохи бронзы. Обнаружено и не разграбленное погребение сарматской эпохи, в котором найдены многочисленные ювелирные изделия, оружие, посуда. Находка погребения сарматского времени подобной сохранности – само по себе явление редкое. Присутствие в погребении знатной женщины предметов вооружения (более 100 стрел), конской сбруи, а также украшений (серьги, браслеты, бусы, убранство погребальных одежд) и предметов культа (бронзовое зеркало) указывает на то, что по представлениям соплеменников эти предметы выполняли важную роль в загробном мире.

В сообщении И. В. Рукавишниковой (ИА РАН) «Исследование нового би-ритуального хазарского могильника на Северо-Западном Кавказе» затронуты сложные и актуальные вопросы сложения поликультурного взаимодействия в рамках Хазарского каганата. В частности, было продемонстрировано сохранение элементов более ранней погребальной обрядности, предусматривающей кремацию в ее местном, северокавказском варианте.

Ряд докладов был посвящен обобщению и научному анализу накопленного в результате многолетних полевых изысканий многочисленного археологического материала. Так, профессор Ю. Ф. Кирюшин (Алтайский государственный университет, Барнаул) выступил с подробным докладом о временн о й и территориальной вариативности погребальной обрядности культур андроновского круга эпохи поздней бронзы. Собранный к настоящему времени масштабный корпус источников убедительно демонстрирует семантическое богатство ритуалов и их значительное разнообразие.

О. А. Радюш (ИА РАН) в докладе «Особенности распространения и развития шпор на территории Восточной Европы I–V вв. н. э.» представил результаты масштабных исследований этой категории археологических находок. Особо отмечено, что именно данные предметы могут способствовать уточнению датировок и культурной атрибутики памятников этого времени. Доклад лишний раз показал, что введение в научную практику современных высокотехнологичных методов не отменяет актуальность классического типологического метода в современной археологии.

Блок докладов в рамках естественнонаучной тематики продолжил международный коллектив авторов – С. В. Шарапова и Л. Н. Корякова (Институт истории и археологии Уральского отделения РАН, Екатеринбург), Р. Краузе (Франкфуртский университет им. Иоганна Вольфганга Гёте, Германия), с докладом, посвященным междисциплинарным исследованиям поселений и могильников эпохи бронзы в Южном Зауралье.

М. В. Добровольская и И. К. Решетова (ИА РАН) обратились к проблеме интерпретации данных изотопного анализа на примере реконструкции образа жизни носителей традиций среднедонской катакомбной культуры эпохи бронзы. При исследовании памятников культур эпохи средней бронзы на Среднем Дону основными проблемами остаются следующие: выяснение причин и форм появления носителей традиций катакомбной культурно-исторической общности на Среднем Дону, являлись ли эти процессы результатом миграции или/и культурным влиянием на автохтонное население; хронология культур; реконструкция образа жизни населения.

В сообщении рассмотрены возможности эффективного применения данных изотопного анализа в решении основных задач и интерпретации данных биоархеологического источника. В качестве вывода было сформулировано, что общества эпохи бронзы использовали пищевые ресурсы местных экосистем. В основе системы жизнеобеспечения предположительно находилось скотоводство. Данные изотопного анализа указывают на то, что основными видами были жвачные животные, вероятно, крупный рогатый скот. Доля охоты и рыбной ловли, по-видимому, незначительна. В целом это население характеризовалось низкой степенью мобильности. Малое число индивидов могут рассматриваться как мигранты или перемещавшиеся на значительные расстояния. Эти результаты хорошо согласуются с гипотезой диффузного проникновения представителей «внешнего» населения в регион.

Использование возможностей изотопного анализа в изучении питания и мобильности не только древнего, но и средневекового населения остается в числе приоритетных направлений. Этот тезис прозвучал и в сообщении А. В. Энгова-товой (ИА РАН) с соавторами. Доклад «Естественнонаучные методы в реконструкции системы питания и социальной стратификации населения средневекового европейского города (на основании данных изотопного анализа 15N и 13С)» был посвящен изотопному анализу костных материалов из 23 памятников (11 городов, 3 некрополей на территории Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, Московская обл.), 7 некрополей сельских поселений; а также 2 неолитических могильников). Анализ проводился в лаборатории Института истории материальной культуры (ИИМК РАН, Санкт-Петербург) Г. И. Зайцевой и Институте геологии и геохронологии докембрия РАН (ИГГД РАН, Санкт-Петербург) Е. С. Богомоловым. Получены данные для 486 индивидов (17 – недостаточно коллагена для определения одного из изотопных значений; 33 находятся в работе) и 90 образцов костей животных. В результате впервые создана обширная база изотопных данных, позволяющая составить представление об основных моделях питания городского средневекового населения разных социальных уровней. Достаточно неожиданным фактом стало то, что значительная часть рациона горожан была составлена белковыми продуктами, среди которых мясо и молоко занимали основное место. Таким образом, распространенное представление о том, что хлеб и каши могли составлять основу рациона средневековых городов, требует пересмотра.

Привлечение данных об изотопном составе стронция в костной ткани жителей Ярославля, погибших во время трагического взятия города войском Бату-хана в 1238 г., показало, что основная часть горожан – это местные жители или недавно прибывшие из ближайшей округи. Лишь единицы были выходцами из отдаленных территорий. Таким образом, использование изотопных инструментов исследования костного материал позволяет обращаться к реконструкции социальной структурированности и миграционной активности городского населения домонгольской Руси, а также более позднего времени.

Итак, подводя итог разнообразию отмеченных докладов, хотелось бы акцентировать внимание на том, что современная отечественная археология становится все более обширным полем получения актуальных, выверенных и обоснованных гуманитарных знаний. Зачастую археологический источник остается единственным для получения информации о жизни людей как отдаленных эпох, так и совсем недавнего времени. Соответственно можно констатировать существенно возросшую роль археологической экспертизы на современном этапе развития исторической науки в целом.

Статья научная