К орнитофауне Ботчинского заповедника (восточные склоны Центрального Сихотэ-Алиня)

Автор: Тиунов И.М.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 176 т.11, 2002 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140149360

IDR: 140149360

Текст статьи К орнитофауне Ботчинского заповедника (восточные склоны Центрального Сихотэ-Алиня)

Орнитофауна юга русского Дальнего Востока изучена достаточно полно, и для ряда его районов имеются обстоятельные фаунистические сводки (Нечаев 1991; Росляков 1995; Бабенко 2000). Тем не менее, и здесь остаются “белые пятна”. Один из таких малообследованных районов — обширная территория побережья и восточного макросклона центрального и северного Сихотэ-Алиня, от бассейна р. Самарга на юге и до Советской Гавани и бассейна р. Тумнин на севере. Непосредственно к югу от этой территории работали С.В.Елсуков (1982, 1985, 1999) и А.А.Назаренко (1990). Некото рые сведения о птицах северной части этой территории содержатся в сводке В.Г.Бабенко (2000). В 1924 году на территории Ботчинского заповедника работал А.А. Емельянов (1929).

Данный район интересен и тем, что по нему проходят северные и южные границы распространения целого ряда видов птиц (Назаренко 1990), в его пределах есть зоны вторичного контакта близкородственных форм (Нечаев 1991; Редькин, Бабенко 1998).

В рамках программы по проведению инвентаризации орнитофауны Ботчинского заповедника с 21 мая по 22 июня 2000 мы обследовали бассейн р. Ботчи от устья до истоков левого притока Мульпы. Длина общего маршрута составила около 70 км. Весь маршрут был разбит на 5 участков, из узловых точек которых проводились радиальные выходы по 5-10 км ежедневно: 1) пос. Гроссевичи; 2) устье р. Мульпа (25 км выше устья Ботчи); 3) устья ключа Кабаний (левый приток Мульпы, в 34 км выше устья Ботчи); 4) устье ключа Комаров (правый приток Мульпы, в 52 км от устья Ботчи); 5) 0.5 км выше ключа Тёплый (правый приток Мульпы, в 70 км от устья Ботчи).

В настоящее время в районе исследования преобладают вторичные берёзоволиственничные леса, перемежающиеся торфяными и мохово-лиственничными болотами, возникшими в результате проводившихся в начале XX в. рубок и пришедшими за ними пожарами (Воронов 1997). Довольно крупные участки тёмнохвойной тайги начинают встречаться в районе ключа Комаров. Далее вверх по р. Мульпа первичная тёмнохвойная формация уже преобладает.

Anser fabalis. Одна пара гуменников держалась на приустьевых островах Ботчи. Вторая пар отмечена в 7 км севернее устья Ботчи на ключе Степанов, в 0.5 км от его устья.

Gallinago hardwickii. Японский бекас обычен в освоенной части при-стьевой долины Ботчи. Токующие птицы наблюдались с 28 мая по 4 июня над сухими низкотравными лугами, используемыми под выгоны. Освоена бекасами и территория бывшего аэродрома в 7 км выше устья Ботчи. Выше по реке и на Мульпе японский бекас не встречается. А.А.Назаренко (1990), обнаруживший этот вид на р. Единка, считает, что в настоящее время происходит расселение японского бекаса на морском побережье. Наши данные подтверждают это предположение и позволяют отодвинуть северную границу материковой части ареала почти на 100 км к северу.

Streptopelia orientalis. Обычна в окрестностях пос. Гроссевичи. Единичные большие горлицы встречены около устья Мульпы.

Ketupa blakistoni. За период работ крик рыбного филина мы фиксировали трижды: 28 мая в окрестностях пос. Гроссевичи, 7 июня в устье Мульпы и 12 июня в устья ключа Комаров.

Asio otus. Ушастые совы встречены нами дважды: 2 июня в окрестностях пос. Гроссевичи и 9 июня около устья Мульпы.

Caprimulgus indicus. 4 июня в окрестностях пос. Гроссевичи пару больших козодоев подняли днём со старой лиственницы на моховом болоте.

Hirundapus caudacutus. 14 июня на ключе Тёплый наблюдали стайку из 3 иглохвостых стрижей.

Dendrocopos kizuki. 30 мая две пары малых острокрылых дятлов наблюдали в пойменном лесу приустьевой части Ботчи. Птицы держались на не Рус. орнитол. журн. 2002 Экспресс-выпуск №176 147

боль ши х островках, образованных рекой перед впадением в море. 8 июня около устья Мульпы видели самца. 11 июня в районе ключа Кабаний нашли гнездо малого острокрылого дятла с б сильно насиженными яйцами. Эти находки позволяют передвинуть северную границу ареала вида, которой ранее считали долину р. Единка (Назаренко 1990).

Sturnus cineraceus. Несколько десятков серых скворцов держалось на побережье и в пос. Гроссевичи.

Garrulus glandarius. Одна сойка замечена 13 июня на ключе Комаров.

Corvus corax. На обследованной территории отмечено несколько пар в районе устья Мульпы, ключа Комаров и ключа Тёплый. Вороны держались на участках тёмнохвойного леса по долинам ключей.

Pericrocotus divaricatus. На побережье серый личинкоед обычен. Довольно часто встречается вплоть до устья ключа Кабаний. Выше по реке не отмечался.

Acrocephalus bistrigiceps. Чернобровая камышевка обычна на протяжении всего маршрута. Она населяет высокотравье вдоль опушек, дорог и ленточных приречных древесных зарослей у проток.

Phragmaticola aeedon. По долине нижнего Амура толстоклювая камышевка распространяется на север до 51-й параллели (Степанян 1990). По берегу Татарского пролива её распространение прослежено до р. Единка (Назаренко 1990). Нами этот вид обнаружен в окрестностях пос. Гроссевичи 3 июня. Птица держалась в древесно-кустарниковых зарослях возле дороги, приблизительно в 300 м от одной из проток Ботчи.

Phylloscopus coronatus. В большом количестве светлоголовая пеночка встречалась до устья ключа Кабаний. На ключе Комаров наблюдались единичные особи. На ключе Тёплый этот вид обычен.

Phylloscopus inornatus. В окрестностях пос. Гроссевичи во вторичном берёзово-лиственничном мелколесье зафиксировано несколько поющих самцов зарнички. По оценке А.А.Назаренко (1990), наличие этого вида на данной территории объясняется вторичным расселением к югу вследствие пирогенной смены лесов.

Hcedula zanthopygia. Два поющих самца даурской желтоспинной мухоловки были отмечены в окрестностях пос. Гроссевичи и один — 7 июня в устье Мульпы.

Hcedula parva. несколько пар отмечено в лиственничных лесах на склонах сопок, ограничивающих южную часть приустьевой долины Ботчи. 10 июня в устье ключа Кабаний отмечена ещё одна пара, охраняющая свой участок. Места этих находок расположены близ южной границы ареала малой мухоловки на восточном макросклоне Сихотэ-Алиня (Назаренко 1990).

1 ЛО Рус. орнитол. журн. 2002 Экспресс-выпуск № 176

Cyanoptila cyanomelana. В Нижнем Приамурье проходит северная граница распространения синей мухоловки (Бабенко 2000). По долине Амура она прослежена до пос. Хурба (Кистяковский, Смогоржевский 1973) и устья р. Горин (Степанян 1990; Колбин и др. 1994). А.А.Назаренко (устн. сообщ.) нашёл её в качестве крайне малочисленного вида в нижнем течении Единки близ с. Перетычиха в 1987. Нами поющий самец синей мухоловки отмечен на приречных осыпях в устье Ботчи.

Muscicapa griseisticta. 18 июня в окрестностях ключа Тёплый была отмечена птица с кормом, держащаяся в молодом лиственничнике.

Phoenicurus auroreus. 5 июня на каменистых осыпях в 18 км выше устья Ботчи нашли гнездо с крупными птенцами (9 июня они вылетели). 10 июня в районе устья ключа Кабаний обнаружено гнездо, располагавшееся под крышей зимовья с 5 птенцами (у них начали распускаться “кисточки”).

Parus minor. 9 июня в устье Мульпы поймали самку дальневосточной синицы с наседным пятном.

Zosterops erythropleura. Пара буробоких белоглазок наблюдалась 2 июня в окрестностях пос. Гроссевичи.

Chloris sinica minor (Temminck et Schlegel, 1848). Островная китайская зеленушка обычна в окрестностях пос. Гроссевичи (устье Ботчи) и встречается вплоть до устья Мульпы, где становится редкой. 6 июня наблюдали пару, держащуюся недалеко от зимовья в устье Мульпы. Наши данные вместе с данными А.А.Назаренко (1990) и его же наблюдениями в 1995 в черте пос. Ванино (устн. сообщ.) позволяют предполагать повсеместное обитание зеленушек в освоенной прибрежной полосе этого района.

Carpodacus erythrinus. Два поющих самца отмечены в окрестностях пос. Гроссевичи. 8 июня недалеко от устья Мульпы вдоль зимника отмечено несколько поющих самцов. 10 июня в устье ключа Кабаний зафиксирован ещё один поющий самец чечевицы.

Я признателен администрации Ботчинского заповедника за помощь и содействие в проведении полевых работ, особенно директору С. В. Костомарову и главному егерю В.А.Горбачёву, а также А.А.Назаренко (Биолого-почвенный институт ДВО РАН) за полезные советы и замечания при написании данной статьи.

Статья