К поведению малого зуйка Charadrius dubius на гнезде

Автор: Н.В. Роденко, Г.Н. Молодан

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 2566 т.34, 2025 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140312437

IDR: 140312437

Текст статьи К поведению малого зуйка Charadrius dubius на гнезде

Н.В.Роденко, Г. Н.Молодан

Второе издание. Первая публикация в 199 0*

Наблюдения за гнездящейся парой малых зуйков Charadrius dubius проведены в 1986 году на стрелке Кривой косы Азовского моря (Донецкая область) непрерывно в течение 5 сут из расположенного в 3 м укрытия. Гнездо находилось в 10 м от воды на полосе ракушечника, лишённого какой-либо растительности. 3 июля 1986 в кладке было 3 яйца. В насиживании кладки в дневное время принимают участие оба партнёра, причём каждый затрачивает примерно равное количество времени. Рано утром и поздно вечером на гнезде всегда находилась самка, поэтому можно предположить, что она насиживает и ночью. В жаркие дни с 11 до 18-19 ч птицы сидели на кладке или стояли рядом, причём частота чередования этих положений и длительность стояния (1-20 мин) коррелировали с температурой воздуха. Стоящая птица выбирала положение,

Роденко Н.В., Молодан Г.Н. 1990. К поведению малого зуйка на гнезде // Орнитология 24 : 133-134.

при котором тень максимально предохраняла яйца от солнечных лучей. Сами птицы, находясь на гнезде в жару, держали клюв открытым.

При насиживании значительное внимание зуйки уделяли чистке оперения, причём самка затрачивала на это значительно больше времени. Уход за оперением производился стоя и сидя на гнезде, продолжаясь днём от 0.5 до 4 мин при частоте 7-8 раз в час. После 17 ч частота этого акта снижалась до 1-3 раз в час. В двух случаях (5 и 8 июля) во время ухода за оперением отмечено поедание самкой выпавших из груди перьев.

Утром до 9 ч, днём с 11 до 15 ч и вечером с 19 ч у насиживающих птиц наблюдалось состояние сна, часто прерываемое разными раздражителями (голоса чаек, людей, шум катеров и др.). В течение дня насиживающая птица меняла положение на гнезде в среднем до 7 раз в час. Для перемещения яиц зуйки приподнимались над кладкой и, опуская голову, приоткрытым клювом поворачивали одно яйцо, реже сразу два.

Насиживающие птицы часто подбирали мелкие предметы (кусочки ракушек, растений моря и др.), лежащие у гнезда, и резким движением головы отбрасывали их. Иногда ради этого насиживающая особь покидала кладку, а крупные раковины птицы относили на 20-40 м от гнезда. Часто без видимых причин зуйки покидали кладку в ранние утренние часы на 1-2 мин, с 8 до 11 ч – на 5-6, максимум 20 мин, с 11 до 17 ч насиживали плотно, а после 17 ч вновь отлучались. При смене партнёров птица, идущая к гнезду, издавала звуки, насиживающая особь отвечала и приподнималась, затем наклоняла переднюю часть тела, голову почти прижимала к земле и оставляла кладку. Подошедшая птица с таким же поклоном занимала место. Нарушение ритуала самкой было отмечено только один раз: поднявшись над кладкой и совершив поклон, она осталась на месте. Подошедший самец клювом оттолкнул её и сел на гнездо.

К жёлтым трясогузкам Motacilla flava малые зуйки, в отличие от морских Charadrius alexandrinus , не проявляли агрессивности даже когда те подходили на 30 см к гнезду. Насиживающая птица лишь втягивала голову и вжималась в гнездовую ямку. Такая же реакция отмечалась по отношению к низко пролетающим чайкам. На высоко летящих птиц зуйки смотрели одним глазом, сильно наклонив голову вбок. При затяжном дожде птицы насиживали плотно (до 2 ч подряд), сменяясь только в коротких перерывах. Зуйки сидели на гнезде клювом к ветру, и их положение менялось в зависимости от его направления. Во время града насиживающий самец слегка расставлял крылья, а после ливня покинул кладку, не дожидаясь самку.

ю ^

Рус. орнитол. журн . 2025. Том 34. Экспресс-выпуск № 2566