К проблеме дифференциации психических и эмоциональных состояний
Автор: Рыбникова Екатерина Сергеевна
Журнал: Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева @vestnik-kspu
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 1 (12), 2010 года.
Бесплатный доступ
Рассмотрены понятия психического и эмоционального состояний. Выделены основные параметры, позволяющие провести дифференциацию психического и эмоционального состояний. Уделено внимание особенностям каждого из критериев дифференциации состояний.
Психическое состояние, эмоциональное состояние, чувства, эмоции
Короткий адрес: https://sciup.org/144153003
IDR: 144153003
Текст научной статьи К проблеме дифференциации психических и эмоциональных состояний
Социально-экономический кризис и глобальные преобразования в России в конце XX века привели к осложнению социальной ситуации жизни. Происходящие в стране перемены способствуют повышению психоэмоционального напряжения у населения (неудовлетворенность жизнью, неуверенность в завтрашнем дне, раздражительность, агрессивность, депрессия), в связи с чем проблема психических состояний приобретает особую актуальность.
Состояния, являясь важнейшей частью всей психической регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Огромный объем этого класса психических явлений требует множества плоскостей анализа и описания. Вместе с тем до сих пор теория психических состояний далека до завершенности, очень многие аспекты психических состояний с необходимой полнотой не изучены, в частности, одной из методологических проблем психологии является проблема дифференциации психических и других психологических феноменов. Наибольшие трудности возникают при дифференцировке психических и эмоциональных состояний, чувств и эмоций. Анализ литературы показал, что в настоящее время в психологической науке не выработан единый подход к пониманию данных феноменов и многие авторы вкладывают в эти понятия разный, порой противоположный смысл, что выдвигает необходимость их теоретического изучения и выделения качественных различий.
Н.Д. Левитов, один из первых описавший категорию психического состояния, определяет её как «целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. Данное определение не позволяет однозначно дифференцировать психические состояния от других психологических феноменов [Левитов, 1964].
Попытки определения и дифференциации понятий «психическое состояние», «чувство», «эмоция» делались многими авторами: Е.П. Ильиным, С.Л. Рубинштейном, А.В. Петровским и другими. Каждый автор придерживается определённого подхода, выделяет многообразные стороны и особенности изучаемых явлений. Среди наиболее универсальных параметров, можно выделить следующие: длительность, предметность и культурная обусловленность.
Рассматривая длительность исследуемых феноменов, большинство авторов не отмечают существенных различий, позволяющих провести грань между состояниями и чувствами. И те и другие явления характеризуются устойчивостью и продолжительностью. А.Г. Маклаков отмечает, что «состояния – это относительно устойчивые психические явления», что касается чувств, то, по мнению А.Н. Леонтьева, «это устойчивое эмоциональное отношение». Эмоции, в отличие от чувств и состояний, более кратковременны и ситуативны (Е.П. Ильин, А.В. Петровский). А.В. Петровский отмечает, что «эмоция – временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства». Таким образом, длительность как параметр позволяет дифференцировать психические состояния и эмоции, однако не выявляет существенных различий между психическими состояниями и чувствами.
А.Н. Леонтьев, рассматривая параметр предметности, определяет чувства как «подкласс эмоций, отличающийся их предметным характером». А.В. Петровский отмечает, что «чувства способствуют выделению предметов, отвечающих потребностям личности, и стимулируют деятельность, направленную на их удовлетворение». Таким образом, критерий предметности позволяет дифференцировать психические состояния, носящие непредметный характер, и чувства, которые всегда направлены на конкретный объект, но не обнаруживающий различий между состояниями и эмоциями.
При рассматривании культурно-социальных особенностей, наблюдается, что психические состояния и эмоции не обусловлены культурно, тогда как для чувств влияние культурных особенностей носит ярко выраженный характер (Е.П. Ильин, П.В. Симонов). П.В. Симонов отмечает, что чувства – это «эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, т. е. потребностей, возникших в ходе исторического развития человека» [Симонов, 1998].
Психическое состояние можно воспринимать, с одной стороны, как некий фон, способствующий или препятствующий возникновению определенных эмоций, а с другой – как последствие длительного переживания эмоций и чувств. Например, на фоне депрессивного состояния человек чаще проявляет отрицательные астенические эмоции, но череда сильных отрицательных эмоций или негативных чувств может перевести психику человека в подавленное состояние [Щербатых, 2008].
На основе всего вышеперечисленного категорию «чувство» можно обозначить как «культурно обусловленное, устойчивое, эмоционально-окрашенное отношение человека к значимому для него социальному объекту», а эмоцию – как «внутреннюю, субъективную реакцию человека на течение процесса реализации актуальной потребности». Тогда психическое состояние можно определить как «один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определенными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне – системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира». Однако проведенный анализ литературных источников показал, что имеющиеся критерии дифференциации психических состояний и других психологических феноменов недостаточны для всестороннего понимания сущности данных явлений и полного их разграничения. Не вполне ясным остаётся соотношение понятий «психическое состояние» и «эмоциональное состояние». С.Л. Соловьева рассматривает эмоциональные состояния как разновидность психических состояний, тогда как А.В. Петровский склонен отождествлять понятия «эмоции» и «эмоциональные состояния», другие авторы этот вопрос вообще не затрагивают.
Рассмотрев такие категории психических явлений, как психические состояния, эмоции и чувства, мы наметили грани, способствующие их дифференциации, подчёркивающие сложность и значимость каждого из изучаемых явлений. Дальнейшее изучение и более детальная проработка данной проблематики, а также разработка единых методологических позиций могут послужить выходом из сло-
Психология жившегося положения, когда область изучения данных психических явлений предстаёт в виде набора разнообразных противоположных фактов, и послужить основой создания единого подхода к пониманию данных психологических феноменов.