К проблеме сохранения культурного наследия с. Сикачи-Алян: по материалам этнографических полевых исследований в Хабаровском крае в 2008 году

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521465

IDR: 14521465

Текст статьи К проблеме сохранения культурного наследия с. Сикачи-Алян: по материалам этнографических полевых исследований в Хабаровском крае в 2008 году

В условиях процесса глобализации изучение и сохранение историкокультурной среды обитания народов России приобретает особенную актуальность.

В 2002 г. вступил в силу новый федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В соответствие с принятым решением возникла необходимость рассмотрения всех аспектов управления историко-культурным наследием.

Особый статус в числе охранных мест, содержащих огромный до сих пор неисследованный историко-культурный потенциал, занимает село Си-качи-Алян, расположенное в 75 км от г. Хабаровска. Существует несколько трактовок названия села. Раньше оно называлось Сакачи-Алян, более старое название Сакачиори («место, где узнают») (ПМА, 2008). Нивхи это место называли Сахачиаллан («Ты питьевая вода рта Лана ») [Меркушев, 1999, с.16]. По статистике начала XX в. в селе проживало коренное нанайское население численностью 115 человек (54 муж., 61 жен.) [Лопатин, 1922, с. 352]. По современным данным в Сикачи-Аляне насчитывается 334 человек - 316 нанайцев, имеющих статус КМНС Хабаровского края (данные администрации).

Уже в конце XIX в. нанайское селение Сикачи-Алян приобрело известность благодаря обнаруженным около него древним изображениям. Выполненные на базальтовых валунах и скалистом выступе, они были сосредоточены на береговой полосе протяженностью до 6 км. В 1895 г. был опубликован первый материал о Сикачи-Алянских петроглифах. Позже, в 1899 г. появились фотографии древних рисунков на камнях и были записаны легенды «О трех солнцах», связанные с петроглифами.

В начале ХХ в. легенды нанайского этноса и амурские петроглифы привлекли внимание исследователей - дальневосточников В.К. Арсеньева и Л.Я. Штернберга [Штернберг, 1933] В течение 1930 – 1970-х гг. большую планомерную работу по изучению и систематизации изображений на камнях провели участники Нижнеамурской археологической экспедиции – А.П. Окладников и А.П. Деревянко [Окладников, 1971]. Ученых порази- ло многообразие стилей и техник исполнения петроглифов – от реалистичных изображений до схематических, выполненных в «рентгеновском стиле», глубокой желобчатой выбивкой или резьбой в широком временном диапозоне. Аналоги спиральной и криволинейной орнаментики, встречающиеся в Сикачи-Алянских петроглифах, на неолитической керамике Нижнего Приамурья и среди наскальных изображениях в Австралии и Тихоокеанского побережья, позволили исследователям сделать вывод о взаимовлиянии культур тихоокеанского региона в глубокой древности [Окладников, 1971, с. 112-113; Окладников, 2003, с. 479-495].

На южные корни Сикачи-Алянской «галереи» в свое время указывал П.П. Шимкевич. В записанной им легенде «О трех солнцах» земля представлена в полурасплавленном состоянии, поскольку на небе три солнца [Шимкевич, 1896, с. 9-10]. Амурские нанайцы и ульчи так объясняли происхождение рисунков: отважный охотник Хадо убил два светила, но прежде, когда вода в Амуре кипела и камни были мягкими, Мямелди (жена Хадо) пальцем на камнях выдавила «письмо», повествующее о былых временах [История и культура нанайцев, 2003, с. 146-147; Чаадаева, 1990, с. 5- 7] .

По данным Л.Я. Штернберга, хранителями мифа о Хадо были представители нанайского рода Заксор. В его сложном социальном составе обнаружены элементы, указывающие на древние контакты амурского населения с аустронезийскими племенами юго-восточной Азии [Штернберг, 1933, с. 492-495].

А.В. Смоляк, анализируя родовой состав Нижнего Приамурья, отмечала, что многие нанайские роды свои легенды вплетают в космологический сюжет о трех солнцах, что является подтверждением генетической связи нанайских групп с родом Заксор [Смоляк, 1976, с. 129-160]. Ареал распространения мифа о первотворении охватывает весь нижнеамурский регион. Легенда отмечена у нивхов (проживающих в северных районах Приамурья), удэгейцев (в южной части Нижнего Приамурья), но наиболее детально эта легенда представлена в ареале амурских нанайцев.

Одним из этнокультурных центров, где впервые был записан текст о множественности солнц, по праву является с. Сикачи-Алян. Вокруг него расположено множество культовые места. Согласно фольклорной традиции нанайцев, выше утеса Гаси находится Дёлома мама (Дело-мама) -«каменная старуха». Это сакральное место представлено скоплением базальтовых валунов. «Старуха-шаманка» связана с персонажами Сикачи-Алянского мифа о первопредках. Женский образ ассоциируется с Хозяйкой – покровительницей рыбных богатств, Северного ветра, загробного мира буни. Между селениями Малышево и Сикачи-Алян существуют табуированные места - Джоанко, Джека-кряж, Суссу, Суйгу, Боккоа, Чин-дак. В них когда-то были селения, но в результате оспы и наводнения люди покинули их, с тех пор считается, что это чертовы места. Недалеко от Сикачи-Аляна, на берегу Петропавловского озера находится Ка- мень-Лось, связанный с культом природы [Бельды, 2000, с.84-85; Соболевская, 1996, с. 55-62].

Петроглифические образы на базальтовых валунах вблизи с. Сикачи-алян стали визитной карточкой Нижнеамурского региона. В современном нанайском декоративно-прикладном искусстве – в вышивке, аппликации, рисунки личин или лося являются главными элементами композиции. В селах с компактным проживанием нанайского населения среди учащихся начальных классов общеобразовательных школ был проведен тест-опрос на тему любимого уголка природы. На многих пейзажных рисунках (в селах Сикачи-Алян, Синда, Найхин) присутствовали образы размещенных на берегу валунов, покрытых петроглифами. В фестивальной практике коренных народов Приамурья поклонение культовому месту на берегу Амура около с. Сикачи-Алян является частью праздничной программы.

Популяризация памятника и внимание к нему СМИ как к уникальному наследию не только России, но и всего мира, создает немало проблем по его сохранению. Сегодня с. Сикачи-Алян – активно посещаемый туристический объект, а также один из источников доходов в Хабаровском крае. С целью привлечения и увеличения потоков туристов используются дотации из края, а также грантовые средства. Под влиянием туристического бума облик села значительно изменился. Так на деньги грантов по 3-м программам Агентства США по международному развитию в селе были асфальтированы дороги и построено здание администрации, оснащенное коммуникациями. В нем разместились школа и музей. Для создания национального колорита коробки многих домов украшены амурской орнаментикой - стилизованными образами драконов, птиц, рыб. Размещенные на автобусной остановке большие деревянные фигуры повторяют образы нанайской культовой скульптуры.

В 2001 г. при содействии Минэконом развития в окрестностях Сикачи-Алян был создан эколого-туристический комплекс «Вэлком», предлагающий туристам обустроенные домики, экскурсии по петроглифам, блюда из национальной кухни, концертную программу по нанайскому фольклору. Помимо комплекса «Вэлком» в селе находится филиал Хабаровского музея им. Гродеково, для которого администрация края выделила помещение под музей в административном здании села. Имея культурно-просветительский статус, обе организации взимают экскурсионную плату с туристов, не прикладывая усилий к сохранению памятника. Специалисты из краевого НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры констатируют, что разрушение археологического памятника ускоряется под влиянием антропогенных факторов.

Коммерциализация историко-культурного объекта создала конфликтную ситуацию между представителями краевых властей и местным населением. Местные старожилы провели акцию с требованием прекратить массовое посещение территории туристами. Они сетуют на уготованную им роль «уборщиков» за каждым из посетителей памятной территории.

Встал вопрос об активном вовлечения жителей Сикачи-Аляна в миссию по охране местного историко-культурного наследия. На сегодня в селе высок уровень безработицы. Это провоцирует появление неорганизованных форм туризма. Многие из опрошенных считают, что ситуация может кардинально измениться, когда власти увидят сопричастность местного населения к этнокультурному памятнику. Это может решить экономические проблемы села и изменить микроклимат.

На сегодня культурно и научно-просветительскую миссию на себя готова взять школа. В программу обучения школьников с. Сикачи-Алян включено обязательное знание нанайского языка и овладение видами национальных ремесел, что служит базой воспитания нового поколения, сопричастного к истории и культуре родного края. Создание же в селе научно-исследовательского центра из привлеченных специалистов в области археологии, этнографии, экологии, фольклористики, истории может способствовать развитию культурно-познавательного туризма.

Статья