К распространению юлы Lullula arborea в Оренбургской области

Автор: Корнев Сергей Викторович, Морозов Владимир Викторович

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 830 т.21, 2012 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140153154

IDR: 140153154

Текст статьи К распространению юлы Lullula arborea в Оренбургской области

О распространении юлы Lullula arborea в Оренбуржье до недавнего времени можно было судить лишь по отдельным встречам одиночных птиц в период весеннего пролёта в северо-западной и южной частях региона (Коршиков, Корнев 1999, Корнев, Морозов 2008). В 2010 году нам удалось доказать, что этот вид гнездится в Бузулукском бору на северо-западе области (Морозов, Корнев 2010). Годом позже зарегистрирована встреча поющего самца несколько восточнее мест, где мы отмечали этих жаворонков ранее (Корнев, Морозов 2011).

В ходе работ по проекту «Атлас гнездящихся птиц Европы» в 2012 году, а также в результате дополнительных исследований нам удалось собрать новые сведения о распространении и гнездовании юлы на юге Оренбургской области.

На правобережье реки Илек в районе села Угольного Соль-Илец-кого района, в той же самой местности, что и в 2007 году (Корнев, Морозов 2008), лесные жаворонки обнаружены весной 2012 года. Но если в 2007 году токовавшие самцы держались у тополёвых ленточных посадок на древней надпойменной террасе илекской долины, то в данном сезоне они поселились в несколько иных условиях – в разреженной лесополосе из карагача, посаженной для закрепления песчаной ковыльной степи. В этом месте 13-15 апреля активно пели 4 самца. Они токовали в основном в ранние утренние часы и вечером, исполняя песни с интервалом в 15-20 мин. Иногда самцы присаживались на деревья, но в таких случаях были слышны лишь обрывки песни в виде отдельных строф. При повторном посещении этого места 2-3 мая отмечены 2 пары лесных жаворонков и 2 самца, которые пели на участках карагачёвых посадок, граничащих с сажеными сосняками, а 5-6 мая встречены уже 3 пары и один самец. По сравнению с апрелем интенсивность пения самцов была низкой, особенно 5 и 6 мая.

Карагачёвая лесопосадка несколько раз была пройдена пожарами, в результате чего её древостой стал сильно разрежен, содержит много сухостоя, а карагач низкий и представлен в основном молодыми деревцами прикорневого возобновления. Лесополоса подвергается ин- тенсивной пастбищной нагрузке, на её территории выпасают крупный рогатый скот и множество овец. Поэтому травянистый покров, в основном представленный ковылями и типчаком, находится в угнетённом состоянии. Имеются значительные площади выбитой растительности с открытым грунтом на песчаных буграх.

Гнездо лесных жаворонков было обнаружено 3 мая на широкой прогалине меж рядов карагача в сухой редкотравной ковыльной степи близ проезжей просёлочной дороги (рис. 1). Оно находилось на ровном участке степи неподалёку от основания невысокого взлобка и было устроено в куртине объеденного овцами ковыля. Гнездо было хорошо укрыто стеблями ковыля со всех сторон, кроме одного места, где птицы подходили к гнезду. Оно было свито из сухих трав, снаружи – из грубых кусков стеблей маревых и полыни, лоток был выстлан мягкими тонкими листочками злаков. Наружный поперечник гнезда был равен 11.0×8.5 см, диаметр лотка 6.0 см, глубина лотка – 4.5 см.

Рис. 1. Гнездовой биотоп юлы Lullula arborea в окрестностях села Угольного Соль-Илецкого района. 3 мая 2012. Фото В.В.Морозова.

В гнезде находились 2 птенца возрастом примерно 3-4 дня. Самец и самка кормили птенцов не часто (рис. 2), примерно через 20-30 мин, и вели себя очень осторожно: перед кормлением они подолгу сидели на вершине карагача или на проводах проходящей неподалёку ЛЭП. Потом жаворонок спускался на землю в стороне от гнезда и всегда подходил к нему пешком. Взяв капсулу помёта птенца, родитель отбегал с ней на 5-7 м от гнезда, после чего взлетал и бросал капсулу через 2-3 с после взлёта.

При последующих посещениях этой же лесопосадки 25 мая мы наблюдали поющего самца, а также пару птиц, одна из которых была с кормом; 19 июня мы встретили на разных участках посадки 3 группы слётков с короткими хвостами, состоявшими из 3, 4 и 5 особей, а 3 июля отмечены взрослые юлы, проявлявшие сильное беспокойство.

Рис. 2. Юла Lullula arborea у гнезда, окрестности села Угольного Соль-Илецкого района, 3 мая 2012. Фото В.В.Морозова.

При проверке 22 мая 2012 сосновой посадки на песках возле реки Карабутак в окрестностях посёлка Сагарчин (Акбулакский район), где 14 мая 2011 был отмечен токовавший самец (Корнев, Морозов 2011), мы вновь на том же самом участке встретили изредка певшего лесного жаворонка.

Ещё восточнее гнездящиеся лесные жаворонки найдены в Губер-линских горах. Пара обнаружена 13 мая в долине реки Чебаклы, в урочище Малошарипово между сёлами Ялнаир и Хмелёвка. Птицы проявляли сильное беспокойство при приближении наблюдателя к склону степного холма с выходами кварцитов. На следующий день нам удалось обнаружить в этом месте двух плохо летающих слётков, самец и самка носили им корм.

Кроме того, 14 и 15 мая трёх поющих самцов юлы мы неоднократно наблюдали над степными холмами (51°06´47´´с.ш., 58°02´52´´в.д.), круто спускающимися к руслу реки Урал чуть западнее нежилого посёлка Горюн (Гайский район). Следует отметить, что в этом месте полностью отсутствовала какая-либо древесная растительность, склоны холмов покрыты низкотравной нагорной ковыльно-типчаковой степью, местами сильно разреженной, на долю открытых, незадернованных щебнистых участков приходится значительная площадь. Внешне местность в этом районе напоминает полупустыню (рис. 3).

Рис. 3. Биотопы , в которых держались токовавшие самцы лесных жаворонков Lullula arborea . Губерлинские горы, близ реки Урал. 15 мая 2012. Фото В.В.Морозова.

В свете полученных данных особый интерес представляет выяснение подвидовой принадлежности птиц, гнездящихся в Губерлинских горах. Проникновение на территорию Губерлинского мелкосопочника южного подвида лесного жаворонка Lullula arborea pallida Zarudny 1902 может показаться маловероятным, так как ближайшие места его гнездования – это горы Большой Балхан в Туркменистане и северное подножье Кавказа (Волчанецкий 1954). Тем не менее, именно биото-пическое размещение лесных жаворонков в Губерлинских горах весьма сходно с тем, что мы наблюдали ранее на хребте Большой Балхан в

Туркмении. Отличия между птицами номинативного и южного подвидов лесного жаворонка заключаются в оттенке общей окраски спины и пестрин на верхней стороне тела, причём надёжно можно отличить только жаворонков в свежем пере. Поскольку мы не имели возможности детально рассмотреть птиц в руках, вопрос о подвидовой принадлежности лесных жаворонков, гнездящихся на юге Оренбургской области, пока остаётся открытым.

Статья