К топической избирательности тахин (Diptera, Tachinidae) подсемейства Phasiinae на юге Дальнего Востока России
Автор: Маркова Т.О., Маслов М.В., Репш Н.В., Боловцов Е.Н.
Журнал: Вестник Красноярского государственного аграрного университета @vestnik-kgau
Рубрика: Биологические науки
Статья в выпуске: 10, 2017 года.
Бесплатный доступ
Тахины (Diptera, Tachinidae) - группа дву-крылых, являющихся свободноживущими ак-тивными насекомыми в имагинальной стадии, а в личиночной - паразитирующими в пред-ставителях из 7 отрядов насекомых. Тахины подсемейства Phasiinae являются специали-зированными паразитами отряда Heteroptera. Материалом для работы послужили исследо-вания, проведенные в различных районах При-морского края Дальнего Востока России за период с 1996 по 2016 год. Имаго тахин выле-тают неполовозрелыми, и предпочтение раз-личных биотопов связано с наличием источни-ков дополнительного имагинального питания, которое существенно влияет не только на плодовитость самок, но и на продолжитель-ность жизни. Источником дополнительного питания тахин служит нектар цветков, а также падь тлей. Топическая избиратель-ность тахин (Diptera, Tachinidae) подсемейст-ва Phasiinae обусловлена стимулами, которые связаны с кормовыми растениями имаго; с кормовыми растениями хозяев - полужестко-крылых; непосредственно с хозяином; с про-дуктами жизнедеятельности хозяина; следо-выми запахами, оставленными другими особя-ми фазиин. Стимулы, связанные с кормовыми растениями имаго и хозяев, обуславливают ориентацию Phasiinae на определенные ярусы растительности: большинство видов встре-чается в пределах 3-4-го яруса: высокие тра-вы (до 2 м), средние травы (до 1 м), что объ-ясняется обилием цветущих растений в зоне и заселенностью ее полужесткокрылыми.
Насекомые, стимулы, кормовые растения, дополнительное питание, имаго, хозяева, паразиты
Короткий адрес: https://sciup.org/140224137
IDR: 140224137
Текст научной статьи К топической избирательности тахин (Diptera, Tachinidae) подсемейства Phasiinae на юге Дальнего Востока России
Введение. Тахины ( Diptera, Tachinidae ) – группа двукрылых, являющихся свободноживу-щими активными насекомыми в имагинальной стадии, а в личиночной – паразитирующими в представителях из 7 отрядов: Orthoptera (Прямокрылые), Dermaptra (Кожистокрылые), Coleoptera (Жесткокрылые), Lepidoptera (Чешуекрылые), Hymenoptera (Перепончатокрылые), Diptera (Двукрылые), Heteroptera (Полужесткокрылые) [1–5]. Тахины подсемейства Phasiinae являются специализированными паразитами отряда Heteroptera .
Имаго тахин вылетают неполовозрелыми, и предпочтение различных биотопов связано с наличием источников дополнительного имаги-нального питания, которое существенно влияет не только на плодовитость самок, но и на продолжительность жизни. Спаривание происходит неоднократно, при этом один самец может оплодотворить несколько самок. Источником дополнительного питания тахин служит нектар цветков, а также падь тлей [6].
Знание особенностей экологии тахин имеет важное научное значение, как в теоретической, так и сельскохозяйственной энтомологии, при использовании этой группы энтомофагов для получения максимальной интенсивности размножения и полного использования хозяев.
Цель исследования. Изучение топической избирательности тахин ( Diptera, Tachinidae ) подсемейства Phasiinae на юге Дальнего Востока России.
Материалы и методы исследования . Материалом для работы послужили исследования, проведенные в различных районах Приморского края Дальнего Востока России за период 1996– 2016 гг. Использовались визуальные наблюдения и сборы насекомых в естественных условиях, а также содержание в лабораторно-полевых условиях хозяев – полужесткокрылых – с целью выведения имаго двукрылых, выявления степени зараженности и получения данных о трофических связях фазиин в личиночной стадии. Методы сбора и содержания насекомых освещены нами ранее [4]. Определение тахин и полужесткокрылых велось по [2, 7]. Номенклатура видов растений в работе приводится по последним флористическим сводкам [8].
Результаты исследования. В топической избирательности видов тахин подсемейства Phasiinae важную роль играют стимулы, связанные с кормовыми растениями имаго, реакции на которые меняются в зависимости от физиологического состояния. Так, неполовозрелые самки Phasia albopunctata (Baran.) и Ph. takanoi (D.-M.) были собраны нами на калужнице болотной ( Caltha palustris L.), а после созревания у них яиц – на купыре лесном ( Anthriscus sylvestris Hoffm.) в Комаровском лесничестве Уссурийского заповедника. Самки Phasia hemiptera (Fabr.) в начале июня отмечены в Уссурийском заповеднике на цветках боярышника Максимовича ( Crataegus maximowiczii Schneid.), в половозрелом состоянии в июле–августе – на цветках купыря лесного и астры Маака ( Aster maackii Regel.), а также патринии скабиозолистной ( Patrinia scabiosifolia Fisch.) [9, 10]. Ph. rohdendorfi (D.-M.) обнаружена, соответственно, на цветках чубушника тонколистного ( Philadelphus tenuifolius Rupr.) и купыря лесного.
Самки Ectophasia rotundiventris (Loew) , Eliozeta helluo (Fabr.), Gymnosoma sylvatica Zim.
на территории исследуемого региона используют цветки рябинника рябинолистного (Sorbaria sorbifolia A. Br.) и спиреи иволистной ( Spirea salicifolia L.), а в половозрелом состоянии имеют широкий спектр кормовых растений из семейств Apiaceae, Asteraceae, Valerianaceae.
Hemyda hertingi Ziegler et Shima в начале мая 2000 г. отмечена нами в окрестностях г. Уссурийска на цветущей свидине белой (Swida alba Opiz.), позже дополнительным питанием для этого вида служили растения семейства Аpiaceae (Angelica sp.).
Для тахин подсемейства Phasiinae , как и других паразитов растительноядных насекомых, важны стимулы, связанные с кормовыми растениями хозяев. Наши наблюдения показывают предпочтение определённых видов растений фазиинами при заражении клопов. Так, на огородном участке (Уссурийский район, с. Кайма-новка) зараженность клопов Eurydema gebleri Kol. на цветущем левкое двурогом ( Matthiola bicornis DC.) в 2014 году составляла 17,8 %, а на соцветиях укропа пахучего ( Anethum graveolens L.) – 4 %. В сборах по обочинам лесных дорог на территории Комаровского лесничества Уссурийского заповедника в 2013 году зараженность клопов Carbula putoni Jak. на астре Маака составила 8,6 % (в 1997 г. – 8,3%), тогда как на лабазнике дланевидном ( Filippendula palmata Maxim.) за все время исследований был обнаружен лишь один зараженный экземпляр.
Стимулы, связанные с кормовыми растениями имаго и хозяев, обуславливают ориентацию Phasiinae на определенные ярусы растительности. Используя классификацию И.В. Кожанчико-ва [11] (с изменениями), мы выделили 4 яруса растений, в которых были отмечены фазиины: 1 – невысокие деревья; 2 – кустарники; 3 – высокие травы (до 2 м); 4 – средние травы (до 1 м). Основная масса встречается в пределах 3–4-го яруса. К этой группе относятся почти все доминантные и субдоминантные виды, что объясняется обилием цветущих растений в зоне и заселенностью ее полужесткокрылыми. В пределах 1–2-го яруса отмечены виды, паразитирующие в клопах – обитателях деревьев и кустарников ( Acanthosomatidae , часть видов Pentatomidae ), либо использующие в качестве кормовых цветки кустарниковых растений: Redtenbacheria insignis
Egg. , Cylindromyia agnieszkae Kol ., Phasia albopunctata ( Baran .), Ph. hemiptera ( Fabr .), Ph. rohdendorfi ( D.-M .), Ectophasia rotundiventris ( Loew ), Eliozeta helluo ( Fabr .), Gymnosoma sylvatica Zim . Hemyda hertingi Ziegler et Shima .
В поисках хозяина в пределах его местообитания самки паразитов-энтомофагов используют комплекс стимулов, которые связаны или непосредственно с хозяином, или с продуктами его жизнедеятельности. Для двукрылых подсем. Phasiinae , заражающих свободноживущих насекомых, здесь важна роль зрительных стимулов: паразиты реагируют на форму хозяина.
В опытах с искусственным заражением, при отсутствии основных хозяев, самки Gymnosoma rotundata (L.) охотно откладывали яйца на листоеда Chrysolina virgata L., причем локализовали их на аналогичных покровам полужесткокрылых участках . В данном случае, по-видимому, имела значение округлая и выпуклая форма потенциального хозяина, а не его блестящая окраска или запах. Однако при контакте с клопами фа-зиины возбуждаются запахом хозяев и привлекаются их движениями. Так, самки Gymnosoma dolycoridis Dup ., G. rotundata (L.) и G. sylvatica Zim ., Cylindromyia brassicaria ( Fabr .), паразитирующие в ягодном клопе ( Dolycoris baccarum L.), были отмечены нами над отцветшими одуванчиками ( Taraxacum sp .), где часто встречается ягодный клоп. Самки Gymnosoma Meig . охотно пристраивают свое потомство на уже зараженных клопов, размещая в непосредственной близости или на других участках покровов до 14–15 яиц. Можно предположить, что в этом случае самки могут руководствоваться следовыми запахами, оставленными другими особями. Склонность к «суперпаразитизму» отмечена и у самок рода Ectophasia Towns ., Eliozeta Rond . и др., откладывающих избыточное количество яиц на покровы хозяина [12, 13]. Эта тенденция наблюдается на фоне высокого иммунитета клопов к указанным паразитам, и ее можно отнести к одной из форм заботы о потомстве. По мнению А.В. Викторова, «перезаражение» способствует преодолению защитных реакций, которые чаще всего наблюдаются у полужесткокрылых на уровне покровов [13].
Выводы
-
1. Топическая избирательность тахин ( Diptera, Tachinidae ) подсемейства Phasiinae обусловлена стимулами, которые связаны с кормовыми растениями имаго и кормовыми растениями хозяев – полужесткокрылых.
-
2. Реакции самок фазиин на внешние стимулы меняются в зависимости от их физиологического состояния.
Список литературы К топической избирательности тахин (Diptera, Tachinidae) подсемейства Phasiinae на юге Дальнего Востока России
- Herting B. A cataloge of parasites and predators terrestrial Arthropods//Comm. Agric. Bureaux. Comm. Inst. of Biological Control. Sect. A. Host or prey/enemy. -1971. -Vol. I. -P. 79-112.
- Определитель насекомых Дальнего Востока России. Т. VI. Двукрылые и блохи. -Владивосток: Дальнаука, 2004. -Ч. 3. -С. 148-398.
- Маркова Т.О., Маслов М.В., Репш Н.В. . Фаунистический обзор и трофические связи личинок тахин (Diptera, Tachinidae) подсемейства Dexiinae Южного Приморья//Научные ведомости БелГУ, 2015. -№ 3 (200). -Вып. 30. -С. 57-66.
- Маркова Т.О., Маслов М.В., Репш Н.В. . Методы сбора и содержания насекомых -потенциальных хозяев тахин (Diptera, Tachinidae) в Приморском крае Дальнего Востока России//Вестник ОГУ. -2017а. -№ 3 (203). -С. 68-72.
- Маркова Т.О., Боловцов Е.Н. Сведения о хозяевах тахин (Diptera, Tachinidae) в Приморском крае (Дальний Восток России)//Современные проблемы инновационного развития науки: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (23 июня 2017 г., г. Волгоград): в 3 ч. -Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. -Ч. 2. -С. 11-13.
- Karczewski J. Obserwacje nad muchówkami (Diptera) z rodzin Tachinidae I Calliphoridae odwiedrzjacymi kwity//Fragm. faun. -War-szawa, 1967. -T. XIII. -№ 23. -P. 407-484.
- Определитель насекомых Дальнего Востока СССР. Т. II. Равнокрылые и полужесткокрылые. -Л.: Наука, 1988. -972 с.
- Сосудистые растения советского Дальнего Востока/под ред. С.С. Харкевича. -Л.; СПб.: Наука, 1985-1996. -Т. 1-8.
- Ziegler J., Shima H. Tachinid flies of the Ussuri area (Diptera: Tachinidae)//Beitraege zur Entomologie. -1996. -46 (2). -S. 349-478.
- Маркова Т.О., Маслов М.В., Репш Н.В. Но-вые данные по биологии и экологии Phasia hemiptera (Diptera: Tachinidae, Phasiinae) в Приморском крае//Чтения памяти А.И. Куренцова. -Владивосток: Дальнаука, 2017 в. -Вып. XXVIII. -С. 95-100.
- Кожанчиков И.В. Методы исследования экологии насекомых. -М.: Высш. шк., 1961. -286 с.
- Хицова Л.Н., Подгорный А.А. К вопросу о взаимоотношении вредной черепашки Eurygaster integriceps Put. c ее паразитом Ectophasia crassipennis Mg. (Diptera, Tachinidae, Phasiinae)//Тр. Воронеж. ун-та. -1971. -Т. 93. -С. 19-21.
- Викторов Г.А. Экология паразитов-энтомофагов. -М.: Наука, 1976. -150 с.