К вопросу административно-хозяйственной работы удельного ведомства на примере Владимирской удельной конторы
Автор: Караханян Т.Н.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 5-2 (21), 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье отражены некоторые аспекты административно-хозяйственной деятельности удельного ведомства на примере Владимирской губернии.
Ведомство, владимирская удельная контора, удельные имения, образцовые усадьбы, департамент уделов
Короткий адрес: https://sciup.org/140282807
IDR: 140282807
Текст научной статьи К вопросу административно-хозяйственной работы удельного ведомства на примере Владимирской удельной конторы
Проблемы истории социальных институтов и государственных учреждений России XIX в. актуальны в современной исторической науке. Одним из направлений исследования дореволюционных государственных учреждений по данному вопросу является рассмотрение специфики и деятельности удельного ведомства, как особой структуры управления удельными крестьянами, созданной в рамках политики модернизации системы управления в Российской империи.
Удельное ведомство, как система управления дворцовыми имениями, было образовано в 1797 г. с целью материального обеспечения царской фамилии доходами с дворцовых земель. По своей социальной структуре это было вотчинное крепостное хозяйство крупного коллективного латифундиста, превосходившего размерами своей собственности самых богатых помещиков страны1.
Начав функционировать 22 мая 1797 г. Департамент уделов, во главе которого стоял князь П.М. Волконский, создал местную систему управления удельными имениями, в результате деятельности которой было организовано 9 удельных экспедиций: Архангельская, Вятская, Казанская, Костромская, Тамбовская, Московская, Орловская, Санкт-Петербургская, Смоленская, - каждая из которых должна была осуществлять руководство 50-70 тыс. душ мужского пола.
Во главе каждой удельной экспедиции был поставлен советник, имевший двух товарищей, один из которых являлся удельным казначеем. Кроме того, в штате был удельный стряпчий, отстаивавший интересы удельных имений и удельных крестьян в присутственных местах, три столоначальника с помощниками, письмоводитель и бухгалтер, - всего около 10 чиновников и 10 канцелярских служителей.
По роду своей деятельности экспедиция направляла рапорты министру уделов и начальствующему над губернией. Чиновники удельной экспедиции должны были обеспечивать своевременный сбор государственных и чрезвычайных податей и ежемесячно представлять вице-губернатору ведомость о наличных деньгах. Следует отметить, что удельной экспедиции не разрешалось открыто вмешиваться в дела сельского управления, контроль за деятельностью сельских приказов осуществлялся в форме попечительства1.
В таком виде административно-хозяйственная деятельность удельного ведомства просуществовала около 10 лет. Император Александр I под влиянием либеральных идей попытался изменить структуру управления на местах, объясняя это желанием приблизить местное удельное управление к крестьянам.
Указом от 15 мая 1808 г. удельные экспедиции были упразднены, а вместо них было создано 19 удельных контор: Архангельская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Вятская, Казанская, Костромская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Саратовская, Симбирская, Смоленская, Тамбовская и Тверская, напрямую подчинявшиеся Департаменту уделов2.
Император Александр I считал, что предпринятые меры приведут к ликвидации недоимок в удельной деревне и позволят повысить ее доходность.
К концу первой четверти XIX в. старая система управления удельными землями исчерпала свои возможности и новый этап ее обновления напрямую был связан с именем графа Л.А. Перовского (17921856 гг.). Его энергия, дальновидность, хозяйственное понимание и предприимчивость проявились во многих полезных нововведениях и начинаниях, имевших государственное значение и оставивших неизгладимый след в истории удельного ведомства. Особое уважение вызывает тот факт, что Лев Алексеевич Перовский был убежденным сторонником распространения грамотности среди крестьянского населения.
В период своей гражданской службы граф Л.А. Перовский, по свидетельству современников, человек весьма образованный и деятельный, стремился
проводить нововведения в жизнь и осуществлял непосредственные задачи уделов, по возможности соединяя их с общегосударственными целями. Например, в 1829 г. был поднят вопрос о массовом обмене казенных имений на удельные в связи с рассредоточением дворцовых селений по европейской части Российской империи. Данная мера была вызвана хозяйственными преобразованиями, проводимыми графом Л.А. Перовским, с целью повышения доходности удельных имений через их комплексное сосредоточение, введение в них общественных запашек и распространение грамотности в среде местного населения1.
В мае 1831 г. были утверждены составленные под руководством Перовского правила о замене подушной подати крестьян удельного ведомства поземельным сбором, который определяли по размеру крестьянского земельного надела (а не по душам или тяглам). Согласно этому решению от 1831 г., каждому селению отводилось определенное количество земли по числу действительных поселян-работников (так называемые общественные запашки) с учетом ее доходности и урожайности. Свободные средства, полученные в результате этой политики, явились источником капиталов, которые дали возможность воплотить в жизнь ряд образовательных мер, позволивших улучшить положение удельных крестьян и способствовать распространению грамотности в их среде2.
Примером рационального использования накопленных средств явилось устройство школ почти при всех приказах удельных контор Российской империи. Однако следует отметить тот факт, что распространение грамотности среди удельного крестьянства начало зарождаться на рубеже XVIII – XIX вв.
Повсеместное открытие школ при приказах удельных контор наблюдается с начала XIX столетия. Так, например, во Владимирской удельной конторе, согласно Списку населенных мест Владимирской губернии, действительные училища начали появляться с 1811 г. Образовательные учреждения были открыты в удельных приказах в деревнях Торчино (Суздальский уезд), Больших Всегодищах (Ковровский уезд), Никологорском Погосте, Большом Григорове, Воскресенском погосте (Судогодский уезд), в селе Нагуево (Вязниковский уезд), в селе Красном (Гороховецкий уезд), в удельных имениях села Рыло (Вязниковский уезд) и села Кудрино (Меленковский уезд)1.
Однако на первых порах школьное дело в удельных имениях было поставлено неудовлетворительно: «Учебная часть во Владимирской губернии находится в большом неустройстве и учрежденные в городах и селениях школы, имея учителей несведущих и нетрезвых, служат более к разврату, нежели к просвещению юношества…»2. Данное обстоятельство приводило к медленному обучению, несмотря на простую программу, принятую в сельских училищах удельного ведомства, что вызывало недовольство родителей воспитанников, лишенных их помощи в домашнем быту.
В связи со сложившейся ситуацией Л.А. Перовский решил организовать подготовку учительского персонала, открыв в 1828 г. два главных удельных училища закрытого типа, куда набирали воспитанников из разных удельных имений: в Москве – на 50 мест, в Красном Селе – на 30 учеников.
Подобным образом было организовано в 1832 г. около Петербурга особое земледельческое училище, рассчитанное на 250 человек, из которых 125 воспитанников учились «ежедневно грамоте по способу взаимного обучения», а оставшиеся 125 выполняли хозяйственные работы по учебному заведению. В связи с тем, что часть учеников осуществляла «все работы по училищу», в его штат входили только мастеровые1.
Окончившие обучение в училище, применяя и распространяя свои знания на практике в качестве хозяев образцовых усадеб (устраиваемых с этой целью во многих удельных селениях), могли оказывать полезное влияние на крестьян и содействовать распространению сельскохозяйственных знаний и введению правильного сельского хозяйства среди местного населения.
Такие образцовые усадьбы существовали во Владимирской губернии, например, в Вязниковском уезде: усадьба Липовская (Липовицы), в Судогодском уезде располагались 2 усадьбы – Овсянская и Серковская, в Суздальском уезде была устроена образцовая усадьба Райковская2.
Однако, по мнению исследователя Л.Р. Горланова, попытки создания земледельческого училища не принесли ожидаемой пользы крестьянам, которые «не были заинтересованы в резком повышении производительности земледельческого труда, поскольку отчетливо осознавали, что стоит им увеличить ее, как сразу же последует и новое повышение удельного налога»3. Удельные крестьяне предпочитали производить кустарную продукцию, которая не давала возможности удельному ведомству контролировать получаемые от нее доходы.
В целом мероприятия графа Перовского, проводимые им в должности министра уделов Российской империи (1852-1856 гг.), были весьма полезными, но имели в основании своем принудительный характер, что вписывалось в рамки крепостного права, но не могло влиться в новые условия. Заменивший его в 1856 г. встал бывший декабрист Н.М. Муравьев, вместо заботы о благосостоянии крестьян на первый план выдвинул стремление к увеличению доходов казны. В результате удельное ведомство парализовал сильный кризис, вызванный экономическими причинами и управленческим хаосом, от которого оно так и не смогло оправиться.
Таким образом, деятельность удельного ведомства административнохозяйственного характера была направлена на повышение доходности имений императорской фамилии через проведение в них ряда преобразований: сосредоточение владений в наиболее доходных губерниях империи, введение в них общественной запашки и распространение грамотности среди зависимой категории населения.
Список литературы К вопросу административно-хозяйственной работы удельного ведомства на примере Владимирской удельной конторы
- ГАВО. Владимирская губерния. Список населенных мест по сведеньям 1859 г. - СПб., 1863.
- ГАВО. Ф. 449. Оп. 2. Д. 1. Л. 10 об.
- ГАРФ. Ф.109. Оп.3. Д.3178. Л.8.
- РГИА. Ф. 515. Оп. 1. Д. 11. Л. 81-91.
- Горланов Л.Р. Удельные крестьяне России. 1797-1865 гг. Учебное пособие по спецкурсу. - Смоленск, 1986
- Дружинин Н.М. Бывшие удельные крестьяне после реформы 1863 г. (1863-1883 гг.) // Исторические записки. - Т. 85. - М., 1970.
- Кудрявцева З.И. Документы высших и центральных учреждений по истории удельных крестьян (1797-1863 гг.) // Некоторые вопросы изучения исторических документов XIX - начала XX вв. - Л., 1967.
- Полное собрание законов Российской империи. Т. XXIV. Ст. 17906.
- Столетие уделов. 1797-1897 гг. - СПб., 1897.
- Учебные заведения Удельного ведомства // Свод удельных постановлений. Ч. 5. СПб., 1843.