К вопросу апокатастасиса: единство бога и творения в наследии прп. Максима Исповедника

Автор: Петровский Александр Николаевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 2 (97), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается отношение ко всеобщему спасению на фоне понимания единства Бога и творения в наследии прп. Максима Исповедника. Следуя утверждению преподобного о том, что Бог есть начало как Творец, середина как Податель и конец как Цель, автор статьи утверждает, что на каждой из этих трех стадий Бог образует различные виды единства с разумными существами. Первый вид единства основан на отношениях между Логосом Бога и логосами разумных существ, где Логос служит центром логосов. Второй вид единства заключается в Божественном Промысле, который подразумевает сближение разумных существ друг к другу и к Богу, благодаря особой силе их отношения к Богу, как своему Творцу и конечной Цели движения. И наконец, третий тип представляет собой абсолютное единство, или причастность Богу по благодати, и предполагает прекращение естественной деятельности и освобождение от ограничений естественного определения разумных существ. Анализируя указанные виды единства, автор приходит к выводу относительно того, что прп. Максим Исповедник вовсе не является сторонником учения о всеобщем спасении, а говорит лишь о восстановлении человеческой природы по воскресении и спасении достойных.

Еще

Апокатастасис, всеобщее спасение, единство бога и творения, все во всем, логос, логосы, творец, податель, цель, промысел

Короткий адрес: https://sciup.org/140257035

IDR: 140257035   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_2_119

Список литературы К вопросу апокатастасиса: единство бога и творения в наследии прп. Максима Исповедника

  • Максим Исповедник (2020) — Максим Исповедник. прп. Амбигвы. Трудности к Фоме (Ambigua ad Thomam), Трудности к Иоанну (Ambigua ad Ioannem) / Пер. Д. А. Черноглазова, А. М. Шуфрина. Вступ. ст. и прим. Г. И. Беневича. М., 2020.
  • Максим Исповедник (1993) — Максим Исповедник, прп. Творения / Пер. С. Л. Епифано-вича, А. И. Сидорова. Вступ. ст. и прим. А. И. Сидорова. Кн. I. М., 1993.
  • Maximos the Confessor (2014) — Maximos the Confessor. On Difficulties in the Church Fathers: The Ambigua. Vol. 1& 2014.
  • Беневич (2016) — БеневичГ.И. Максим Исповедник // Православная энциклопедия. М., 2016. Т. XLII.
  • Шервуд (2014) — Шервуд П. Ранние Ambigua преп. Максима Исповедника и опровержение им оригенизма // Максим Исповедник, прп. Полемика с оригенизмом и моноэнергиз-мом / Сост. Г. И. Беневич. Изд. 2-е. СПб., 2014.
  • Grumel (1928) — Grumel У. Dictionnaire de theologie catholique. 1928. 10. P. 456-457.
  • Balthasar (1961) — Balthasar H., von. Kosmiche Liturgie: das Weltbild Maximus' des Bekenners Einsiedeln, 1961. P. 355-359.
  • Daley (1982) — Daley B. «Apokatastasis and "Honorable Silence" in the Eschotology of St. Maximus the Confessor» / Ed. F. Heinzer, Ch. Sconborn // Actes du Symposium sur Maxime le Confeseur (Fribourg, 2-5 september 1980). Fribourg (Suisse): Editions Universitaires, 1982.
  • Larchet (1996) — Larchet J.-C. La divinisation de l'homme selon saint Maxime le Confesseur. 1996. P. 652-662.
  • Michaud (1902) — MichaudE. S.Maxime Le Confesseur et L'Apocatastase // Rev. Internationale de Théologie. 1902. T. 10. P. 257-272.
  • Ramelli (2013) — Ramelli I. Christian Doctrine of Apokatastasis // A Critical Assessment from the New Testament to Eriugena. Vol. 120. Leiden, 2013.
  • Viller (1930) — Viller M. Aux sources de la spiritualité de S. Maxime: les œuvres d'Évagre le Pontique // RAM. 1930. №11. P. 260-280.
Еще
Статья научная