К вопросу о генезисе старообрядческого иконописания

Автор: Баранов Виктор Вячеславович

Журнал: Художественное наследие. Исследования. Реставрация. Хранение @journal-gosniir

Статья в выпуске: 1 (5), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье кратко освещаются вопросы возникновения старообрядческого иконописания в России. На основе анализа литературных источников показаны особенности развития этого феномена русской художественной культуры на раннем этапе (XVIII - первая половина XIX в.). В первой части статьи кратко характеризуется историческая обстановка, повлиявшая на жизнь старообрядческих общин в XVIII столетии, которые возникали в малодоступных районах государства. Гонения на староверов закреплялись царскими указами, которые в том числе запрещали им писать иконы. Далее в статье приводятся сведения о работе иконописцев в одном из крупнейших центров старообрядчества XVIII в. - Выго-Лексинской обители. Этот монастырь стал крупнейшим поставщиком икон для староверов по всей России. С 1770-х годов староверам удалось обосноваться в Москве, в районе Рогожской и Преображенской застав. С этого времени к московским общинам переходит ведущая роль в развитии духовной, хозяйственной и культурной жизни старообрядчества. Из источников известно, что в старообрядческих монастырях занимались и реставрацией икон. Со второй половины XVIII века получили развитие и провинциальные центры старообрядчества. Особое внимание в статье уделяется иконописанию в Богоявленской слободе Мстёре, мастера которой специализировались на изготовлении иконных стилизаций и подделок

Еще

Тарообрядчество, иконопись, имитации, подделки, реставрация, выго-лексинская обитель, мстёра

Короткий адрес: https://sciup.org/170198202

IDR: 170198202

Список литературы К вопросу о генезисе старообрядческого иконописания

  • Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М. : Искусство, 1986. С. 41.
  • Забелин И. Е. Материалы для истории русской иконописи // Временник ИОИДР. Кн. 7. М., 1850. С. 83–85.
  • Петров П. Н. Цензура иконописания в начале XVIII столетия (1707–1726). СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1916. С. 12.
  • Цит. по: Тарасов Ю. А. О надзоре за иконным делом в России // Международная ассоциация по изучению и распространению славянских культур. Информ. бюл. Вып. 25. М., 1992. С. 130–148.
  • Там же. С. 137.
  • Там же. С. 132.
  • Цит. по: Винокурова Э. П. О художественном наследии Выго-Лексинской старообрядческой пустыни // Старообрядчество в России (XVII–XVIII вв.) : Сб. науч. трудов. М. : Археогр. центр, 1994. С. 140.
  • Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в XIX – начале XX в.: этнографические очерки. Л. : Наука, 1983. С. 94.
  • Яковлев Г. Извещение праведное о расколе беспоповщины. М. : Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1888. С. 98.
  • Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб.: Д. Е. Кожанчиков, 1862. С. 179, 247, 322.
  • Бернштам Т. А. Указ. соч. С. 94.
  • Никольский Н. М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1985. С. 245, 261.
  • Подробнее об этом см.: Вздорнов Г. И. Указ. соч. С. 61–70.
  • Поплавская Х. В. «Дневные дозорные записи о московских раскольниках» как исторический источник // Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры. Материалы науч. конф. 1989 г. Вып. 1. М. : Музей-заповедник «Моск. Кремль», 1992. С. 83.
  • Вздорнов Г. И. Указ. соч. С. 61–62.
  • Мещерский К. В. Из путешествий по России. Слобода Мстера // Русский инвалид. 1867. № 204. С. 18.
  • Бакушинский А. В., Василенко В. М. Искусство Мстеры // М.; Л. : КОИЗ, 1934. С. 22, 13.
  • Голышев И. А. Богоявленская слобода Мстера. Владимирской губернии, Вязниковского уезда. История ее, древности, статистика и этнография // Владимир: В Губернск. тип., 1865. С. 103.
  • Там же. С. 130.
  • Там же. С. 104.
Еще
Статья научная