К вопросу о конкретизации понятия приграничного региона
Автор: Воробьва И.Н.
Журнал: Вестник Алтайской академии экономики и права @vestnik-aael
Рубрика: Инновации в экономике и управлении
Статья в выпуске: 4 (36), 2014 года.
Бесплатный доступ
На основе результатов исследований автор уточняет современный понятийный аппарат приграничных территорий, приводит трактовки понятия приграничный регион.
Приграничье, приграничный регион, пограничная зона, граница, барьерные, фильтрующие, контактные, протекционистские функции
Короткий адрес: https://sciup.org/142179091
IDR: 142179091
Текст научной статьи К вопросу о конкретизации понятия приграничного региона
За последние 20 лет мировым научным сообществом был накоплен достаточный объем эмпирического материала, касающегося проблем границ и пограничья, что подтверждает важность этой тематики. Современные интеграционные процессы усилили ее актуальность. К тому же к исследованию пограничья проявляют интерес представители различных областей знания (политологи, географы, экономисты, историки, социологи и др.), что доказывает многоаспектность и комплексность изучения приграничных территорий, а соответственно, и разнообразие используемых исследовательских принципов и подходов.
При этом теоретическая база таких исследований лишь начинает формироваться, отдельные ее элементы – понятийно-терминологические системы, категорийный аппарат, концептуальные построения – недостаточно определены. В этой связи представляются необходимыми анализ и систематизация научных взглядов по указанной проблематике.
Спектр определений одной из категорий регионализма – приграничный регион достаточно разнообразен, однако подходы и критерии выделения приграничных регионов недостаточно конкретизированы. В общем случае под такими регионами понимаются территории, у которых имеется совпадение административных границ с участками государственной границы страны [1].
В официальных документах Совета Европы приграничными названы регионы, характеризующиеся общностью интересов и функциональной взаимозависимостью, поскольку в противном случае приграничное сотрудничество не является необходимым. В данном контексте регион рассматривается как функциональная единица с более высокой степенью взаимодействия с территориями, расположенными за пределами государственных границ.
Один из ведущих теоретиков регионализма П. Шмитт-Эгнер отмечает, что приграничный регион – это «единица действия» [2]. Схожей точки зрения придерживается С. Райх в своей работе «Grenzuberschreitende und interregionale Zusammenarbeit in einem Europa der Regionen»
(«Трансграничное и межрегиональное сотрудничество в Европе»), который определяет приграничный регион как территориальную единицу с «историческими, социально-экономическими и культурными общностями в сочетании с хотя бы частично сформировавшейся региональной индивидуальностью и автономными (политическими и социальными) институтами» [3].
На наш взгляд, данное определение в таком ключе не подразумевает закономерности управления регионом. Приграничный регион должен пониматься не только как функциональное пространство, но и как социально-территориальная единица с определенной степенью стратегических возможностей, базирующихся на организационных договоренностях. Применительно к российским реалиям схожее толкование термина мы встречаем в научной статье Ю.Н. Баженова и К.Е. Никульченкова «Конкурентоспособность приграничных регионов», в которой рассматриваемое понятие раскрыто как экономическая, социальная и культурная целостность, занимающая определенную территорию, имеющую таможенную границу с одним или несколькими зарубежными регионами, и взаимодействующая с ними на основе межправительственных соглашений с целью максимального удовлетворения потребностей населения [4].
Вместе с тем наличие «общностей» (на которых основываются наблюдения П. Шмитта-Эгнера и С. Райха) не является обязательным свойством приграничных регионов. Таким образом, мы можем согласиться с Дж. Андерсоном и Л. О’Доудом, утверждающими, что регионы, расположенные на пересечении государственных границ, – это территориальные единицы, для которых региональное единство может проявляться в законном или незаконном использовании финансовых возможностей, различий в размере заработной платы и стоимости товаров и услуг, а также в институциональных нормах по обе стороны границы [5].
Вполне логично рассматривать приграничный регион как совокупность «общих» культурных, этнических или экономических состав- ляющих. Но это не является обязательной или «естественной» основой для любого приграничного региона, поскольку точное сочетание общностей (или различий) всегда является результатом сугубо исторического процесса социального формирования. К примеру, появление на территории бывшего СССР новых государств резко изменило положение регионов бывших союзных республик. Это выразилось, в частности, в увеличении числа приграничных субъектов и подробном анализе сходств и различий между ними, можно выявить массу других точек соприкосновения.
Сегодня приграничные и приморские территории играют значимую роль в развитии и эволюции экономического пространства в Российской Федерации, имеющей самую протяженную в мире границу с 18 странами (60933 км). Если до 1991 г. к ним можно было отнести около десятка республик, краев и областей, то в настоящее время более половины территорий являются приграничными: 47 российским субъектам по формальному признаку совпадения одной из границ с государственной присвоен данный статус.
Однако в Российской Федерации термин приграничная территория носит рамочный характер и предопределен не столько геоэкономи-ческими, сколько геополитическими факторами. В Концепции приграничного сотрудничества РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2001 г. [6], Федеральном законе Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. №291-ФЗ «О государственной границе РФ» приграничная территория определяется как «пограничная зона, российская часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря РФ, где установлены пограничный режим, пункты пропуска через госграницу РФ, а также территории административных районов и городов» [7]. Однако ни закон, ни концепция не устанавливают пограничный режим на всей приграничной территории, а оставляют только режим пограничной полосы, в которую включается пятикилометровая полоса местности вдоль государственной границы, а также земли до рубежа инженерно-технических сооружений пограничных войск, в случаях если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности. Границы пограничной зоны определяются и изменяются решениями органов исполнительной власти субъектов РФ. Пограничный режим предполагает особые условия ведения хозяйственной деятельности в пределах данной территории и особенности оборотоспособности данных земель [8].
С точки зрения пространства некоторые исследователи усложняют понятие приграничного региона или пространства, объединяя в его содержании приграничную зону (в 15 км или более), полюса (центры торговли) и политические (административные) территории. По европейским стандартам, приграничная зона – район в радиусе 15 км от таможенного пункта на пограничном переходе. Это определение не вполне приемлемо для российских условий из-за огромных пространств.
Обратимся к исследованию академика РАН А.Г. Гранберга, который отмечает многоаспектную неоднородность территории России, что затрудняет возможность унифицированной дефиниции приграничной территории. По его мнению, экономическое сотрудничество, взаимодействие между государствами в самых различных сферах социально-экономической жизни в значительной степени осуществляются за счет контактов сопредельных приграничных регионов и на их территории. Любой приграничный регион образуется пространством, определенным количеством сообществ и специфической тканью связей, которые соединяют эти сообщества и пространство, чему граница противодействует или мешает. Приграничные регионы, практически всегда являющиеся периферийными, сталкиваются с особенными, характерными проблемами. Основной принцип приграничного сотрудничества заключается в том, чтобы наладить связи между приграничными территориями и дать им возможность искать совместные решения схожих проблем [9].
Согласно определению А.Г. Гранберга, понятие приграничный регион подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние границы. При этом в российских исследованиях принято рассматривать три уровня приграничья [10].
Макроуровень – субъекты федерации, имеющие выход к государственным границам. В настоящее время их общая территория – почти 12,5 млн кв. км (73,1% всей территории России), население – около 74 млн чел. (49,9% населения страны). Однако многие приграничные и прибрежные субъекты федерации занимают огромные территории, значительные части которых не испытывают существенного воздействия границ. Поэтому, по нашему мнению, нецелесообразно разрабатывать особую приграничную политику для столь обширных территорий, тем более давать им какой-либо особый приграничный статус.
Мезоуровень – административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Именно они несут основную нагрузку приграничья и должны рассматриваться в качестве приграничных территорий, имеющих особый статус.
Микроуровень – приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу. Как мы уже отметили, российские эксперты определяют среднюю ширину этой приграничной полосы в 5 км. Однако в трактовке Всемирной торговой организации – это пятнадцатикилометровая полоса приграничной торговли по обе стороны.
Влияние государственных границ на развитие приграничных регионов и страны через свои фундаментальные свойства - барьерность и контактность – исследовано в трудах Л.Б. Вардом-ского [11], С.И. Дмитриевой [12], В.А. Колосова, С.Н. Мироненко [13; 14].
Обособляясь от внешнего мира посредством границ, государство защищает интересы национальных производителей и потребителей и тем самым реализует свою протекционистскую функцию . Барьерность – это одна из ключевых характеристик границы, которая определяется совокупностью условий и факторов, затрудняющих трансграничное сообщение. Контактность представляет собой совокупность условий и факторов, благоприятствующих трансграничному сообщению, развитию взаимовыгодных экономических, культурных и других связей.
Контактность выражается в проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов, информации. Она обусловлена степенью либерализации внешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативно-правовыми актами; развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонние международные связи (торговые палаты и представительства, двусторонние комиссии, советы, фонды, ассоциации по содействию развитию международных экономических и гуманитарных контактов, консалтинговые и посреднические компании и др.); уровнем развития пограничной инфраструктуры (транспорт-
Список литературы К вопросу о конкретизации понятия приграничного региона
- Бадарчи, Х.Б. Типологический анализ приграничных регионов России по уровню социально-экономического развития (на примере Республика Тыва)/Х.Б. Бадарчи, Д.Ф. Дабиев//Проблемы прогнозирования. -2012. -№2. -С. 89-100.
- Schmitt-Egner, P. Grenzuberschreitende Zusammenarbeit in Europa als Gegenstandwissenschaftlicher Forschung und Strategietransnationaler Praxis. Anmerkungen zur Theorie, Empirie und Praxis des transnationalen Regionalismus/P. Schmitt-Egner. -Baden-Baden: Nomos, 1998. -S. 37.
- Raich, S. Grenzuberschreitende und interregional Zusammenarbeit in einem «Europa der Regionen», dargestellt anhand der Fallbeispiele Großregion Saar-Lor-Lux, EUREGIO und «Vier Motoren fur Europa»/S. Raich. -Baden-Baden: Nomos, 1995. -S. 25.
- Баженов, Ю.Н. Конкурентоспособность приграничных регионов/Ю.Н. Баженов, К.Е. Никульченков. -URL: http://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-ekonomiki-prigranichnyh-regionov.
- Anderson, J. Borders, Border Regions and Territoriality: Contradictory Meanings, Changing Significance/J. Anderson, L. O'Dowd//Regional Studies. -1999. -Vol. 33. -№7. -Р. 593-604.
- Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации. -URL: http://www.mid.ru/.
- О государственной границе РФ: федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. №291-ФЗ. -URL: http://base.garant.ru/194612/.
- Панфилова, М.Р. Понятие земель приграничных территорий: историко-правовой аспект/М.Р. Панфилова//Журнал российского права. -2006. -№3. -С. 105-110.
- Гранберг, А.Г. Внешнеэкономические связи субъектов федерации в современных условиях/А.Г. Гранберг//Сборник документов и материалов МИД РФ по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. -М.: Научная книга, 1999. -С. 25-28.
- Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов/А.Г. Гранберг. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. -495 c.
- Вардомский, Л.Б. Государственные границы и региональное развитие: полит-географический аспект/Л.Б. Вардомский, И.И. Голицина, Е.Н. Самбурова//Политическая география: современное состояние и пути развития. -М.: [Б. и.], 1989. -C. 35-46.
- Дмитриева, С.И. Лимология: учебное пособие/С.И. Дмитриева; Воронежский государственный университет. -Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2008. -112 с.
- Колосов, В.А. Теоретическая лимология: новые подходы/В.А. Колосов//Международные процессы. -2003. -Т. 1. -№3. -С. 44-49.
- Колосов, В.А. Геополитика и политическая география: учебник для студентов вузов/В.А. Колосов, Н.С. Мироненко. -М.: Аспект-Пресс, 2005. -С. 301-313.
- Немирова, Г.И. Финансовое обеспечение экономического развития приграничного субъекта РФ/Г.И. Немирова. -М.: Экономика, 2006. -С. 137.
- Белов, А.Е. Пограничная регионалистика: учебное пособие/А.Е. Белов. -Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2009. -С. 36.