К вопросу о месте и роли кадров культуры в социокультурных процессах на Южном Урале в 60-70-е гг. XX века
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются основные направления деятельности работников учреждений культуры на Южном Урале в 1960-1970-е гг. Определяется роль кадрового потенциала культуры в общественно-экономической сфере.
Кадры, кулътпросветучреждения, социокультурные процессы, культурно-шефские связи
Короткий адрес: https://sciup.org/147150712
IDR: 147150712
Текст научной статьи К вопросу о месте и роли кадров культуры в социокультурных процессах на Южном Урале в 60-70-е гг. XX века
Одной из специфических характеристик модели развития советской культуры являлась ее вовлеченность в систему социальных и политических отношений. В периоды повышенного политического контроля со стороны государственно-партийного аппарата, осуществляемого преимущественно административными методами, искусство, как и культура вообще, несмотря на имманентные принципы конституирования, становится одним из наиболее мощных орудий управления социальным, ментальным, психологическим состоянием общества. Идеологически насыщенная культурная политика использовалась как средство мобилизации экономического и социально-политического развития, и была ориентирована на глубокое проникновение в сферу повседневности и регулирование субъектных отношений.
Следовательно, принимая во внимание общую конфигурацию взаимоотношений, действовавших в обществе политических, экономических, социальных и культурных сил в 1960—1970-е гг., попытаемся рассмотреть один из интереснейших аспектов о роли кадрового потенциала культуры в социокультурных процессах Южного Урала. Поскольку в ракурсе кадрового управления культурно-просветительными учреждениями аккумулировалась основополагающая идея коммунистического строительства общества, являвшаяся квинтэссенцией, стержнем духовной и материальной, публичной и частной жизни людей, претворение этой идеи на практике в область переживаний большинством населения, было отдано носителям профессионального искусства.
Следует отметить, что начиная с 1950-х гг., государство целенаправленно и последовательно создает, реконструирует и развивает материальную и кадровую базу учреждений культуры страны. Этот процесс протекал весьма неоднородно на территории Российской Федерации в силу многообразия региональных особенностей: территориально-географического положения, хозяйственно-экономического развития, национальной специфики и т. д.
На Южном Урале динамика создания сети культурно-просветительных учреждений носила весьма интенсивный характер. Лидирующее положение по количеству имеющихся учреждений культуры в регионе принадлежало Оренбургской области, но наиболее качественное и стабильное формирование социально-культурной сферы проходило в Челябинской области, где кроме того, достаточно результативно решался вопрос подготовки и переподготовки кадров для новых учреждений культуры, искусства и образования. Так, в 1971 г. в Оренбургской области уже действовало 1154 массовых библиотек, 1794 клуба, домов и дворцов культуры, 2097 киноустановок1, в Челябинской области численность массовых библиотек составляла 983, клубов, домов и дворцов культуры 1091 и киноустановок 15722. Показатели Курганской области были следующими: 819 библиотек, 1021 клубов, домов и дворцов культуры, 1361 киноустановок3.
С середины 1960-х гг. стала ощущаться острая нехватка специалистов со средним и высшим образованием для многочисленных культурнопросветительных учреждений. Создание многоуровневой системы их подготовки требовало материальных затрат, технических и интеллектуальных ресурсов.
До этого времени кадры клубных работников в основном готовили культурно-просветительные школы. В стране было 43 таких школы, ежегодно выпускающих свыше 4,5 тысяч человек4. В конце 1950х гг. по инициативе Министерства культуры РСФСР произошла реорганизация культпросветшкол в клубные музыкально-театральные училища, ориентированные на подготовку квалифицированных клубных работников — руководителей одного из видов художественной самодеятельности, направляемых на работу, в основном, в сельские районы страны. По мере укрепления материально-технической базы начинается повсеместное открытие средних специальных и высших учебных заведений культуры и искусства, что позволяло совершенствовать систему подготовки и переподготовки кадров. Например, в Челябинской области кадры поставлялись в основном за счет средних учебных заведений, таких как Челябинского культурно-просветительного училища, Челябинского и Магнитогорского музыкальных училищ, Уфалейского библиотечного техникума, Карабашской школой киномехаников. К тому же, при театрах, музыкальных училищах, детских музыкальных школах, КПУ и Челябинском отделении союза художников на годичных курсах велась систематическая подготовка руководителей-общественников художественной самодеятельности театральных, танцевальных и хоровых коллективов, кружков и студий изобразительного искусства, оркестров народных и духовых инструментов. Несмотря на низкий процент специалистов в массовых библиотеках, клубах и домах культуры, особенно сельских, в 1962 г., областное управление культуры осуществляло тщательную проверку культпросветработников в целях устранения «лиц, случайно попавших на эту работу и не справляющихся с ней»5. Данный принцип в управлении творческим персоналом, был нацелен на закрепление культработников на местах, имеющих среднее, средне специальное образование и стаж работы не менее одного года. С открытием в 1968 г. института культуры в г. Челябинске появилась возможность готовить специалистов с высшим образованием и проводить стажировки молодых культработников области. Кроме того, при Областном совете профсоюзов работали постоянно действующие очно-заочные курсы и семинары повышения квалификации по 27 категориям. Положительную динамику в увеличении количества работников клубов, домов и дворцов культуры государственной сети можно определить по следующим показателям: если в 1964 г. численность данных категорий специалистов составляла 585 чел.6, то в 1973 г. — 2182 чел.7. В целом, к 1973 г. во всех учреждениях культуры и искусства государственной и профсоюзной сети Челябинской области трудилось более 11 тыс. человек8. Но имелись и существенные недостатки, касающиеся материальных и трудовых аспектов в сфере профессиональной деятельности культработников. По-прежнему оставалось высокая текучесть кадров, плохие жилищные и рабочие условия, низкий уровень оплаты труда, необеспеченность культинвентарем, музыкальными инструментами многих домов культуры, клубов, музыкальных школ.
В целом, имеющиеся материальные и кадровые ресурсы культуры позволяли государственнопартийному аппарату воспроизводить содержательно-идеологические принципы и их вариации отображения действительности посредством вовлечения представителей творческой интеллигенции в общественно-производственную сферу, и определить ее место и роль в социокультурных процессах региона. Через поиск и применение новых форм и методов культурно-просветительной работы с населением так называемые «бойцы идеологического фронта», вооруженные девизом «Искусство-народу», создали абсолютно уникальную парадигму взаимодействия людей, соединив культуру и производство, искусство и технику, а центральные и местные органы власти, с помощью социально мотивированных программ, направляли в нужное русло творческую активность масс.
В период 1960—1970-х гг. одной из важнейших задач в деятельности кадров культуры считалось укрепление связи между городом и деревней, и ускорение коренной перестройки сельского быта и образа жизни селян. С этой целью культурный актив клубов, библиотек, домов и дворцов культуры, руководствуясь агитационно-массовыми, культурновоспитательными формами работы, вел пропаганду передового опыта производства, экономических и политических знаний. Повсеместно открывались лектории и кинолектории, ленинские клубы, народные университеты культуры, филиалы общества «Знание», использовались передвижные библиотеки и музеи. Через сельские районы проходили «Поезда искусств». Проводились дни трудовых традиций, встречи с ударниками производства, чествование трудовых династий, торжественные посвящения в хлеборобы, посвящения в рабочий класс и т.д. Активно внедрялись социалистические праздники и обряды, определявшие новые параметры культурноповседневного пространства населения. Широко популярной стала сельская художественная самодеятельность. Только в Челябинской области в кружках народного творчества в 1965 г. занималось 100 тыс. человек9, а в 1970 г. 140 тыс. человек10.
Движение за подъем культуры села явило истории беспрецедентный пример масштабного культурного строительства в минимальные сроки в Илекском районе Оренбургской области, известный как «Илекский почин» или «двухлетка культуры». За 1960 г., 1961 г. в районе собственно средствами колхозов и совхозов было построено 49 культурнобытовых объектов, около 12 библиотек, завершена кинофикация и радиофикация девятнадцати населенных пунктов11.
Положительное устойчивое развитие инфраструктуры культурно-просветительных учреждений наблюдалось в Челябинской области. Рост числа объектов культуры и показатели их работы можно рассмотреть в табл. 1.
В условиях идеи социалистического соревнования в производственной сфере, одно из ведущих мест принадлежало культурно-шефской работе театральных коллективов над промышленными предприятиями и сельскими районами. С начала 1970-х гг. театрально-концертные организации
А. Ю. Фурсова
К вопросу о месте и роли кадров культуры в социокультурных процессах на Южном Урале в 60—70-е гг. XX века
Таблица 112
Показатели работы учреждений культуры Челябинской области
В 1970 г. в г. Челябинске был создан Областной университет музыкального воспитания молодежи, ставший одним из наиболее мощных культурных центров с разветвленной структурой, координировавший вовлеченность кадров культуры и искусства в работу с молодой аудиторией, решавший проблему инкультурации.
Ежегодно в Челябинской области проводился фестиваль «Уральские зори», экспонировались выставки профессиональных художников «Урал социалистический», организовывались писательские конференции. Развитие искусства определялось поиском новых форм и концепций в ракурсе социали- стической культуры. Искусство всецело обращалось к реальности, выходя за рамки отвлеченных идей, и воссоздавало образ нового героя времени — человека труда.
Необходимо отметить и чисто психологический момент, присутствующий во взаимосвязи представителей культуры и искусства с обществом, заключавшийся в процессе «вложения» нравственноэтических категорий в индивидуальные экзистенциальные параметры человека, который использовался в целях социальной педагогики, ориентированной на «лучшую жизнь» в будущем.
В целом, динамика развития социокультурных процессов в Челябинской области в 1960—1970-е гг., была сопряжена с влиянием экономических, технологических, политических, идеологических факторов, и во многом обуславливалась деятельностью кадров культуры. К основным характеристикам практической деятельности работников культурно-просветительных учреждений можно отнести такие как, обеспечение доступности информации для масс средствами специфических практик, приемов дидактической эстетики повторения; формирование некритического, репродуктивного восприятия обществом самых разнообразных утверждений институтов власти; сохранение стабильности и равновесия в социуме, морально-политического единства. Трансляция идейно-политических принципов государства средствами искусства и культурно-просветительной работы во многом способствовала трудовой и творческой активности населения, являлась одним из важнейших условий проведения в эти годы социалистического соревнования. Рост материального уровня жизни, повышение благосостояния в повседневно-бытовой сфере выделило проблему свободного времени, которая также стала одним из условий активной культурно-просветительной работы в социальной сфере.
Таблица 213
Театры и концертные организации на конец 1978 г.
Название области |
Число театров всех ведомств |
Число обслуженных за год зрителей, тыс. |
Число концертных организаций Министерства культуры |
Число слушателей концертов за год, тыс. |
||
Всего |
Из них стационарных |
Всего |
Из них филармоний |
|||
Курганская |
3 |
2 |
422,3 |
1 |
1 |
629,0 |
Оренбургская |
5 |
4 |
821,8 |
1 |
1 |
856,0 |
Челябинская |
7 |
7 |
1591,7 |
2 |
1 |
1776,3 |
Список литературы К вопросу о месте и роли кадров культуры в социокультурных процессах на Южном Урале в 60-70-е гг. XX века
- Оренбургская область в девятой пятилетке: 1971-1975 гг.: стат. сб. -Челябинск: Юж.-Ур. кн. изд-во. 1976.-С. 220-221.
- Челябинская область. 75 лет: прошлое и настоящее.: стат. сб. -Челябинск: Юж.-Ур. кн. изд-во, 2008. -С. 108-113.
- Курганская область в девятой пятилетке: 1971-1975 гг.: стат. сб. -Челябинск: Юж.-Ур. кн. изд-во, 1976.-С. 267-268.
- Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 556. Оп. 15. Д. 60. Л. 61.
- ОГАЧО. Ф. Р-1589. Оп. 1. Д. 382. Л. 131.
- ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 161. Д. 176,. Л. 79.
- ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 161. Д. 178. Л. 31-32.
- ОГАЧО. Ф. Р-1589. Оп. 1. Д. 1267. Л. 146.
- Матвеев П. Повышать авторитет работников культуры//Культурно-просветительная работа. -1973. -№8.-С. 15.
- ОГАЧО. Ф. 288. Оп. 167. Д. 154. Л. 4.
- Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 556. Оп. 15. Д. 96.Л. 4.
- Таблица сост. по мат-лам: Челябинская область. 75 лет: прошлое и настоящее: стат. сб. -Челябинск: Юж.-Ур. кн. изд-во, 2008. -С. 108-109
- Культурно-просветительные учреждения Челябинской области: стат. сб./Челяб. Гос. комитет по стат. -Челябинск. 1996 -С. 7,21,49.
- Таблица сост. по мат-лам: Российский государственный архив экономики. Ф. 1562. Оп. 60. Д. 1868. Л. 60-61.