К вопросу о методике описания крашеных наскальных изображений (по материалам памятников Минусинской котловины)

Бесплатный доступ

Рассмотрены наскальные изображения из Минусинской котловины, выполненные в технике монохромной живописи. На основе анализа научной литературы, экспериментальных данных и материалов полевых работ 2016-2017 гг. была разработана стандартизированная схема для характеристики росписей. Она апробирована на материалах местонахождений наскального искусства Большой Лог, Бугаев Лог, Суханиха I, Шалаболино и Кавказская Писаница I-IV. Отработана методика поиска и фиксации крашеных изображений. Использование увеличительных оптических приборов позволило обнаружить частицы красящих веществ на скальной поверхности, применение фототехники с макрообъективом и макрокольцами - их зафиксировать. Описание рисунков по одним критериям демонстрирует возможности применения предлагаемых стандартов для характеристики комплексов с монохромной живописью и последующих сопоставлений крашеных изображений. На основе этих сопоставлений могут формироваться представления о способе выполнения изображений носителями различных археологических культур Минусинской котловины.

Еще

Минусинская котловина, наскальное искусство, росписи, крашеные изображения, пигмент, документирование, описание рисунков

Короткий адрес: https://sciup.org/147219816

IDR: 147219816   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2017-16-7-39-49

Список литературы К вопросу о методике описания крашеных наскальных изображений (по материалам памятников Минусинской котловины)

  • Бадер О. Н. Каповая пещера. Палеолитическая живопись. М.: Наука, 1965. 34 с.
  • Гиря Е. Ю., Дэвлет Е. Г. Об исследовании техники изображений на скалах//Проблемы истории, филологии, культуры. Магнитогорск, 2012. Вып. 1 (35). С. 158-178.
  • Дэвлет Е. Г. Росписи на скалах: состав пигментов и цветовая палитра//Первобытная археология: Человек и искусство. Новосибирск, 2002а. С. 134-140.
  • Дэвлет Е. Г. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М.: Научный мир, 2002б. 253 с.
  • Дэвлет Е. Г., Пахунов А. С., Житенев В. С., Зоткина Л. В., Грешников Э. А. Вопросы междисциплинарных исследований технологических особенностей и состояния сохранности объектов изобразительной деятельности//Мультидисциплинарные методы в археологии: новейшие итоги и перспективы. Материалы международного симпозиума «Мультидисциплинарные методы в археологии: новейшие итоги и перспективы» (22-26 июня 2015 г., г. Новосибирск). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2017. С. 44-59.
  • Кубарев В. Д. Древние росписи Каракола. древних народов Южной Сибири. Барнаул: Новосибирск: Наука, 1988. 172 с.
  • Кубарев В. Д., Маточкин Е. П. Петроглифы Алтая. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1992. 123 с.
  • Миклашевич Е. А. К изучению техники нанесения изображений Томской писаницы//Историко-культурное наследие Кузбасса: актуальные проблемы изучения и охраны памятников археологии. Кемерово: Кузбасс-вузиздат, 2011. С. 132-155.
  • Миклашевич Е. А. Наскальные изображения в Гроте Проскурякова (Хакасия)//КСИА. 2014. Вып. 232. С. 32-42.
  • Миклашевич Е. А. Комплекс памятников наскального искусства Оглахты: информационный потенциал и перспективы исследования//Научное обозрение Саяно-Алтая. 2015. Вып. 1 (9). С. 54-77.
  • Молодин В. И. Еще раз о датировке Турочакских писаниц (некоторые проблемы хронологии и культурной принадлежности петроглифов Южной Сибири)//Культура Изд-во АлтГУ, 1993. С. 4-25.
  • Окладников А. П. Центральноазиатский очаг первобытного искусства: Пещерные росписи Хойт-Цэнкер Агуй (Сэнгри-Агуй), Западная Монголия. Новосибирск: Наука, 1972. 76 с.
  • Окладников А. П., Мазин А. И. Писаницы бассейна реки Алдан. Новосибирск: Наука, 1979. 152 с.
  • Рогожинский А. Е., Хорош Е. Х., Чарлина Л. Ф. О стандарте документации памятников наскального искусства Центральной Азии//Памятники наскального искусства Центральной Азии. Общественное участие, менеджмент, консервация, документация. Алматы: НИПИПМК МК РК, 2004. С. 156-161.
  • Шер. Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука, 1980. 327 с.
  • Шер Я. А. Первобытное искусство: Учеб. пособие/Кем. гос. ун-т. Кемерово, 2011. 436 с.
Еще
Статья научная