К вопросу о методологической релевантности категорий национальной безопасности

Автор: Пальцев Андрей Иванович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Экспертиза

Статья в выпуске: 1, 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен взгляд автора на категории национальной безопасности с позиций принципов системности. Автор дает свое определение понятиям «национальная безопасность», «нация», «этнос», «политическая безопасность».

Национальная безопасность, нация, этнос, политическая безопасность

Короткий адрес: https://sciup.org/170166045

IDR: 170166045

Текст научной статьи К вопросу о методологической релевантности категорий национальной безопасности

О сновным методологическим изъяном категорий, используемых в сфере национальной безопасности, на наш взгляд, является определение качеств объекта исследования, исходя из качеств составляющих элементов, без учета его системных свойств.

Одним из основных свойств системы является эмерджентность Эмерджентность предполагает наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности. Наличие интегрированных качеств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Отсюда можно сделать выводы о том, что, во-первых, система не сводится к простой совокупности элементов, а во-вторых, что, расчленяя систему на отдельные части, изучая каждую из них в отдельности, нельзя познать все свойства системы в целом.

Определение национальной безопасности, данное в Стратегии национальной безопасности России как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства1, не включает понятие «нация». Нация – это ключевая категория, имеющая системный характер, но ни в одном из официальных документов нет определения данного понятия. В Конституции России существует понятие «многонациональный народ», но толкования данной категории нет.

ПАЛЬЦЕВ

Андрей

Иванович – к.филос.н.;

профессор кафедры международны х отношений

Вопрос о субъектности2 российской нации был предметом заочной полемики сибирских ученых с академиком В.А. Тишковым. Сибирские ученые, как мы полагаем, вполне справедливо не соглашаются с его утверждениями о том, что «россияне – уже свершившийся акт», что «российская нация уже существует», и предлагают концепцию России не как нации, а как самобытной локаль ной цивили зации3 (что, собственно, не вызывает возражений).

  • 1    Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 // Официальный сайт Совета безопасности РФ; http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

  • 2    Субъектность нами понимается как совокупность системных качеств, идентифицирующих субъект и определяющих его способность ставить и реализовать собственные цели.

  • 3    Костюк В.Г., Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Ерохина Е.А., Мархинин В.В., Удалова И.В., Ушаков Д.В. Россия как цивилизация: сибирский ракурс / отв. ред. В.Г. Костюк. – Новосибирск: Сибирское научное издательство, 2008, с. 24.

Возражение вызывает уход от использования категории нации, если таковая даже еще не сформирована. Под нацией нами понимается надэтническая общность граждан государства, имеющая общие интересы, отстаивающая и реализующая их во взаимоотношениях с международными акторами и локальными социальными общностями внутри государства1. Советская нация, сформированная на идеократическом принципе, демонтирована. Для формирования новой нации этот принцип использоваться не может, т.к. современное российское государство не имеет идеологической субъектности. Отсутствие государственной идеологии закреплено ст. 13 Конституции России. Но нация может быть сформирована на цивилизационной основе, в нашем случае – евразийской.

Разграничение категорий «нация» и «этнос» необходимо не только в качестве теоретических конструкций познания окружающей действительности, но и для формирования полиэтнической нации России.

Системный подход к определению категорий национальной безопасности позволяет нам сформировать само понятие национальной безопасности как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз.

Национальные интересы России заключаются в создании такой системы государственного и общественного устройства, которая обеспечивает территориальную целостность, сбережение народа и развитие его субъектности на собственной цивилизационной основе.

Особое значение для национальной безопасности России имеет политическая безопасность, но с некоторых пор этот термин в официальных документах не используется. Так, в Стратегии национальной безопасности России основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации определяются национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Но общественная и государственная безопасность – это составные части политической безопасности, т.к. содержанием политики является деятельность по осуществлению государственной и общественной власти. То есть, понятие «политическая безопасность» является более широким, чем «общественная и государственная безопасность».

В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ», который осуществляет ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону2.

Исходя из конституционного положе-ния,органыгосударственнойвластиимест-ного самоуправления являются инструментами, посредством которых народ осуществляет свою власть. Государственная и общественная безопасность заключается, кроме всего прочего, и в том, чтобы сам инструмент не присвоил властных полномочий для использования их в отношении источника власти, а состояние политической сферы жизнедеятельности обеспечивало создание предпосылок и формирование условий для реализации политической воли народа. Таким образом, политическая безопасность есть состояние политической сферы жизнедеятельности, при котором создаются предпосылки и формируются условия для свободной реализации власти народа.

Причина того, что народ не в полном объеме выполняет свою роль носителя суверенитета и единственного источника власти, заключается в том, что он как главный субъект нашей истории «демонтирован», «разобран»3. Советская идентичность деградировала, а новая политическая идентичность России еще, как показывают проводимые исследования, не сформировалась4. Отсутствие единого проекта формирования нации – угроза потери народом России своей субъектности.

Статья научная