К вопросу о некоторых источниках современного постум-нарратива: путешествие в загробный мир и диалог мертвецов у Лукиана Самосатского

Автор: Зусева-озкан В.Б.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Нарратология

Статья в выпуске: 3 (70), 2024 года.

Бесплатный доступ

Статья ставит целью исследовать один из источников такого своеобразного явления, как нарратив мертвеца, или постум-нарратив, т.е. повествование персонажа, который в условной реальности внутреннего мира произведения представлен как персонаж мертвый. Утверждается, что в античной словесности определяются три источника постум-нарратива: жанры путешествия в загробный мир, диалога на пороге (или диалога мертвецов) и эпитафии. В статье подробно разбираются первые два из этих источников на материале ряда произведений Лукиана Самосатского, которые станут «моделью» «хождения в потусторонний мир» как самостоятельного жанра, наделенного рядом структурных особенностей, наследовавшихся в дальнейшем. Доказывается, что постум-нарратив в своих истоках связан с самим генезисом наррации, поскольку, согласно О.М. Фрейденберг, наррация возникает в тот момент, когда прошлое отделяется от настоящего, этот мир от потустороннего. Сопоставляются темы и мотивы лукиановских «диалогов мертвецов» и современных постум-нарративных текстов. Выявляется, что современный «нарратив мертвеца» в аспектах мотивно-сюжетной структуры и модуса высказывания (по преимуществу сатирического) в огромной степени наследует «диалогам на пороге» Лукиана. При этом в современных произведениях не путешествие на тот свет заключается в рамки диалога мертвецов, а напротив, диалоги мертвецов оказываются частью такого путешествия. Кроме того, в текстах такого типа в основном решаются вопросы, характерные для постмодернизма: вопрос испытания метафизической картины мира с ее онто-тео-телео-логоцентризмом, вопрос о необходимости освободиться от власти абсолюта, поставить под сомнение «наличие» абсолютной истины. Рассказчик-мертвец осознается как парадоксальное явление (чего у Лукиана нет), с помощью которого удобно разрабатывать идеи децентрированного субъекта и децентрированного дискурса, деструкцию личности персонажа как психологически и социально детерминированного характера и пересматривать понятие «автора» как самотождественного голоса и инстанции власти.

Еще

Постум-нарратив, лукиан самосатский, путешествие в загробный мир, диалог на пороге, диалог мертвецов, мотив, комплекс мотивов, сатира

Короткий адрес: https://sciup.org/149146760

IDR: 149146760

Список литературы К вопросу о некоторых источниках современного постум-нарратива: путешествие в загробный мир и диалог мертвецов у Лукиана Самосатского

  • Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2002. С. 5-300.
  • Гумилев Н.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 2. М.: Воскресенье, 1998. 344 с.
  • Джумайло О.А. Английский исповедально-философский роман 1980-2000 гг.: дис.... д. филол. н.: 10.01.03. Ростов-на-Дону, 2014. 395 с.
  • Зусева-Озкан В.Б. Повествование от лица мертвеца в современной прозе // Новый филологический вестник. 2022. № 2(61). С. 27-38.
  • Лукиан Самосатский. Сочинения: в 2 т. / под общ. ред. А.И. Зайцева. СПб.: Алетейя, 2001. (Античная библиотека. Античная литература).
  • Полякова С.В. Византийский сатирический диалог // Византийский сатирический диалог. Л.: Наука, 1986. C. 129-165. (Литературные памятники).
  • Симонид Кеосский // Античная лирика. М.: Художественная литература, 1968. С. 175-184. (Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 4).
  • Спарк М. Портобелло-роуд: сборник. М.: АСТ: Астрель, 2011. 320 с.
  • Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Восточная литература, 1998. 800 с.
  • Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с.
  • Alber J. Forbidden Mental Fruit? Dead Narrators and Characters from Medieval to Postmodernist Narratives // The Routledge Companion to Death and Literature. New York: Routledge, 2020. Р. 42-52.
  • a) Anderson G. Lucian, Theme and Variation in the Second Sophistic. Leiden: Brill, 1976. X, 211 p.
  • b) Anderson G. Studies in Lucian's Comic Fiction. Leiden: Brill, 1976. X, 138 p.
  • Andries L. Querelles et dialogues des morts au XVIIIe sincle // Littäratures classiques. 2013. Vol. 81. № 2. P. 131-146.
  • Baldwin B. Lucian as Social Satirist // The Classical Quarterly. 1961. Vol. 11. № 2. P. 199-208.
  • Bartley A. Techniques of Composition in Lucian's Minor Dialogues // Hermes. 2005. № 133. P. 358-367.
  • Bennett A. Afterlife and Narrative in Contemporary Fiction. Basingstoke: Palgrave Macmillan UK, 2012. 228 p.
  • Bompaire J. Lucien ftcrivain. Paris: E. de Boccard, 1958. 794 p.
  • Branham B. The Comic as Critic: Revenging Epicurus: A Study of Lucian's Art of Comic Narrative // Classical Antiquity. 1984. Vol. 3. № 2. P. 143-163.
  • Carrard Ph. Dead Man / and Woman Talking: Narratives from Beyond the Grave // The Routledge Companion to Death and Literature. New York: Routledge, 2020. P. 71-82.
  • Drflseke J. Byzantinische Hadesfahrten // Neue Jahrbbcher für das klassische Altertum. 1912. Bd. 19. S. 343-366.
  • Egilsrud J.S. Le "Dialogue des morts" dans les littäratures fran3aise, allemande et anglaise, 1664-1789. Paris: L'Entente Linotypiste, 1934. 196 p.
  • Goodhue E. At the Margins of Menippean Dialogue: Sarah Fielding's "History of Anna Boleyn" and the Muted Female Figures of Lucian's Satiric Underworld // Tulsa Studies in Women's Literature. 2010. Vol. 29. № 2. P. 263-289.
  • Helm R. Lucian und Menipp. Leipzig: Teubner, 1906. 392 S.
  • Keener F.M. English Dialogues of the Dead: A Critical History, an Anthology, and a Check List. New York: Columbia University Press, 1973. 302 p.
  • Lind L.R. Lucian and Fielding // The Classical Weekly. 1936. Vol. 29. № 11. P. 84-86.
  • MacCarthy B. Lucian and Menippus // Yale Classical Studies. 1934. Vol. IV. P. 3-58.
  • Mflnnlein-Robert I. Vom Mythos zum Logos? Hadesfahrten und Jenseitsreisen bei den Griechen // Unterwelten. Modelle und Transformationen / Hrsg. von J. Hamm, J. Robert. Wbrzburg: Königshausen & Neumann, 2014. S. 31-58.
  • Relihan J.C. Vainglorious Menippus in Lucian's "Dialogues of the Dead" // Illinois Classical Studies. 1987. Vol. 12. № 1. P. 185-206.
  • Richardson B. Unnatural Voices: Extreme Narration in Modern and Contemporary Fiction. Columbus, Ohio: Ohio State University Press, 2006. 166 p.
  • Richter D.S. Chapter 21: Lucian of Samosata // The Oxford Handbook of the Second Sophistic / ed. by D.S. Richter, W.A. Johnson. Vol. 1. Oxford: Oxford University Press, 2017. P. 327-344.
  • S6 Rego E. de. The Epic, the Comic and the Tragic: Tradition and Innovation in Three Late Novels of Machado de Assis // Latin American Literary Review. 1986. Vol. 14. № 27. P. 19-34.
  • Suitner R. Die philosophischen Totengesprflche der Frbhaufklflrung. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 2016. 276 S.
Еще
Статья научная