К вопросу о некробактериозе крупного рогатого скота в хозяйствах Ленкорани

Автор: Гусейнов Т.Т.

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Сельскохозяйственные науки

Статья в выпуске: 5 т.10, 2024 года.

Бесплатный доступ

Изучение различных эпизоотологических состояний по некробактериозу и факторов, его обуславливающих, является актуальным. Исследования проведены на базе кафедры ветеринарии и сельскохозяйственных дисциплин Ленкоранского государственного университета в неблагополучных фермерских животноводческих хозяйствах. Микроскопическими исследованиями установлено, что основным возбудителем заболевания копытец у коров является Bacterium necrophorum . Как показали наблюдения, переболевшие животные длительно остаются носителями возбудителя. В опыте на двух подопытных и одной контрольной группе доказано, что для проявления клинических признаков и рецидивов некробактериоза необходимым условием явилось увеличение рыхлости кожи, делающей ее восприимчивой к Fusobacterium necrophorum . Это возможно при повышенной влажности и травматизме, а также при отсутствии профилактических обработок копытец. Опухание венчика, связанное с асептическим оститом, проявлялась на фоне концентратного типа кормления. Такие изменения со стороны копытец характерны для повышенного поступления в организм гистамина. Для лечения использование антибактериального препарата Амоксициллин-150, из расчета 1 мл на 10 кг живой массы однократно внутримышечно или подкожно целесообразно и экономически выгодно.

Еще

Крупный рогатый скот, ветеринария, болезни животных, ленкорань

Короткий адрес: https://sciup.org/14130108

IDR: 14130108   |   DOI: 10.33619/2414-2948/102/32

Текст научной статьи К вопросу о некробактериозе крупного рогатого скота в хозяйствах Ленкорани

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

В последние годы во многих хозяйствах Ленкорани черно-пестрый скот с высоким генетическим потенциалом для производства молока вытеснил местный скот. При этом редко кто заботится о биологических требования животных данной породы к условиям кормления и содержания. В связи с этим такая инфекционная болезнь, как некробактериоз, которая раньше встречалась спорадически, в настоящее время принимает форму энзоотии [1-4].

В задачу исследований входило изучить основные факторы распространения некробактериоза на местных фермах.

Материалы и методы

Исследования проведены на базе кафедры «Ветеринарии и сельскохозяйственных дисциплин» Ленкоранского государственного университета и в неблагополучных фермерских животноводческих хозяйствах, определенных на основе мониторинга. Согласно данным анамнеза, проведенного в хозяйствах, патологические материалы, взятые на некробактериоз при клинико-эпизоотологическом обследовании, подвергались бактериологическому исследованию в лаборатории кафедры согласно правилам бактериологического контроля. После изучения патогенности выделенных из этих материалов Fusobacterium necrophorum в экспериментах на белых мышах изучали их чувствительность к лекарственным веществам методами последовательного промывания дисков. В результате на спонтанно больных животных в фермерских условиях была проверена терапевтическая эффективность препаратов, к которым чувствительны указанные микробы [1, 5].

Всего было сформировано две подопытные группы: первая подопытная группа коров (42 голов) содержалась в помещении, в котором отсутствовал склон в полах и они были короче необходимой длины, вторая подопытная группа коров (43 головы) размещалась в помещении, в котором в некоторых стойлах отсутствовало деревянное покрытие. Контролем служили 12 коров, содержащиеся в новом теплом и сухом помещении.

За животными двух подопытных и одной контрольной группы вели визуальные наблюдения на наличие хромоты. При обнаружении животных с признаками заболевания дистального отдела конечностей выполняли осмотр копытец с расчисткой и обрезкой. Результаты наблюдений были учтены по времени появления первых клинических признаков, количеству заболевших животных, бактериоскопии мазков-отпечатков. Для этого один раз в месяц с января по июнь проводили клинический осмотр всего подопытного поголовья и бактериоскопию мазков-отпечатков, приготовленных из пораженных копытец коров. Изучены общие условия содержания и кормления животных. Анализ литературных данных показал возможность применения метода бактериоскопии для изучения изменения микрофлоры в пораженном копытце животного методом описанным российским ученым Н. Е. Гришаевым [6].

В качестве исследуемого материала использовали гнойно-некротические ткани с поверхности раны очищенного и обрезанного копыта. От каждого животного готовили по одному или двух мазков-отпечатков. Мазки сушили на воздухе, фиксировали нагреванием и окрашивали по Граму, а затем исследовали под световым микроскопом. Учет микрофлоры проводили в 7–10 полях зрения по всей длине мазка, подсчитывали и выводили М+m. Всего подвергнуто бактериоскопическому исследованию 7 мазков- отпечатков.

Результаты исследований

Массовое поражение копытец некробактериозом было установлено в январе в перовой подопытной группе — 37(88%) коровы. После удаления мертвого рога и загрязнений кожа венчика и межкопытной щели, рог стенки при пальпации вызывали беспокойство. Мазки — отпечатки, приготовленные с внутренней поверхности отслоившегося рога содержали грамотрицательные палочки, иногда формирующие нити и даже клубки. Больное животное держало конечность на весу, а при движении не опиралось на нее.

Во второй подопытной группе заболело — 6 (14%) из 43 коров. В контрольной группе больные животных не было. В феврале клинические признаки проявлялись в виде эрозий в области кожи венчика, межкопытцевой щели, пятки, а дерматиты в области межкопытцевой щели и венчика. С целью сохранения удоев и улучшения общего состояния, животных первой и второй групп в феврале двукратно с интервалом две недели подвергли лечебнопрофилактической обработке с применением санирующей повязки [2].

После обработки животных на 2 часа переводили в сухое помещение с достаточным количеством соломы. После этой обработки в выделение больных животных прекратилось. В результате проведенных мероприятий клинически выздоровело 30 из 42 (71,4%) коров в первой и все больные животные (6 коров) — во второй группе. В контрольной группе животные с признаками поражения копытец в феврале выявлены не были. Рацион у всех животных в этот период был одинаковым и отвечал физиологическим нормам.

Рисунок 1. Обработка больных животных

В марте у переболевших животных появились рецидивы. Во время рецидива хромота постепенно увеличивалась, а в пространстве между отслоившимся рогом и кожей накапливались гнойно-некротические массы, в результате чего происходила пролиферативная реакция и пораженная ткань выпячивалась наружу в дорсальную или плантарную часть межпальцевой щели. При этом животное стояло с приподнятой конечностью.

Общее состояние было угнетенным, аппетит понижен или совсем отсутствовал, животное резко худело и снижало удой молока на 50–70%. Если не предпринимались меры, то процесс прогрессировал и животное погибало. Прогрессирование болезней конечностей можно было наблюдать визуально. У некоторых животных это были абсцессы в области заплюсневого, коленного и даже тазобедренного суставов (Рисунок 2).

Рисунок 2. Процесс лечения больных животных

В марте-апреле после увеличения доли концентратов и сенажа и уменьшения грубого корма в рационе у животных появилось холодное припухание венчика — остит, а затем — болезненное припухание и покраснение собственного слоя кожи венчика — ламинит.

В первой группе припухшими копытца были у 40 коров (95,2%), во второй группе — у 39 коров (90,7%), в контрольной группе — у 9 коровы (75%).

Значительно позже, в мае, у 25 (59,5%) животных первой группы и у 9 (20,9%) коров второй группы, содержащихся на полах без деревянного покрытия и у 3 (25%) коров, находящихся рядом с ними, кроме припухлости венчика были выявлены признаки рецидива некробактериоза (эрозии и язвы в области мякиша, кожи межкопытцевой щели и каймы).

Болезнь в острых случаях протекала незаметно, так как не вызывала сильной хромоты поражался в основном эпидермис. В области пятки он становился утолщенным, и его поверхность приобретала красноватый оттенок. В межпальцевом пространстве можно было наблюдать некоторую экссудацию, которая в области дорсального его участка приводила к образованию корок. На второй стадии изменения становились более заметными и сопровождались отслоением рога на внутренних сторонах мякиша обычно одной тазовой конечности.

У 16 (38,1%) животных первой группы, и у 22 (51,2%) коров второй группы горячая припухлость перешла вновь в холодную, которая не излечивалась никакими препаратами и только после снижения до нормы концентратов в рационе постепенно исчезла. В контрольной группе холодная припухлость не увеличивалась, а уменьшилась и также прошла полностью только после отмены концентратов и замене их сеном.

Телят от коров контрольной группы в последующем содержали, как и их матерей, в новом помещении, а летом перевели в лагерь, в котором никогда не содержали больных коров. В летнем лагере был навес от солнца, но во время дождя там было очень сыро. Но даже после обильных и продолжительных дождей ни одно животное не заболело.

Изучение поверхностной и глубокой микрофлоры пораженных копытец показало их неоднородность, состав которой зависел от тяжести патологического процесса, формы течения болезни, условий содержания животных. Обнаружение Fusobacterium necrophorum совместно с другими микроорганизмами при остром и подостром течении дает основание считать это сочетание в копыте синергидным, так как клинически это сочетание проявлялось усилением альтернативных процессов. Во влажную погоду на поверхности язвы чаще обнаруживали кокковую микрофлору, с одновременным увеличением отечности мягких тканей, что говорит о повышении вирулентности возбудителя. Однако при атипичном и затяжном течениях болезни микробный пейзаж в ране менялся [5].

По нашим данным, увеличивалось количество грамположительной микрофлоры до 66%, которая не оказывала заметного влияния на симптомокомплекс некробактериоза. При оститах, абсцессах коленного, скакательного и венечного суставов какую-либо микрофлору в некротическом содержимом установить не удалось [6].

Для лечения больных животных испытан антибактериальный препарат для животных последнего поколения, успешно прошедших сертифицированные испытания компании NITA-FARM Амоксициллин-150. Этот качественный российский препарат является аналогом зарубежного амоксициллина. Антибиотик действует против широкого спектра бактерий и микробов. Максимальной концентрации достигает уже через 1–2 часа после внутримышечного или подкожного применения. Обычно было достаточно одной инъекции. Остатки препарата выводятся через 48 часов естественными путями. По внешнему виду лекарственный препарат представляет собой маслянистую суспензию от белого до светложелтого цвета. При хранении допускается расслоение суспензии, исчезающее при взбалтывании. Препарат вводили из расчета 1 мл на 10 кг живой массы однократно внутримышечно или подкожно. При необходимости проводили повторное введение через 48 часов. Максимальный объем введения в одно место не должен превышать для крупного рогатого скота 20 мл, телят 5 мл.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

  • 1.    Микроскопическими исследованиями установлено, что основным возбудителем заболевания копытец у коров является Bacterium necrophorum .

  • 2.    Как показали экспериментальные наблюдения, переболевшие животные длительно остаются носителями возбудителя.

  • 3.    В широком производственном опыте на двух подопытных и одной контрольной группе доказано, что для проявления клинических признаков и рецидивов некробактериоза необходимым условием явилось увеличение рыхлости кожи, делающей ее восприимчивой к Fusobacterium necrophorum . Это возможно при повышенной влажности и травматизме, а также при отсутствии профилактических обработок копытец.

  • 4.    Опухание венчика, связанное с асептическим оститом, проявлялась на фоне концентратного типа кормления. такие изменения со стороны копытец характерны для повышенного поступления в организм гистамина, которого много в оболочках зерен.

  • 5.    Для лечения использование антибактериального препарата Амоксициллин-150, из расчета 1 мл на 10 кг живой массы однократно внутримышечно или подкожно целесообразно и экономически выгодно.

Список литературы К вопросу о некробактериозе крупного рогатого скота в хозяйствах Ленкорани

  • Кадымов Р. А., Сафаров Э. М. Гусейнов Ветеринарная вирусология. Баку: Маариф, 1981. 247 с.
  • Белокопытова О. В., Мельникова К. В. Микробный фон поверхностей ран, иммунологический статус и симптомокомплекс болезней конечностей // Проблемы сельскохозяйственного производства на современном этапе и пути их решения. 2009. С. 47-47. EDN: UVVNEP
  • Мищенко В., Павлов Д. Основные причины выбытия высокопродуктивных коров // Главный зоотехник. 2007. №9. С. 58-60. EDN: PXTEDZ
  • Новиков П. В. Эффективность применения антисептика "Педилайн" // Ветеринария. 2010. №9. С. 16-17. EDN: MUGZQF
  • Поликар А. Физиология и патология лимфоидной системы. М.: Медицина, 1965. 210 с.
  • Гришаев Н. Е. Сопутствующая микрофлора и ее роль при некробацилпезе копыт овец // Инфекционные и незаразные болезни сельскохозяйственных животных. Алма-Ата, 1971. Т. 14. С. 404-410.
Статья научная