К вопросу о необходимости дальнейшего совершенствования механизма предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации
Автор: Арутюнян Марина Самвеловна, Хисматуллин Оливер Юрьевич
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Правосудие и правоохранительная деятельность в Евразийском пространстве
Статья в выпуске: 2 (27), 2017 года.
Бесплатный доступ
Цель: Cформулировать научно-обоснованные предложения, направленные на совершенствование законодательства, регулирующего порядок и основания единовременных выплат для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД. Методология: Использовались сравнительно-правовой, формально-юридический и системно-структурный методы. Результаты: Выводы авторов и предложения по совершенствованию законодательства сформулированы в качестве предлагаемых редакций статей, которые могут быть внесены в Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает достаточно высокой степенью оригинальности и научности, поскольку в рамках работы исследуются последние изменения правового регулирования отношений по предоставлению выплат, направленных на улучшение жилищных условий некоторых категорий граждан. Сформулированные предложения могут быть положительно оценены и в свете дальнейшего совершенствования механизма социальных выплат и унификации правового регулирования данной сферы отношений.
Единовременная социальная выплата, улучшение жилищных условий, жилое помещение
Короткий адрес: https://sciup.org/140225055
IDR: 140225055
Текст научной статьи К вопросу о необходимости дальнейшего совершенствования механизма предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам ОВД РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1223 (далее – Правила), сохраняют ряд недостаточно урегулированных положений [1, 2].
Так, пункт 19 Правил закрепляет основания снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты. Подпункт «б» пункта 19 Правил устанавливает, что сотрудник снимается с учета в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания 80
получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 ФЗ № 247 «О соцгарантиях», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Формулировка данного подпункта в отличие от подпунктов «а», «в», «д» пункта 19 Правил не позволяет однозначно установить круг лиц, на которые он распространяет свое действие. Сотрудник и (или) члены его семьи могут быть зарегистрированы в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности третьим лицам. В понимании жилищного законодательства все лица, вселенные в жилое помещение, рассматриваются в качестве членов семьи собственника жилого помещения. Однако факт вселения иных лиц не ограничивает правомочие собственника по распоряжению принадлежащим ему жилым помещением. Фактически собственник жилого помещения способен совершить без согласия вселенных лиц ряд действий, предусмотренных в части 7 статьи 4 ФЗ № 247 «О соцгарантиях». В их числе обмен жилыми помещениями, выделение доли собственниками жилых помещений, отчуждение жилых помещений или их частей. Полагаем, основаниями для снятия с учета могут являться лишь действия, совершаемые сотрудником и членами его семьи, в понимании части 2 статьи 1 ФЗ № 247 «О соцгарантиях».
Буквальное понимание содержания нормы вызывает необходимость установления намерения получения социальной выплаты в большем размере для снятия с учета сотрудника.
Полагаем, подпункт «б» пункта 19 следует изложить в следующей редакции:
«б) в случае совершения сотрудником и (или) членами его семьи действий, в результате которых произошло улучшение жилищных условий, лишающее оснований в получении единовременной выплаты, либо совершения сотрудником и (или) членами его семьи действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере;».
Пункт 22(1) Правил регулирует механизм получения единовременной выплаты в отношении сотрудников, состоящих на учете, в случае их перевода к новому месту службы.
Установлено, что при переводе сотрудников в пределах системы одного федерального органа исполнительной власти к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной выплаты осуществляется иными комиссиями, сведения об указанных сотрудниках на основании учетного дела вносятся в книгу учета по новому месту службы с даты принятия правового акта федерального органа исполнительной власти, органа, утвердивших решение о принятии их на учет по прежнему месту службы.
В целях установления сохранения оснований для состояния на учете для получения единовременной выплаты предлагаем изложить пункт 22(1) в следующей редакции:
«22(1). При переводе сотрудников в пределах системы одного федерального органа исполнительной власти к новому месту службы, в котором постановка сотрудников на учет для получения единовременной выплаты осуществляется иными комиссиями, сведения об указанных сотрудниках на основании учетного дела и заявления (рапорта) сотрудника о включении в список очередников вносятся в книгу учета по новому месту службы с даты принятия правового акта федерального органа исполнительной власти, органа, утвердивших решение о принятии их на учет по прежнему месту службы. В заявлении (рапорте) сотрудник указывает о том, что с момента принятия его на учет не произошло изменение его жилищных и (или) семейных условий. При наличии соответствующих изменений сотрудник представляет в комиссию по новому месту службы обновленные предусмотренные пунктом 5 Правил и иные документы, подтверждающие наличие правовых оснований и условий для получения единовременной выплаты».
Также укажем, что пункт 23 Правил закрепляет, что в случае изменения жилищных условий, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения.
С момента принятия на учет для получения единовременной выплаты до момента ее предоставления возможны изменения не только жилищных условий, но и семейного состояния очередника, что непосредственно влияет на размер предоставляемой выплаты. Указанное приобрело особую актуальность в связи с принятием Федерального закона от 23.11.2015 № 315-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 12.12.2014 № 1357, установившими льготы для очередников, имеющих трех и более детей, проживающих совместно с ними.
В этой связи предлагаем изложить пункт 23 Правил в следующей редакции:
«23. В случае изменения жилищных условий и (или) семейного состояния, на основании которых сотрудник принимался на учет для получения единовременной выплаты, он в течение 1-го месяца с даты наступления соответствующих изменений представляет в комиссию документы, подтверждающие такие изменения».
Кроме того, пункт 28 Правил определяет порядок реализации права сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения при получении единовременной выплаты. В частности, установлено, что при расчете размера еди- новременной выплаты учитывается право на дополнительную площадь жилого помещения, предоставляемую в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. При наличии права на дополнительную площадь жилого помещения по нескольким основаниям размер дополнительной площади определяется по одному из оснований.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае, если несколько членов одной семьи являются сотрудниками, то на учет для получения единовременной выплаты принимается один из членов семьи (по их выбору). Возможны ситуации, когда состоящий на учете сотрудник не обладает правом на дополнительную площадь жилого помещения, а его супруг (супруга), также являющийся сотрудником ОВД, обладает или приобретает в период состояния на учете для получения единовременной выплаты право на дополнительную площадь жилого помещения. Полагаем, состояние семьи сотрудника на учете для получения единовременной выплаты предполагает наличие условий для ее получения у обоих сотрудников. Считаем возможным реализовать право на дополнительную площадь жилого помещения любого из членов семьи – сотрудников ОВД. В этой связи предлагает изложить пункт 28 Правил в следующей редакции:
«28. При расчете размера единовременной выплаты учитывается право очередника на дополнительную площадь жилого помещения, предоставляемую в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. В том случае, если очередник не обладает правом на дополнительную площадь жилого помещения, а его супруга (супруг), также являющийся сотрудником ОВД, имеющим стаж службы в ОВД не менее 10 лет, не реализовал(а) по всем местам прохождения государственной службы право на единовременную выплату (субсидию) в целях приобретения (строительства) жилого помещения, при расчете размера единовременной выплаты учитывается его право на дополнительную площадь жилого помещения».
В рамках данной работы нашли отражение лишь некоторые предложения, сформулированные авторами в целях совершенствования правового регулирования исследуемых отношений.
Список литературы К вопросу о необходимости дальнейшего совершенствования механизма предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации
- Арутюнян М.С. Актуальные вопросы совершенствования законодательства в сфере реализации жилищных прав сотрудников полиции//Евразийский юридический журнал. 2015. № 6. С. 150-154.
- Хисматуллин О.Ю. К вопросу об унификации законодательства, регулирующего выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отдельным категориям должностных лиц//Евразийская адвокатура. 2016. № 1 (20). С. 104-106.