К вопросу о необычных мерах государств по охране своей территории
Автор: Иглин А.В.
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: Юриспруденция
Статья в выпуске: 1 (19), 2015 года.
Бесплатный доступ
В работе приведено обоснование необходимости выделения международно-правового порядка определения государственных границ. Безопасность государства в значительной степени порождается состоянием государственных границ. Исследование вопросов взаимосвязи политики, проводимой в сфере обеспечения безопасности, и процесса защиты государственных границ является важной составляющей области формирования элементов концепции национальной безопасности. Автор обращает внимание на нетипичные формы регулирования пограничных зон рядом зарубежных стран.
Европейское право, таможенная и торговая политика, государственная граница, пограничные зоны
Короткий адрес: https://sciup.org/14114035
IDR: 14114035
Текст научной статьи К вопросу о необычных мерах государств по охране своей территории
В современном мире глобализма и развития туристских маршрутов сложно представить барьеры между государствами. Несмотря на многочисленные войны и территориальные переделы, межгосударственные границы в ходе истории продолжали укрепляться, а пограничный контроль усиливаться. Это соответствовало объективным потребностям суверенных государств, но сдерживало международное общение, хозяйственные, культурные и другие связи друг с другом народов разных стран. Однако сейчас, прежде всего под влиянием интеграционных явлений в экономике, постепенно набирает силу обратный процесс: межгосударственные границы начинают «открываться», сначала немного, затем все больше. Действительно, визовый режим необходим лишь для формального учета въезжающих лиц и поиска преступников, находящихся в розыске.
Более того, под знаменитыми шенгенскими соглашениями понимаются не столько визовые правила, сколько продвинутое сотрудничество между государствами — членами Евросоюза, которые стремятся к ускоренному созданию пространства свободы, безопасности и правосудия. Вместе с тем действует специальное агентство Евросоюза по безопасности внешних границ — Фронтекс. Это связано с тем, что в Евросоюз постоянно стремятся беженцы из неблагополучных соседних стран. Следовательно, открытость и защищенность государств — это в первую очередь закрепление статуса границ.
Для международного права важен статус государственных границ, определяемый национальным законодательством, поскольку от этого зависит территориальная юрисдикция норм права. Тем не менее ряд государств по-разному закрепляют не только статус, но и демаркацию границы, т. е. обозначение ее на местности. Более того, тенденцией является укрепление границ не столько из-за военной безопасности, сколько ввиду того, что актуальна экономическая, миграционная и санитарно-эпидемиологическая безопасность государства.
В свое время американский Сенат собирался выделить 3 миллиарда долларов на строительство стены поперек всего континента. Сенат предлагал построить стену длиной «всего» 1125 км из 3141, что приходятся на границу с Мексикой. Причем на отдельных участках барьеры уже были возведены в начале 90-х годов XX века. Самый длинный — 14-мильная стена в Калифорнии — вроде бы доказал свою эффективность. Если в 1992 году границу на этом участке пересекало 200 тысяч мексиканцев, то в 1994 — уже 9 тысяч. Интересно, что излюбленный способ нарушения границы — подкоп. Самый знаменитый имел длину в полмили, бетонированный пол и электрическое освещение. Примечательно, что граница США и Мексики частично проходит по горам и пустыням, при попытке преодолеть которые в год погибает по 300 и более человек. За тот же срок власти США отлавливают по 1,2 млн нарушителей границы. Тем не менее общее число мексиканских нелегалов в США превосходит 5 млн человек [1]. В ходе предвыборной кампании 2016 года некоторые кандидаты на пост Президента США призывают возродить эту идею.
Между тем такая идея — возвести разделительные стены — не новшество американского континента. В истории известны три стены: Великая Китайская стена (строилась для защиты империи от кочевых племён начиная с III века до н. э. и по XVII век нашей эры), Вал Адриана (построен римлянами в Британии для обороны границ от пиктов), Вал Антонина (возведён после расширения римских владений в Британии).
Сегодня ситуация в мире еще интереснее. Так, в Африке стена отделяет богатые испанские анклавы (Мелилья) от Марокко; в Западной Сахаре построена стена длиной 2700 км из земли, камней и песка, вдоль границы установлены около 200 тысяч мин.
В Европе построены знаменитые «Стены Ирландии», в течение более 30 лет разделяющие католическое и протестантское население Северной Ирландии друг от друга. Стены эти перерезают дороги и разделяют надвое населённые пункты (!) [2]; одной из самых известных была и Берлинская стена, инженерно-оборудованная и укреплённая государственная граница Германской Демократической Респуб- лики с Западным Берлином (существовала с 1961 по 1989 год) протяжённостью 155 км.
В Азии в 2003 году было начато сооружение из бетонных труб между Саудовской Аравией и Йеменом; между Кувейтом и Ираком вдоль 217-километровой границы установлено заграждение, находящееся под током, вырыты глубокие рвы; между Индией и Бангладеш строятся заграждения вдоль всей 4000-километровой границы, чтобы остановить нелегальную торговлю; между Таиландом и Малайзией планируется построить заграждения вдоль 500-километровой границы, чтобы остановить контрабанду и нелегальное пересечение границы; между Пакистаном и Индией заграждения из колючей проволоки покрывают около половины 2900-километровой границы; между КНДР и Южной Кореей — демилитаризованная буферная зона длиной 248 км и шириной 4 км разделяет полуостров уже более 50 лет (!); между Пакистаном и Афганистаном планируется возведение стены вдоль 2400-километровой границы; между Саудовской Аравией и Ираком предполагается строительство 900-километрового заграждения, которое должно помешать проникновению беженцев из Ирака, в Багдаде строилась стена, разделяющая суннитские и шиитские кварталы в Адхамии; в Израиле стена отделяет арабский Восточный Иерусалим от Западного берега [1].
В целом, аналогичные сооружения созданы во многих конфликтных регионах: Турция построила стену против проникновения курдских террористов на территории приграничного района, оспариваемого Сирией; индийская стена, разделяющая Кашмир, протянулась на 550 километров; Греция начала строительство для защиты от контрабандистов и нелегальных мигрантов на границе с Турцией стены высотой 2,5 м и длиной 10 км (сооружение снабжается двойным рядом колючей проволоки, а также камерами видеонаблюдения); построена система разделительных сооружений длиной более 2500 км в Западной Сахаре (между Марокко и САДР), разделяющая территории, контролируемые правительством Марокко и формированиями ПОЛИСАРИО; католическое и протестантское население Северной Ирландии отделено стеной друг от друга; Египет в марте 2014 года приступил к строительству забора вокруг города Эль-Ариш (Синайский полуостров). Протяженность забора составит 30 километров. Проходы через заградительные сооружения будут оборудованы металлоискателями и детекторами по обнаружению взрывчатых веществ. Забор безопасности оснастят камерами видеонаблюдения. Стена вокруг Эль-Ариша возводится «в рамках борьбы с террором и для поддержания безопасности в регионе»; Испания, по утверждениям Марокко, удерживает часть марокканской территории, окружив стеной город Сеута на севере Африки; Таиланд для защиты от террора отделяется забором от Малайзии; Узбекистан уже отделился стеной от Афганистана, а Таджикистан еще планирует; Египет начал строительство барьера вдоль его границы с сектором Газа, чтобы остановить контрабанду оружия, взрывчатых веществ и проникновение боевиков; Тунис начинает строительство защитной стены вдоль границы с Ливией, чтобы предотвратить проникновение исламистских боевиков. Стена будет установлена примерно на трети протяженности границы, ее длина составит 168 километров, а строительство будет закончено к концу 2015 года.
Мировое сообщество неоднократно вмешивалось в такого рода ситуации как нарушающие нормы международного правопорядка. Так, 8 декабря 2003 года Генеральная Ассамблея ООН обратилась в Международный суд ООН в Гааге с просьбой рассмотреть этот вопрос и дать соответствующее юридическое заключение. Резолюцию о передаче этого вопроса в суд поддержали 90 стран мира. Главные претензии Генассамблеи сводились к тому, что линия строящейся стены не совпадает с так называемой зеленой линией (израильской границей до Шестидневной войны 1967 г.) и фактически аннексирует палестинские земли, включая территорию Восточного Иерусалима.
В своем решении от 9 июля 2004 года Международный суд ООН указал, что: а) стена, возводимая израильской стороной вокруг Западного берега и Восточного Иерусалима, «серьезно ущемляет» права палестинцев, что не может быть оправданно необходимостью защиты национальных интересов в сфере безопасности; б) строительство стены на оккупированных палестинских территориях противоречит международному праву; в) Израиль должен демонтировать построенную часть стены и возместить палестинцам нанесенные потери; г) все страны мира должны взять на себя обязательство не признавать легальность сооружения стены; д) мировое содружество должно добиваться от Израиля выполнения Четвертой Женевской Конвенции от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны; е) Объединенные нации, в частности Генеральная ассамблея и Совет безопасности, должны принять соответствующие меры с целью пре- кращения незаконной ситуации, которая возникла в результате строительства стены.
В постановлении Суда отмечается также, что между «зеленой линией» и защитной стеной расположены около 80 % незаконных израильских поселений на Западном берегу. Суд выразил опасение, что Израиль будет пытаться легализовать защитную стену в качестве официальной границы с палестинскими территориями. Суд отмечает, что строительство стены и другие израильские акции грубо нарушают право палестинского народа на самоопределение. При этом Суд не запрещает строительство стены как таковой, а лишь отмечает то, что стена не может возводиться на оккупированных палестинских территориях [3].
Не менее остро стоит и проблема пограничных зон между РФ и соседними странами. Так, в 2014 году Украина оборудовала более 100 км противотанковых рвов на границе с РФ в рамках реализации проекта «Европейский вал». «Европейский вал» — односторонняя инициатива украинского руководства по оборудованию границы с Россией (изначально проект назывался «Стена»). В ноябре 2014 года кабинет министров Украины утвердил решение Президента Порошенко об одностороннем обозначении линии украинско-российской границы. Проект предусматривает сооружение траншей, рвов, а также специальных объектов.
Президент Беларуси Лукашенко, в свою очередь, считает, что республика должна укрепить собственную границу с Украиной, поскольку в Украине сложилась неблагоприятная социальная обстановка [4].
Вместе с тем нельзя считать разделительные стены и т. п. выходом из межэтнических конфликтов. На наш взгляд, только делимитация границ на основе международно-правовых актов способна полностью разрешить вопрос о том, какой режим и в каких пространственных пределах должен быть между соседними государствами. Граница — это не линия, не переходная зона, а государственно-правовой институт в структуре таможенной, торговой, миграционной, экологической политики страны. Действительно, на местности граница имеет ряд элементов инфраструктуры — пограничные столбы, вышки, контрольно-следовые полосы, технические средства охраны, пункты пропуска и т. д. Но и в документах необходимо присутствует множество характеристик разделения территории исходя из пограничной политики государства.
Статус государственной границы является основной частью (ядром) правового положения государственной границы, определяемого международным и национальным законодательством, обозначающим суверенитет государства в отношении безопасности (неприкосновенности) государственной территории, функционирования органов государственной власти в сфере охраны и защиты государственной границы [5].
С точки зрения международного права государствам необходимо заключать с соседними странами договоры (акты согласования) о границах для исключения конфликтов, а вопросы континентального шельфа и приращения территории естественным способом согласовывать с международными организациями.
Таким образом, статус государственной границы имеет сложный юридический состав, включающий в себя систему внутригосударственных и межгосударственных нормативных актов, регламентирующих вопросы установления, функционирования, охраны и защиты государственной границы. Кроме того, границы государств — предмет военного дела, логистики, истории и географии, поэтому такая комплексная защита может быть обусловлена разными исто рическими, географическими, экономическими и техногенными факторами. В современный период в мире происходит множество различных конфликтов, в том числе из-за стремления овладеть новыми источниками сырья, улучшения геополитического положения и др. В связи с этим стремление оградить себя от других естественно для современных стран, но международному праву необходимо разработать комплекс мер по регулированию этих процессов без ущерба интересам соседствующих стран и гуманитарным принципам свободы перемещения.
-
1. URL: http://www.aif.ua/society/article/15129 .
-
2. URL: http://protodata.biz/razdelitelnye-steny-illyustracii.htm .
-
3. См. подробнее официальный сайт Международного суда ООН. URL: http://www.icj-cij.org .
-
4. URL: http://lenta.ru/news/2015/08/18/border_belarus .
-
5. Чеканов В. Е. Теоретико-правовые, международно-правовые и военно-правовые проблемы формирования статуса Государственной границы Российской Федерации // ЭНИ «Военное право». 2014. Вып. № 1.
Список литературы К вопросу о необычных мерах государств по охране своей территории
- URL: http://www.aif.ua/society/article/15129.
- URL: http://protodata.biz/razdelitelnye-steny-illyustracii.htm.
- официальный сайт Международного суда ООН. URL: http://www.icj-cij.org.
- URL: http://lenta.ru/news/2015/08/18/border_belarus.
- Чеканов В. Е. Теоретико-правовые, международно-правовые и военно-правовые проблемы формирования статуса Государственной границы Российской Федерации//ЭНИ «Военное право». 2014. Вып. № 1.