К вопросу о правосознании адвокатов

Бесплатный доступ

В работе рассматриваются методологические особенности исследования профессионального правосознания адвокатов. Основное внимание уделено раскрытию сущности системного анализа профессиональной деятельности адвоката и многоуровневого иерархического образования, в котором правосознание является компонентом высшего уровня организации его профессиональной деятельности.

Профессиональная деятельность адвоката, право, правоотношения, общественное сознание, профессиональное правосознание

Короткий адрес: https://sciup.org/14317607

IDR: 14317607

Текст научной статьи К вопросу о правосознании адвокатов

Развитие правового государства во многом зависит от уровня и состояния правосознания юридической социально-профессиональной группы, к которой принадлежат адвокаты. Сегодня очевидна их ответственность за функционирование механизма правового регулирования, эффективность действующего законодательства, практики его применения, профилактики правонарушений и защиты прав личности. Успех этой деятельности в немалой степени обусловливается профессиональными качествами юристов, в первую очередь адвокатов, уровнем их юридической компетентности, но главное – состоянием правового сознания. Это тем более необходимо потому, что освещение вопросов, связанных с характеристиками правосознания адвокатов, до последнего времени носило разрозненный ха- рактер, хотя опубликован целый ряд научных работ [4, 6, 8].

Е. А. Певцова высказала мысль о том, что правосознание адвоката формируется на основе двуединого процесса, который охватывает объективную и субъективную стороны. Объективной стороной этого процесса является воздействие на сознание адвоката бытия – условий как общих, так и специфических; субъективной – внешние условия правового воспитания, в частности правовая пропаганда. Формирование правосознания в процессе правовой пропаганды, по мнению автора, явление чрезвычайно сложное [7].

Однако адвокат не обладает абсолютной свободой в формировании своего правосознания, выборе тех идей, принципов, норм, которыми он руководствуется в своей практической деятельности, считает Е. А. Певцова. Значительную роль в определении избирательного отношения адвоката к правовой информации выполняют общие и специфические условия его профессиональной деятельности. Автор утверждает, что отбор правовой информации обусловлен не только воздействием внешних факторов – внешних среди общих и специфических условий, но и внутренних, то есть влиянием тех внутренних компонентов психики, которые сами являются результатом действия социальной среды. Следовательно, правовая информация, которая поступает к адвокату, соотносится им не только с той, которую он получает в данную единицу времени по разным информационным системам, но и со всей системой достаточно устойчивых компонентов самой личности адвоката: его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, идеалами, мировоззрением, убеждениями [7].

В. О. Васютинский обращает внимание на то, что наблюдается субъективное избирательное отношение личности к правовой информации и влияние внешних и внутренних факторов на этот процесс. Не вся сообщаемая правовая информация отбирается личностью и усваивается, становится ее знаниями и убеждениями. Не все правовые понятия, нормы, принципы и идеалы, в духе которых общество намерено воспитать личность, организовать ее деятельность и поведение, принимаются ею как лично значимые [8].

Среди множества факторов, определяющих избирательное отношение адвоката к правовой информации, особое значение имеет жизненный и профессиональный опыт. Значение этих факторов определяется тем, что фиксированные в них знания и субъективные отношения наиболее устойчивы, так как непосредственно включены в его практическую деятельность. В то же время индивидуальная совокупность освоенных правовых знаний и отношений формируется под влиянием конкретных условий его жизнедеятельности и объясняет индивидуальные различия в реакции личности адвоката на правовую информацию [2]. Жизненный и профессиональный опыт адвоката выступает как результат многообразных социальных отношений, в которые вступает адвокат в реальной действительности. Именно практические отношения, место личности адвоката в обществе, его социальная активность, характер и виды деятельности, выполне- ние им различных общественных функций (ролей) определяют содержание его правового опыта, формируют его потребности и интересы, влияющие на выбор правовой информации, подлежащей усвоению [1].

Отмечая настоятельную необходимость расширения и углубления правовых знаний, необходимо обратить внимание на то, что цель правовой пропаганды не сводится только к пополнению багажа правовых знаний адвоката, а главная задача состоит в том, чтобы повысить уровень развития его правосознания [5].

Ряд исследований посвящены проблеме соотношения между понятиями правовой науки и содержанием правосознания как психологического качества личности адвоката. Исследователи обращают внимание на то, что правовая наука – это система знаний об объективных закономерностях возникновения и развития права, о его месте и роли в общественной и личной жизни, способах использования права в обществе. В деятельности адвоката имеется постоянная необходимость правового регулирования, определяя наиболее эффективные пути и формы этого регулирования, изучая практические результаты действия законов государства. Обязанность адвоката – активно использовать достижения правовой науки для совершенствования своей деятельности, своевременно внедряя предложения и рекомендации права в практику [2, 7, 9].

Правосознание в деятельности адвоката последовательно осуществляет взаимодействие с основными структурными элементами правовой надстройки – правом и правоотношениями. Правосознание в системе правовой надстройки является связующим звеном между потребностью в правовой регламентации общественных отношений и правом, правом и правоотношениями. В первом случае оно выступает в роли объективации потребностей в форме нормы права, а во втором – в роли звена, опосредует реализацию норм права в правоотношениях [3].

В системе правовой надстройки каждое из правовых явлений зависит от общественного правосознания, которое в значительной мере выражает социальную ценность и определяет эффективность действия правовых явлений. Благодаря сформированному правосознанию в профессиональной деятельности юриста приводится в действие каждый элемент правовой надстройки, взаимодействуя с другими правовыми или общественными явлениями. Правосозна- ние выступает в роли координатора в процессе взаимодействия как структурных элементов правовой надстройки, так и системы правового регулирования с другими видами социального регулирования, особенно с политическим и моральным регулированием [2].

Между правовым сознанием и правом существует тесная и неразрывная связь, их отношения можно характеризовать как взаимообусловленность. Такую связь нельзя не учитывать, исследуя правосознание адвокатов, осуществляющих свою юридическую деятельность в сфере права. Как ни парадоксально, но правосознание адвокатов – необходимое условие правотворчества, его реализации, правоохранительной деятельности, а также работы по предупреждению правонарушений. Со своей стороны, право оказывает исключительно важное воздействие на правовое сознание адвокатов. При этом свой отпечаток на него накладывает все действующее законодательство, весь процесс правового регулирования, каждая его стадия. Уже сам факт принятия того или иного нормативного акта, особенно законодательного, способен сказаться на состоянии профессионального правосознания адвокатов и их поведении как социальной группы, остро чувствующих особенности реализации права в различных его формах: соблюдении, использовании, исполнении, применении.

Развитое правосознание адвоката предполагает не только знание норм и своих прав, но и принятие на себя обязанностей и ответственности. Функциональная структура и компоненты правосознания имеют психолого-правовую основу и опираются на принципы единства сознания и деятельности, полностью соответствуют основным функциям права (познавательной, оценочной, регулятивной). Профессиональное правосознание адвоката позволяет оценивать и усваивать существующие нормы права, направляя их в реальное решение профессиональных задач. Системный анализ профессиональной деятельности адвоката доказывает, что эта деятельность является многоуровневым иерархическим образованием, в котором правосознание является компонентом высшего социального уровня организации его поведения. В постоянном взаимодействии с другими уровнями развития личности как целостной функциональной системы правосознание адвоката выступает механизмом мотивации и саморегуляции его профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональное правосознание адвокатов является особым феноменом современной действительности, исследование которого требует не только анализа правосознания личности в целом, но и глубокого изучения профессионального правосознания как теоретико-юридической конструкции деятельности адвокатов.

Список литературы К вопросу о правосознании адвокатов

  • Аминов, И. И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохран. деятельность» и «Психология»/И. И. Аминов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -615 с.
  • Бандурка, А. М. Юридическая психология: учеб./А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. -Харьков: Изд-во Нац. ун-та внутр. дел, 2001. -640 с.
  • Васильев, В. Л. Юридическая психология/В. Л. Васильев. -3-е изд. -СПб.: Питер, 2000. -624 с.
  • Ефремова, Г. Х. Изучение правосознания и общественного мнения о преступности и деятельности правоохранительных органов: пособие по методологии и методике исследований/Г. Х. Ефремова, А. Р. Ратинов. -М.: Изд-во ВНИИ пробл. укрепления законности и правопорядка, 1989. -368 с.
  • Кобець, О. В. Вплив правових норм на формування правосвiдомостi особистостi/О. В. Кобець//Проблеми сучасної психологiї: зб. наук. пр. -Ялта, 2005. -Вип. 7, ч. I. -С. 135-144.
  • Курлаева, Е. И. Юридическое образование и формирование профессионального сознания юристов: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01/Е. И. Курлаева. -М., 2005. -225 с.
  • Певцова, Е. А. Профессиональное правосознание адвокатов/Е. А. Певцова, А. В. Клишина. -М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2008. -186 с.
  • Психологiя масової полiтичної свiдомостi та поведiнки/вiдп. ред. В. О. Васютинський. -Київ: ДОК-К, 1997. -164 с.
  • Соколов, Н. Я. Профессиональное сознание юристов/Н. Я. Соколов. -М.: Наука, 1988. -224 с.
Еще
Статья научная