К вопросу о правовой природе договора страхования урожая сельскохозяйственных культур
Автор: Ускова Марина Сергеевна
Журнал: Legal Concept @legal-concept
Рубрика: Вопросы частноправового регулирования: история и современность
Статья в выпуске: 3 (32), 2016 года.
Бесплатный доступ
Представленная научная работа содержит в себе развернутое исследование правовой природы договора страхования урожая сельскохозяйственных культур. Автором анализируется действующее российское законодательство с целью определения места данного договора в системе страхования. В научной статье делается вывод о том, что договор страхования урожая сельскохозяйственных культур хотя и содержит в себе некоторые признаки как договора страхования имущества, так и договора страхования предпринимательского риска, все-таки является самостоятельным подвидом имущественного страхования. Также в статье дается авторское понятие страхования урожая сельскохозяйственных культур - это страхование имущественных интересов страхователя (выгодоприобретателя) от рисков полной или частичной утраты (гибели) имущества - урожая сельскохозяйственных культур, выразившейся в снижении фактического урожая сельскохозяйственных культур по сравнению с запланированным урожаем в размере, определенном законом и (или) договором.
Страхование, сельскохозяйственное страхование, договор страхования урожая сельскохозяйственных культур, имущественное страхование, страхование предпринимательского риска
Короткий адрес: https://sciup.org/14973685
IDR: 14973685 | DOI: 10.15688/jvolsu5.2016.3.15
Текст научной статьи К вопросу о правовой природе договора страхования урожая сельскохозяйственных культур
DOI:
Институт сельскохозяйственного страхования для современного российского законодательства является довольно новым, и многие его аспекты законодателем в настоящее время полностью не урегулированы.
Предметом исследования данной статьи станет один из таких аспектов, а именно проблематика определения действительной правовой природы договора стра- хования урожая сельскохозяйственных культур.
Отнесение данного договора к сфере имущественного страхования не вызывает сомнения. Вместе с тем анализ норм действующего законодательства, и прежде всего Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), не позволяет однозначно ответить на вопрос о принадлежности страхования урожая сель- скохозяйственных культур к конкретному подвиду имущественного страхования, которые указаны в ст. 929 ГК РФ.
В научной литературе дискуссионным является вопрос: выступает ли данный договор договором страхования имущества или следует отнести его к договору страхования предпринимательского риска?
Е.Ю. Чемерисова отмечает, что страхование урожая сельскохозяйственных культур следует считать страхованием имущественных интересов страхователя в сохранении доходов от предпринимательской деятельности [8].
Аналогичной позиции придерживается и В.В. Покидова, которая указывает, что к признакам, которые отличают страхование урожая как конкретного имущества от страхования урожая как предпринимательского риска, относятся: способ определения страховой суммы, способ определения ущерба и описание страхового случая. Все выделенные признаки характеризуют действующий вид страхования урожая как страхование предпринимательского риска [6].
Думается, что предложенное указанными авторами отнесение договора страхования урожая сельскохозяйственных культур к договору страхования предпринимательского риска заслуживает внимания.
Однако, если более детально исследовать действующее российское законодательство, можно заключить, что все-таки данный договор следует отнести к самостоятельному подвиду договора имущественного страхования.
Так, п. 2 ст. 929 ГК РФ установлен примерный (не исчерпывающий) перечень подвидов договоров имущественного страхования, включая страхование определенного имущества, страхование гражданской ответственности, страхование предпринимательского риска. Следовательно, законодатель оставил данный перечень открытым с учетом возможных потребностей гражданского оборота.
Рассматриваемый договор, являясь одним из видов договора сельскохозяйственного страхования, характеризуется тем, что предмета страхования (будущего урожая) на момент заключения договора, как правило, еще не существует.
В соответствии с п. 12 ст. 2 Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”» урожай сельскохозяйственной культуры – урожай сельскохозяйственной культуры со всей площади земельных участков, занятых посевами или посадками.
Согласно положениям о растениеводстве урожай – натуральный объем выращенной продукции сельскохозяйственной культуры, многолетних насаждений со всей фактической площади посева (посадки). Урожай является результатом выращивания сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений при достижении фазы созревания в соответствии с характеристиками сортов и климатическими условиями территории возделывания.
Таким образом, по своей сути урожай является имуществом страхователя, которое возникнет в будущем. В этой части договор страхования урожая сельскохозяйственных культур следует отнести к договору страхования имущества (ст. 930 ГК РФ).
В силу ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.
Если анализировать данный договор с точки зрения предпринимательского риска, то, на первый взгляд, может показаться, что черты последнего прослеживаются в условиях договора страхования урожая сельскохозяйственных культур при определении способа определения страховой суммы, ущерба.
Однако существует ряд нижеследующих весомых причин, которые не позволяют считать данный договор договором страхования предпринимательского риска.
Во-первых, необходимо понимать, что далеко не все страхователи (сельскохозяйственные товаропроизводители), которые заключают договор страхования урожая сельскохозяйственных культур, являются субъектами предпринимательской деятельности.
Пунктом 1 ст. 2 ГК РФ определено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Также сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ, а также крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ.
Во-вторых, существует законодательное ограничение, которое не позволяет отнести рассматриваемый договор к страхованию предпринимательского риска.
Согласно ст. 933 ГК РФ по договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу. Договор страхования предпринимательского риска лица, не являющегося страхователем, ничтожен.
В этой связи следует отметить, что по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур получателем страхового возмещения может быть как страхователь, так и выгодоприобретатель.
Так, в силу п. 1 ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон “О развитии сельского хозяйства”» при сельскохозяйственном страховании урожая сельскохозяйственной культуры, посадок многолетних насаждений объектами сельскохозяйственного страхования являются имущественные интересы страхователя, выгодоприобретателя, связанные с риском утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры (зерновых, зернобобовых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей, виноградников, плодовых, ягодных, орехоплодных насаждений, плантаций хмеля, чая), утраты (гибели) посадок многолетних насаждений (виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая).
При этом под выгодоприобретателем в силу ст. 2 указанного закона понимается лицо, в пользу которого заключен договор сельскохозяйственного страхования и которое имеет основанный на федеральном законе, ином нормативном правовом акте или договоре интерес в сохранении объекта страхования.
Таким образом, данный договор не может быть отнесен к договору предпринимательского риска ввиду наличия прямого запрета (императива) страховать интересы выгодоприобретателя по данному договору.
Резюмируя, следует заключить, что хотя конструкция договора страхования урожая сельскохозяйственных культур и содержит в себе ряд черт, схожих с договором страхования имущества и договором страхования предпринимательского риска, все-таки данный договор сферы агрострахования выступает самостоятельным подвидом имущественного страхования.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что понятие страхования урожая сельскохозяйственных культур можно сформулировать следующим образом: «Страхование урожая сельскохозяйственных культур – это страхование имущественных интересов страхователя (выгодоприобретателя) от рисков полной или частичной утраты (гибели) имущества – урожая сельскохозяйственных культур, выразившейся в снижении фактического урожая сельскохозяйственных культур по сравнению с запланированным урожаем в размере, определенном законом и (или) договором».
Список литературы К вопросу о правовой природе договора страхования урожая сельскохозяйственных культур
- Анисимов, А. П. Вступление России в ВТО: проблемы и перспективы (на примере аграрного сектора экономики)/А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков//Законы России: опыт, анализ, практика. -2013. -№ 1. -С. 41-46.
- Волкова, И. А. К вопросу о предмете, системе и возможностях страхового права/И. А. Волкова//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. -2010. -№ 1 (12). -С. 48-55.
- Иншакова, А. О. Компромисс в гибком регулировании внешнеэкономических споров в сфере инновационного предпринимательства/А. О. Иншакова//Вопросы правоведения. -2014. -№ 2 (24). -С. 120-131.
- Иншакова, А. О. Новые формы хозяйствования как слагаемые успеха интеграции РФ в единое экономическое пространство с ЕС/А. О. Иншакова//Право и государство: теория и практика. -2010. -№ 10 (70). -С. 98-104.
- Иншакова, А. О. Принципиально-правовые особенности регламентации разрешения коммерческих споров в системе ВТО/А. О. Иншакова, С. Ю. Казаченок//Стратегия современного социо-хозяйственного развития России: экономические и правовые аспекты: монография/под ред. В. В. Долинской, А. О. Иншаковой, В. В. Сорокожердьева. -Краснодар: , 2014. -Гл. 6. -С. 175-218.
- Покидова, В. В. Развитие страхования урожая, осуществляемого с государственной поддержкой: автореф. дис.. канд. экон. наук/Покидова Виктория Викторовна. -Волгоград, 2011. -25 с.
- Ускова, М. С. Гражданско-правовое регулирование имущественного аграрного страхования в России и европейских странах: опыт сравнительного исследования/М. С. Ускова//Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. -2015. -№ 3 (28). -С. 215-218.
- Чемерисова, Е. Ю. Договор страхования предпринимательских рисков: автореф. дис.. канд. юрид. наук/Чемерисова Елена Юрьевна. -Казань, 2015. -26 с.