К вопросу о предмете экологических преступлений, предусмотренных ст. 246, 250, 251, 254 Уголовного кодекса Российской Федерации

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14972609

IDR: 14972609

Текст статьи К вопросу о предмете экологических преступлений, предусмотренных ст. 246, 250, 251, 254 Уголовного кодекса Российской Федерации

В теории уголовного права предмет преступления, обладая относительной уголовноправовой самостоятельностью, позволяет решать ряд вопросов, имеющих важное практическое значение. В частности, предмет преступления может служить основой для разграничения общих и специальных составов, способствовать выявлению характера и размера причиненного преступлением ущерба, установить причинную связь между преступным деянием и преступными последствиями.

В Уголовном кодексе Российской Федерации ряд уголовно-правовых норм не содержит указания на предмет преступления. Очевидно, что в данных случаях он (предмет) выполняет роль факультативного признака состава преступления.

Однако отсутствие четкого указания в диспозиции отдельных статей УК РФ на предмет преступления объясняется не тем обстоятельством, что для квалификации данного преступления предмет не имеет значения, а недостатками законодательной техники. Примером тому служит ст. 246 УК РФ. Подобные статьи УК РФ вызывают затруднения на практике в толковании закона, в частности определении предмета преступления и др. В практической деятельности правоприменители в подобных случаях обращаются за разъяснением уголовно-правовых вопросов к комментариям общего и специального характера.

Анализ подобного рода юридической литературы показал, что в ряде случаев понятие предмета экологических преступлений разъясняется не совсем правильно. В частности, в Комментарии к Уголовному кодексу РФ под редакцией В.М. Лебедева предмет нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ определен как правила охраны окружающей среды, предусмотрен- ные специальными кодексами и федеральными законами 1. В Комментарии к главе 26 УК РФ под редакцией Н.А. Лопашенко отмечено, что предметом преступлений, предусмотренных ст. 246 и 251 УК РФ, являются правила охраны окружающей среды при производстве работ и правила выброса вредных веществ в атмосферный воздух. Под ними понимаются нормы, сформулированные в экологическом праве и содержащиеся в нормативных источниках различной юридической силы, регламентирующие экологические требования и направленные на обеспечение экологической безопасности при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов 2. Часто в практических комментариях (например, Постатейный комментарий к Уголовному кодексу РФ под ред. М.А. Лапиной; Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации под редакцией А.В. Наумова и др.), содержащих толкование уголовно-правовых норм, разъяснение понятия предмета рассматриваемых составов преступления, в частности ст. 246 УК РФ, и вовсе отсутствует 3.

Исходя из уголовно-правового определения предмета преступления 4, не могут являться предметом преступления правила какого-либо порядка. Как известно, в теории уголовно-правовой науки предмет преступления определяется как предметы материального мира, воздействуя на которые виновный посягает на объект преступления 5. «Правила же – это положения, принципы, устанавливающие порядок чего-либо, служащие руководством в чем-либо, норма поведения, дей-ствий»6. Кроме того, понимание предмета преступления как «правила» смешивает понятия предмета преступления как института уголов- но-правовой науки и предмета преступного посягательства как института науки криминалистики.

По мнению М.П. Бикмурзина, понимание формы предмета преступления как вещи пережило свое время. Автор считает, что в роли предмета преступления может выступать информация, которая подвергается воздействию при совершении преступного деяния. При этом уголовно наказуемым является собственно изменение или уничтожение содержащейся на материальных носителях информации. Сами по себе носители, имеющие вещную природу, не обеспечиваются уголовно-правовой охраной 7. Если принять во внимание данную точку зрения, то в отдельных случаях правила могут быть предметом преступления, но применительно к ст. 246 УК РФ данное положение не относится, так как преступное воздействие оказывается не на правила, и они никакого ущерба не претерпевают.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что предметом нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ правильнее считать объекты природной среды – воду, воздух, почву. Такое определение вполне оправданно с точки зрения уголовно-правовой науки и положений ФЗ «Об охране окружающей среды», так как объектом правовой охраны окружающей среды являются природные компоненты. К ним, в частности, относятся земля, недра, почва, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух 8.

Статья 246 УК РФ является общей по отношению к ст. 250, 251, 254 УК РФ. Предметом состава преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ (как мы определились выше), являются вода, воздух и почва, соответственно предметом преступного загрязнения вод (ст. 250 УК РФ) является вода; преступного загрязнения атмосферы (ст. 251 УК РФ) – атмосферный воздух; порчи земли (ст. 254 УК РФ) – земля.

Формулируя диспозицию ст. 250 УК РФ, законодатель не устанавливает различий между водными источниками как водным ресурсом и водами как путями сообщения, обеспечивающими функционирование водного транспорта, использование судов. Однако, как справедливо отмечает О.Л. Дубовик, явно име- ются в виду поверхностные или подземные воды, источники питьевого водоснабжения, хотя бы являющиеся искусственными сооружениями, но не представляющие собой техническое хранилище воды, в частности цистерны, иные накопители такого характера, уже включенные в непосредственное техническое или потребительное использование выделенного (изъятого) объема вод 9.

В практическом смысле является нерешенным вопрос о включении в предмет преступления водных объектов (прудов, озер), либо неправомерно созданных, либо возникающих случайно в результате антропогенного воздействия на окружающую среду.

В диспозиции статьи законодатель выделяет следующие виды вод:

  • 1)    поверхностные воды;

  • 2)    подземные воды;

  • 3)    источники питьевого водоснабжения 10.

Все указанные понятия раскрываются в Водном кодексе Российской Федерации. Необходимо отметить, что к поверхностным водам относятся воды, постоянно или временно находящиеся в поверхностных водных объектах 11 : поверхностные водотоки, поверхностные водоемы, ледники, снежники 12. К подземным водам относятся водоносные горизонты, бассейн подземных вод, месторождение подземных вод, естественный выход подземных вод 13. Источник питьевого водоснабжения включает в себя подземные и поверхностные воды, используемые для централизованного или нецентрализованного питьевого водоснабжения 14.

Указанные виды вод характеризуются общим определением воды, понимаемой как «химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состоянии»15.

Таким образом, предметом преступного загрязнения вод является вода как химический элемент, имеющая природно-географическое расположение (поверхностные, подземные) и социально-экономическое назначение (источник питьевого водоснабжения). В данном случае вода выступает как компонент природной среды (поверхностные, подземные воды), не обособленный человеческим трудом от естественных природных условий (природно-географическое расположение). Указанные признаки определяют пред- мет экологических преступлений (ст 250 УК РФ) и позволяют отграничить от предмета преступлений против собственности.

В Федеральном законе РФ «Об охране атмосферного воздуха» указано понятие атмосферного воздуха. Оно трактуется как жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений 16 . Данное определение содержит признаки предмета экологических преступлений: компонент природной среды – смесь газов атмосферы; не обособленный человеческим трудом – находящаяся за пределами жилых, производственных, иных помещений. Представляется, что правоприменителям целесообразно руководствоваться данным понятием при определении предмета загрязнения атмосферного воздуха.

Предметом преступной порчи земли (ст. 254 УК РФ) выступает земля. В юридической литературе понятие данного природного компонента понимается в широком и узком смыслах. В Толковом словаре русского языка под термином «земля» понимается «третья от Солнца планета; суша; почва; верхний слой коры планеты, поверхность; рыхлое, темно-бурое вещество, входящее в состав коры планеты; страна, государство; территория с угодьями»17. Согласно ГОСТу 26640-85 «Земля. Термины и определения», под землей понимается важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водными ресурсами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства.

А.М. Анохин указывает на понятие земли как предмета преступления в узком смысле слова – поверхностный почвенный слой, выполняющий экологический (взаимосвязь живой и неживой природы), экономический (как средство производства в промышленности, сельском, лесном хозяйстве), культурно-оздоровительные и иные функции 18.

М.А. Лапина отмечает, что предметом преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ, является земля любого целевого назначения, независимо от формы и вида собственности на землю. Земля рассматривается автором как любые виды земельных участков. В свою очередь, понятие «земельный участок» рассматривается как часть поверхности земли 19. Представляется целесообразным рассматривать землю в качестве предмета преступления, предусмотренного ст. 254 УК РФ, как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), не включая в него функционального назначения земли. Это позволит определить данный природный компонент как предмет экологических преступлений, не смешивая его с предметом преступлений против собственности (например, определяя его как имущественную принадлежность промышленному, сельскохозяйственному предприятию или частному лицу).

Таким образом, рассмотренные и предложенные положения определения предмета экологических преступлений, предусмотренных ст. 246, 250, 251, 254 УК РФ, позволяют:

  • 1)    установить соответствие признаков предмета экологических преступлений общим принципам уголовно-правовой науки в учении о предмете преступления, то есть определяют материальную природу предмета поступлений указанных уголовно-правовых норм;

  • 2)    определяют соотношение общих и специальных норм экологических преступлений. Так, предмет состава преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ, включает в себя такие природные компоненты, как воду, воздух, почву. Этим обстоятельством определяется общий характер уголовно-правовой нормы. Преступления, предусмотренные ст. 250, 251, 254 УК РФ, посягают на отдельные элементы природной среды и связанные с ними конкретные общественные отношения по их охране, что определяет их специальный характер;

  • 3)    позволяют правоприменителю установить причинную связь между преступным деянием и вредными последствиями. Физические признаки предмета (в нашем случае – вода как химическое соединение, атмосферный воздух как смесь атмосферных газов, почва как часть поверхности земли) предопределяют внешнюю форму преступных послед-

  • ствий (например, гибель в реке рыбы из-за недостатка кислорода, вызванного загрязнением воды конкретным хозяйственным объектом, что определяется экспертным путем); свидетельствуют о тяжести причиняемого объекту ущерба (например, содержание в указанных компонентах вредных веществ, превышающих ПДК и ПДВ).

Список литературы К вопросу о предмете экологических преступлений, предусмотренных ст. 246, 250, 251, 254 Уголовного кодекса Российской Федерации

  • Комментарий к Уголовному кодексу РФ/Под ред. В.М. Лебедева. М., 2002. С. 600.
  • Комментарий к главе 26 УК РФ/Под ред. Н.А. Лопашенко. СПб., 2002. С. 41.
  • Учебно-практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Под ред. А.Э. Жалинского. М., 2005. С. 742-752;
  • Постатейный комментарий к Российскому законодательству/Под ред. М.А. Лапиной. М., 2003. С. 28-45;
  • Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Под ред. А.В. Наумова. М., 2004. С. 615-618.
  • Уголовное право. Общая часть: Учебник/Под ред. В.И. Радченко. М., 2004. С. 127.
  • Уголовное право. Общая часть: Учебник/Под ред. Л.Л. Кругликова. М., 2005. С. 140.
  • Толковый словарь русского языка/Под ред. Ф.П. Филина. М., 1981. С. 273.
  • Бикмурзин М.П. Предмет преступления: теоретико-правовой анализ: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 17.
  • Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»//СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 4.
  • Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Под ред. А.Э. Жалинского. М., 2005. С. 772.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации. Ст. 250 УК РФ. М., 2005.
  • Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (с изм. от 30.12 2001 г.)//СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 1.
  • Там же. Ст. 9-11; Ст. 13.
  • Там же. Ст. 17.
  • Там же. Ст. 133.
  • Там же. Ст. 1.
  • Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»//СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.
  • Толковый словарь русского языка. С. 123.
  • Анохин А.М. Проблемы правовой ответственности в сфере охраны окружающей среды и природопользования//Вестник экологического образования в России. 2004. № 3 (33). С. 14.
  • Лапина М.А. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. М., 2003. С. 108.
Еще
Статья