К вопросу о причинах продолжительной жизнеспособности донатистского раскола

Автор: Букин Михаил Андреевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 3 (98), 2021 года.

Бесплатный доступ

В данной статье мы постарались рассмотреть различные взгляды исследователей на проблему продолжительного существования донатистского раскола. Достаточно долгое время в работах, посвященных этой странице истории Северной Африки, донатизм рассматривался как этническое, или социальное, или политическое движение. Причиной тому были и начавшиеся еще в XVII в. процессы секуляризации науки и популярность марксистских идей в европейской академической среде в XX в. В значительной степени эти гипотезы были в дальнейшем опровергнуты, однако объяснения этому феномену, по сути, до конца так и не было найдено. Поэтому мы постарались предложить те возможные причины, которые в сумме могут привести к объяснению. Как нам кажется, можно выделить две ключевые категории этих причин: историческую и религиозную, которые, безусловно, перекликаются друг с другом в том или ином виде. Нам представляется, что, внимательно рассмотрев исторические обстоятельства возникновения и развития раскола, а также религиозные идеи, питавшие его последователей, можно, во-первых, найти объяснение некоторым социальным, этническим и политическим разногласиям, возникавшим на их фоне, а во-вторых, понять столь длительный успех донатистского движения именно в Северной Африке.

Еще

Донатизм, северная африка, ересь, раскол, социология религии

Короткий адрес: https://sciup.org/140257066

IDR: 140257066   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_3_232

Список литературы К вопросу о причинах продолжительной жизнеспособности донатистского раскола

  • Разрядные списки (1906) — Разрядные списки студентов I-IV курсов С.-Петербургской духовной академии за 1904/5 учебный год // Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1904-1905 учебный год (в извлечении). СПб.: Типография М. Меркушева, 1906.
  • Augustinus: Ep. 93 — Augustinus. Epistola 93 // Patrologiae cursus completus. Series latina / Ed. par J.-P. Migne. Paris, 1841. T. 33. Col. 321-347.
  • Augustinus: Con. lit. Pet. don. — Augustinus. Contra litteras Petiliani donatistae libri tres // Patrologiae cursus completus. Series latina / Ed. par J.-P. Migne. Paris, 1865. T. 43. Col. 245-388.
  • Augustinus: Enarratio in Psalmum LIV — Augustinus. Enarratio in Psalmum LIV // Patrologiae cursus completus. Series latina / Ed. par J.-P. Migne. Paris, 1865. T. 36. Col. 628-646.
  • Monum. vet. ad hist. Donatist. — Monumenta vetera ad historiam Donatistarum pertinentia ab anno Christi CCCIII ad annum CCCL // Patrologiae cursus completus. Series latina / Ed. par J.-P. Migne. Paris, 1844. T. 8. Col. 673A-784A.
  • Optatus Milevitantis: De Scismate — Optatus Milevitantis. De Schismate Donatistarum adversus Parmenianum // Patrologiae cursus completus. Series latina / Ed. par J.-P. Migne. Paris, 1845. T. 11. Col. 883D-1104B.
  • Paulus Orosius: De arbitrii libertate — Paulus Orosius. Liber aplogeticus, contra Pelagium, De arbitrii libertate // Patrologiae cursus completus. Series latina / Ed. par J.-P. Migne. Paris, 1846. T.31. Col. 1173-1212.
  • Болотов (1994) — Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви: в 4 т. / Под ред. проф. А. Бриллиантова. М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь, 1994. T. II.
  • Бриллиантов (1905) — БриллиантовА.И. Рецензия на сочинение студента Александра Вакуловского: «Полемика бл. Августина против донатистов» // Журналы заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии за 1904-1905 учебный год (в извлечении). СПб.: Типография М. Меркушева, 1905. С. 363-364.
  • Герье (1910) — Герье В.И. Блаженный Августин. М.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1910.
  • Иларион Троицкий (2004) — Иларион (Троицкий), сщмч. Очерки из истории догмата о Церкви // Иларион (Троицкий), сщмч. Творения: в 3 т. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. Т. I. С. 59-503.
  • Казаков (2014) — КазаковМ.М. Особенности христианизации Северной Африки // Христианское чтение. 2014. № 2-3. С. 46-61.
  • Мамонтов (2016) — МамонтовА.Л. Отношение Августина Блаженного к законам против донатистов (по материалам переписки) // Индоевропейское языкознание и классическая филология. СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 2016. Т. 2. С. 691-699.
  • Ткаченко (2007) — ТкаченкоА.А. Донатизм // Православная энциклопедия. М.: Цер-ковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. Т. XV. С. 654-657.
  • Урбанович (2015) — Урабнович Г., прот. Особенности становления североафриканской раннехристианской архитектуры (IV-V вв.) в связи с традицией поминания и почитания мучеников // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. № 3 (19). С. 7-26.
  • Флоровский (2009) — Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. М.: Институт русской цивилизации, 2009.
  • Adamiak (2015) — Adamiak S. When Did Donatist Christianity End? // The Uniquely African Controversy: Studies on Donatist Christianity. Leuven: Peeters, 2015. P. 211-236.
  • Beaver (1935) — BeaverR.P. The Donatist Circumcellions // Church History. 1935. Vol.4. No. 2. P. 123-133.
  • Birley (1987) — BirleyA.R.. Some Notes on the Donatist Schism // Libyan Studies. 1987. No. 18. P. 29-41.
  • Brown (1961) — Brown P. Religious Dissent in the Later Roman Empire: the case of North Africa // History. 1961. Vol. 46. No. 157. P. 83-101. DOI: 10.1111/j.1468-229X.1961.tb02436.x.
  • Brown (1965) — Brown P. Review on Donatisten und Katholiken: Soziale, Wirtschaftliche und Politische Aspekten Einer Nordafrikanischen Kirchenspaltung by E. Tengström // Journal of Roman Studies. 1965. Vol. 55. P. 281-283. DOI: 10.2307/297465
  • Brown (2013) — Brown P. Augustine of Hippo. A Biography / A New Edition with an Epilogue. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 2013.
  • Chadwick (2009) — Chadwick H. Augustine of Hippo. A Life. New York: Oxford University Press, 2009.
  • Döllinger (1861) — DöllingerJ.J. Kirche und Kirchen, Papstthum und Kirchenstaat. München, 1861.
  • Frend (1952) — FrendW.H. C. The Donatist Church: A Movement of Protest in Roman North Africa. Oxford: Clarendon, 1952.
  • Grant (1987) — GrantR.M. Review on The Donatist Church. A Movement of Protest in Roman North Africa by W. H. C. Frend // The Journal of Religion. 1987. Vol. 67. No. 4. P. 608.
  • Hoover (2014) — HooverJ.A The Donatist Church in an Apocalyptic Age: Thesis for the degree of Doctor of Philosophy. Texas: Baylor University, 2014.
  • Jones (1959) — Jones A. Were ancient heresies national or social movements in disguise? // The Journal of Theological Studies. 1959. Vol. 10. No. 2. P. 280-298. DOI: 10.1093/ jts/X.2.280.
  • Murvar (1975) — Murvar V. Toward a Sociological Theory of Religious Movements // Journal for the Scientific Study of Religion. 1975. Vol. 14. No. 3. P. 229. DOI: 10.2307/1384907.
  • Teall (1966) — Teall J. L. Review on Donatisten und Katholiken: Soziale, Wirtschaftliche und Politische Aspekten Einer Nordafrikanischen Kirchenspaltung by E. Tengström // The American Historical Review. 1966. Vol. 71. No. 2. P. 527-528. DOI: 10.1086/ahr/71.2.527.
  • Tengström (1964) — Tengström E. Donatisten und Katholiken: Soziale, wirtschaftliche und politische Aspekte einer nordafrikanischen Kirchenspaltung. Göteborg: Almqvist & Wiksell, 1964.
  • Thümmel (1893) — Thümmel W. Zur Beurtheilung des Donatismus. Halle, 1893.
  • Tilden (2006) — Tilden P. Religious Intolerance in the Later Roman Empire: The evidence of the Theodosian Code : Thesis for the degree of Doctor of Philosophy in Classics. University of Exeter, 2006.
  • Tilley (2011) — Tilley M.A. Redefining Donatism: Moving Forward // Augustinian Studies. 2011. Vol. 42. No. 1. P. 21-32. DOI: 10.5840/augstudies20114212.
  • Walls (1974) — WallsA.F. Review on The Donatist Church. A Movement of Protest in Roman North Africa by W. H. C. Frend // Journal of Religion in Africa. 1974. Vol. 6. No. 2. P. 156. DOI: 10.2307/1594895.
Еще
Статья научная