К вопросу о развитии навыков интонационно-стилевого анализа в инструментальной подготовке будущего педагога-музыканта

Автор: Высочкина Наталья Евгеньевна

Журнал: Грани познания @grani-vspu

Рубрика: Искусствоведение

Статья в выпуске: 6 (20), 2012 года.

Бесплатный доступ

Рассмотрен интонационно-стилевой анализ как необходимый аспект профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта. Обоснована специфика процессуальности развития навыков интонационно-стилевого анализа в условиях инструментальной подготовки на музыкально-педагогических факультетах педагогических вузов.

Интонационное мышление, интонационно-стилевой анализ, инструментальная подготовка, современный педагог-музыкант, музыкально-слуховые представления

Короткий адрес: https://sciup.org/14821822

IDR: 14821822

Текст научной статьи К вопросу о развитии навыков интонационно-стилевого анализа в инструментальной подготовке будущего педагога-музыканта

Инструментальная подготовка в сфере современного музыкального образования характеризуется появлением новых ориентиров и поиском более эффективных приемов и способов развития интонационно-стилевого мышления будущего педагога-музыканта. Современному педагогу-музыканту необходим новый уровень интонационно-стилевого познания современных инструментальных произведений, проникновение в содержание которых предполагает овладение их выразительными музыкальными средствами. Обилие различных стилевых направлений (особенно в современной музыке) требует от будущего педагога-музыканта глубоких знаний интонационно-стилевых особенностей фортепианных произведений. Именно поэтому интонационно-стилевой анализ в процессе работы дает студенту возможность решать многие вопросы интерпретации, являясь при этом важным компонентом в подготовке к профессиональной деятельности в школе.

Интонационно-стилевой анализ готовит будущего педагога-музыканта, с одной стороны, к осмыслению конструктивно-логической организации звукового материала, а с другой – к умению чувственно воспринимать выразительный смысл музыкальной интонации. Таким образом, сам «механизм» интонационно-стилевого анализа преобразовывает знания студента в творческий процесс для решения музыкально-исполнительских проблем и задач. Это подразумевает, во-первых, тщательность изучения авторского текста, во-вторых, творческое постижение того, что «недоговорено» в этом тексте, в-третьих, верную передачу идеи произведения.

Как свидетельствуют фундаментальные музыковедческие исследования (М.Г. Арановский, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, М.Ш. Бонфельд), музыкальный стиль является отражением действительности и особенностей творческого мышления посредством интонационно-звуковой сферы. Развитые интонационно-стилевые представления будущего педагога-музыканта способствуют раскрытию им содержания произведения как комплексного взаимодействия выразительных средств, используемых композитором и обусловливающих индивидуальную неповторимость сочинения. «Индивидуальная самобытность великого композитора проявляется, как правило, в известных отклонениях от норм, в “погрешностях” против типического», – пишет В. Конен [6, с. 16]. Следовательно, художественная индивидуальность каждого произведения зависит от его трактовки самим студентом, и субъективное начало играет здесь важную роль.

Интонационно-стилевыепредставления,являясь основойлюбогомузыкальногопроцесса, высту-паютпосредникамимеждуслушателемикомпозитором.Именнопоэтомуинтонационно-стилевойана-лиз необходим в освоении фортепианных произведений в классе основного музыкального инструмента. Он помогает будущему педагогу-музыканту осознать музыкальный текст как единство содержания и его звукового оформления. В процессе такого анализа происходит развитие навыков работы с нотным текстом и выявления индивидуального в авторской интонации, умения выстраивать логический план собственного замысла исполнения, использовать межпредметные связи в исполнительской деятельности. Совершенствование таких навыков зависит, прежде всего, от музыкально-интонационных, слуховых представлений будущего педагога-музыканта, которые проявля- ются в воспроизведении музыкального текста и формируются при активном участии эмоциональной и интеллектуальной сфер.

Подробное осмысление интонационной сферы произведения и проникновение в него выступают важнейшими условиями развития музыкально-интонационных представлений будущего педагога-музыканта. Таким образом, в основу интонационно-стилевого анализа произведения должно быть положено стремление к качественному постижению музыки как интонационного процесса, т.к. интонация, представляя мысль композитора, одновременно становится выражением мировоззрения и миропонимания не только самого автора, но и всей эпохи. По мысли Б.В. Асафьева, «через интонацию определяются и средства выражения музыки, и отбор, и взаимосопряжение музыкальных элементов <…> Все великие и менее великие, но все же “прочно устоявшиеся” музыкальные произведения обязательно имеют в себе “бытовые интонации” эпохи, их породившей» [1, с. 211–365].

При развитии навыков интонационно-стилевого анализа произведений в условиях инструментальной подготовки следует учитывать личностные особенности будущего педагога-музыканта, т.к. художественная индивидуальность произведения зависит, прежде всего, от его субъективной исполнительской трактовки. Важно, чтобы будущий педагог-музыкант смог выявить закономерности художественной организации музыкального произведения, сопоставить художественный образ произведения с аналогичными образами других видов искусств, сделать анализ в контексте определенного художественного стиля эпохи. Кроме того, будущий педагог-музыкант должен свободно ориентироваться в музыкальном тексте и использовать метод интонационно-стилевого анализа при знакомстве детей с произведениями на уроках музыки, воздействуя на эмоциональную и интеллектуальную стороны каждой развивающейся личности [9].

Интонационно-стилевой анализ помогает учащимся понять своеобразие стиля композитора, которое выражается, прежде всего, в художественном содержании его сочинений, поэтому важен анализ не только средств выразительности музыкального произведения, передающих его содержание, но и взаимосвязи художественного мировоззрения композитора и интонационно-образного строя его творчества в контексте общих закономерностей музыкально-исторического процесса. «Стиль я не мыслю, только как некоторое постоянство выражения и технической манеры, – отмечает Б.В. Асафьев, – но как постоянство “музыкально-интонационного почерка” эпохи, народа и личного композиторского, что и обусловливает характерные повторяющиеся черты музыки как живого языка, на основании которого мы и восклицаем при восприятии: “Вот Глинка, вот Чайковский!”» [2, с. 62–63].

Как показывает педагогическая практика, сравнение фортепианных произведений является одним из эффективных средств развития навыков интонационно-стилевого анализа у будущего педагога-музыканта в классе основного музыкального инструмента. Этот прием основывается на познании стиля в сравнении с каким-то иным, противоположным ему по базовым свойствам. Здесь используется сравнение средств музыкального языка, духовной и образно-эмоциональной сфер, приемов изложения. Кроме того, подробный интонационно-стилевой анализ нотного текста позволяет будущему педагогу-музыканту раскрыть общие черты сравниваемых произведений, характерные для множества отдельных музыкальных произведений:

– авторские указания;

– редакционные указания;

– внетекстовая информация;

– исполнительские средства (динамика, артикуляция, темпоритм, педализация).

Следует подчеркнуть, что осмысленный анализ музыкального материала на уровне сравнения интонационных оборотов, определенных выразительных средств, интонационно-мелодической, ладогармонической сторон подводит студента к его непроизвольному запоминанию. Эффективность запоминания на этой стадии связана с умением правильно организовывать процесс повторения изучаемого материала на основе таких логических приемов, как смысловая группировка и смысловое соотнесение. Этот процесс дает возможность студенту соединить части произведения в единое целое, т. е. охватить его путем «мысленных» повторений. Конечно, уровень осмысленного анализа зависит и от общемузыкальной подготовленности студента: «Осмысленность материала не есть его изолированное качество, независимое от субъекта усвоения. Осмысленность зависит от того, имеются ли в арсенале учащегося понятия, сведения, действия, необходимые для того, чтобы понять элементы учебного материала и установить связи между ними» [5, с. 189].

Необходимо отметить, что в процессе развития навыков интонационно-стилевого анализа произведения следует использовать сравнение новой для будущего педагога-музыканта информации с имеющимися знаниями, его прошлым опытом. Педагог-музыкант должен уметь контролировать правильность и ошибочность своих теоретических ответов, а также находить связь между собственным опытом и новой информацией, подлежащей запоминанию. В процессе такой работы будущий педагог-музыкант не только присваивает, но и переосмысливает полученные знания.

Таким образом, планомерное овладение методом интонационно-стилевого анализа развивает у будущего педагога-музыканта способность самостоятельно анализировать произведения. Мотивом подготовки к самостоятельному анализу произведений может быть стремление к самосовершенствованию, развитию профессиональных навыков и умений. Так, проанализировав произведение, будущий педагог-музыкант может проверить свои теоретические знания в ходе его проигрывания.

Наиболее трудным оказывается процесс работы над нотным текстом в том случае, когда будущий педагог-музыкант сталкивается с музыкой, неизвестной ему или еще не исполнявшейся им. В этом случае формирование образа происходит на основе собственных представлений, когда необходимо стремиться к созданию целостного образа произведения, ориентируясь на будущее реальное звучание. Ведущая роль здесь принадлежит внутренним музыкально-слуховым представлениям студента, которые должны стать надежной опорой в интонационно-стилевом анализе произведения.

Навыки, формирующиеся в процессе интонационно-стилевого анализа, должны быть основаны на использовании межпредметных связей. Теоретические дисциплины помогают будущему педагогу-музыканту в его исполнительской практике, т.к. понимание процессов формообразования определяет композиционную трактовку данного произведения. Дисциплина «История музыки» знакомит студента с эволюцией исполнительской практики и музыкального восприятия во взаимосвязи с развитием культуры общества. С помощью общей подготовки в рамках специальных учебных дисциплин студент может овладеть знаниями об основных закономерностях исторического становления мировой художественной культуры, особенностях развития музыкальных стилей и взаимовлияния различных видов искусств в историческом развитии. Это дает возможность представить музыкальное произведение в системе художественной культуры данной эпохи [3].

Важно, чтобы в процессе освоения интонационно-стилевого анализа использовалась методика, закрепляющая общехудожественные, музыковедческие, исполнительские знания в их интегративном взаимодействии. Таким образом, систематизация материала поможет использовать как интонационнослуховое, так и теоретическое освоение студентом интонационно-стилевого анализа. Это обеспечит наибольшую полноту владения профессиональными знаниями, необходимыми для будущего педагога-музыканта. Кроме того, интерпретация и понимание средств музыкальной выразительности помогут студентам оптимизировать процесс работы над произведениями из школьной программы, снимут трудности адаптационного периода при непосредственной работе в школьной аудитории.

Вместе с тем, одним из главных условий совершенствования навыков интонационно-стилевого анализа является правильный выбор музыкального репертуара. Он должен соответствовать, во-первых, уровню репертуарной подготовки студента, во-вторых – его пианистическим возможностям. При выборе музыкального репертуара важно учитывать разнообразие стилей, жанров и исторических эпох, доступность, яркую художественную выразительность, поскольку все это способствует динамизации процесса формирования навыков интонационно-стилевого анализа будущих педагогов-музыкантов в условиях инструментально-исполнительской подготовки.

Говоря об эффективности развития навыков интонационно-стилевого анализа, следует отметить, что она зависит и от постепенного накопления опыта общения с музыкальными произведениями, а также от отбора и логического выстраивания музыкального материала в классе основного музыкального инструмента. Это особенно важно, поскольку на музыкально-педагогическом факультете обучаются студенты, имеющие разный уровень довузовской подготовки и, соответственно, разный по качеству опыт музыкального восприятия. В связи с этим для студентов, чей музыкальный уровень недостаточен (детская музыкальная школа, педагогическое училище), учебный материал не должен быть сложным для восприятия и осмысления. Подчеркнем, что используемые в учебном процессе произведения должны определяться не только технической, но и художественной сложностью, связанной с задачами интонационно-стилевого анализа на данном этапе обучения, а также развивать уровень исполнительского мастерства будущего педагога-музыканта и быть востребованными в его профессиональной деятельности.

Практика показывает, что качество исполнения будущим педагогом-музыкантом произведений и их анализ на уроках музыки зависят и от психического состояния самого студента. Причинами возникновения неблагоприятных психических состояний могут быть отрицательные эмоции в условиях публичных выступлений, дискомфорт при общении в малых группах, что свидетельствует о необщительности студента. Слабая сформированность у некоторых студентов способности к общению, бесспорно, затрудняет решение поставленных в процессе интонационно-стилевого анализа задач. Следовательно, подготовка будущего педагога-музыканта в классе основного музыкального инструмента к общению в школьной аудитории и выполнению интонационно-стилевого анализа музыкальных произведений требует воздействия на комплекс личностных особенностей студента для преодоления трудностей. Необходимо сформировать речевые умения педагога-музыканта, помогающие передать интонационно-образные характеристики исполняемой музыки, научить использовать знания, полученные в классе основного музыкального инструмента в самостоятельной работе.

Известно, что формирующиеся интонационно-стилевые представления непосредственно связаны с восприятием звучащего произведения, поэтому многократные прослушивания музыкальных произведений различных стилей и жанров в исполнении педагога, в аудиозаписи и т.д. помогут будущему педагогу-музыканту найти соответствующие исполнительские средства выражения в работе над произведением. По мнению Б.М. Теплова, «укреплять и развивать слабые слуховые представления можно, в первую очередь, опираясь на первичные образы и представления, непосредственно связанные с восприятием, и лишь постепенно переходя к произвольному воспроизведению свободных представлений» [8, с. 209–222].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что развитые навыки интонационностилевого анализа музыкальных произведений предоставляют будущему педагогу-музыканту возможность творчески воссоздать художественный образ, глубже постигнуть замысел композитора, создать необходимую базу для адекватной интерпретации музыкального произведения.

Список литературы К вопросу о развитии навыков интонационно-стилевого анализа в инструментальной подготовке будущего педагога-музыканта

  • Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1963.
  • Асафьев Б.В. Народные основы стиля русской оперы//Избранные статьи. М.: Музгиз, 1952. Вып. 1.
  • Арановская И.В. Музыкальное искусство и развитие личности//Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер.: Социально-экономические науки и искусство. 2008. №8(32). С. 124-130.
  • Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Ин-т психологии РАН, 1997.
  • Возрастная и педагогическая психология/под ред. А.В. Петровского. М., 1973.
  • Конен В. Театр и симфония. М., 1968.
  • Методологическая культура педагога-музыканта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/под ред. Э.Б. Абдуллина. М.: Академия, 2002.
  • Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 209-222.
  • Казахватова Л.А. Некоторые вопросы инструментальной подготовки будущего педагога-музыканта в контексте проблемно-развивающего обучения//Вестн. Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2007. Т. 13. №4. С. 37-41.
Статья научная