К вопросу о реабилитации чеченцев и ингушей (1950-1990-е гг.)

Автор: Исакиева Зулай Сулимовна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 5, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье на основе архивного и нормативного материала предпринята попытка анализа процесса реабилитации спецпереселенцев из числа чеченцев и ингушей в 1950-1990-е гг. Установлено, что начало данному процессу было положено в 1950-х гг. после смерти И. Сталина. В данный период был принят ряд постановлений Совета Министров СССР, имевших целью улучшение положения спец-переселенцев («О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпереселенцев» (1964), «О выдаче спецпереселенцам паспортов» (1955) и т. д.). Показано, что депортированные народы с трудом добивались восстановления гражданских прав, утраченных в годы высылки. Завершающий этап реабилитации отнесен по времени к 1990-м гг. и ознаменован принятием законов «О реабилитации репрессированных народов» (1991) и «О реабилитации жертв политических репрессий» (1993).

Еще

Спецпереселенцы, спецкомендатура, спецпоселение, чеченцы, ингуши, правовое положение, репрессивная политика, депортированные народы, гражданские права, реабилитация, чечено-ингушская автономная советская социалистическая республика

Короткий адрес: https://sciup.org/14940948

IDR: 14940948

Текст научной статьи К вопросу о реабилитации чеченцев и ингушей (1950-1990-е гг.)

Одной из печальных страниц отечественной истории можно считать репрессивную политику государства в отношении целых народов Советского Союза. Начавшись в 20-х гг. прошлого века с репрессий в отношении отдельных категорий населения, она затронула судьбы не менее 6 млн людей, представителей 15 народов [1], среди которых чеченцы, ингуши. Основным местом ссылки вынужденно переселенных народов стали Казахстан и другие территории Средней Азии. Социализация высланных чеченцев, ингушей проходила в особых условиях системы спецпоселений.

Меры по реабилитации высланных народов начали приниматься после смерти Сталина. Однако уже в конце 1950-х гг. процессы десталинизации и реабилитации стали сворачиваться и возобновились только с середины 1980-х гг.

Распад СССР и обретение Республикой Казахстан суверенитета актуализировали исследование вопросов массовых политических репрессий советского периода, на законодательном уровне были приняты акты, согласно которым производилась реабилитация жертв тоталитарного режима. В декабре 1997 г., выступая с докладом на торжественном собрании, посвященном Дню независимости Республики Казахстан, президент Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил: «Нравственный долг и святая обязанность ныне живущих поколений заключается в осмыслении тех трудных лет, когда наши отцы и деды были под пятой тоталитарного режима. Они всем нам необходимы, чтобы эта историческая трагедия никогда не повторялась» [2].

Насильственно перемещенные вайнахи (в наше время отдельно отмечаются чеченцы, ингуши, но во время выселения это был единый поток, единая чечено-ингушская государственность) не могли смириться со своим несправедливым положением в советском обществе и были настойчивы в своих стремлениях вернуться на родину. Вопросы о возвращении на этническую родину и восстановлении республики всегда стояли на повестке дня у спецпереселенцев из ЧИАССР. С каж- дым годом возрастало количество воззваний представителей чеченской и ингушской интеллигенции (поэтов, писателей, общественных деятелей) и членов органов советской власти, что сыграло значительную роль.

Режим жизни на спецпоселении вынуждал чеченцев, ингушей к различным формам сопротивления. В основном спецпереселенцы бежали на Кавказ. За период 1944–1948 гг. органами внутренних дел Грозненской области было установлено и задержано 2 213 чел. из числа бежавших чеченцев и ингушей [3].

Со смертью «вождя народов» обозначился просвет в положении спецпереселенцев. В середине 50-х гг. Президиум Верховного Совета (ПВС) СССР выпустил ряд указов о снятии ограничений в правовом положении депортированных спецпоселенцев. Так, 5 июля 1954 г. вышло постановление Совета Министров СССР «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпере-селенцев». В нем отмечалось, что дальнейшее упрочение советского общественного и государственного строя привело к тому, что спецпоселенцы, выселенные в районы Казахской, Узбекской, Киргизской, Таджикской ССР, Коми, Башкирской, Якутской АССР, Алтайского, Красноярского, Хабаровского краев, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Свердловской и других областей, обосновались в новых местах жительства, включились в хозяйственную и культурную жизнь [4].

Лица, состоявшие на учете спецпоселений, занимавшиеся общественно полезным трудом, имели право проживать в пределах данной области, республики, края; находившимся в служебных командировках предоставлялась возможность свободного передвижения в любой пункт страны на общих правах. Указанное не распространялось на тех спецпереселенцев, которые не занимались общественно полезным трудом, нарушали режим и общественный порядок в местах поселения. Спецпереселенцы должны были регистрироваться один раз в год в органах МВД СССР, а лица, менявшие постоянное место жительства, обязаны были сниматься с учета в спец-комендатурах и вставать на учет по новому месту жительства в органах МВД СССР.

Снимались с учета спецпоселений и освобождались от административного контроля дети до шестнадцатилетнего возраста включительно. К ним не применялись ограничения, установленные для спецпоселенцев. Дети старше шестнадцати лет, которых приняли и направили в учебные заведения, тоже снимались с учета спецпоселения, им разрешалось выехать к месту учебы в любой пункт страны.

Отменялись штрафы и аресты за несоблюдение режима спецпоселения. Советам министров союзных и автономных республик, исполкомам краевых и областных Советов депутатов трудящихся требовалось усилить просветительную работу с представителями высланных народов, вовлекать их в общественную, политическую жизнь, принимать в ряды профсоюзов и комсомола, поощрять, награждать за трудовые отличия, принимать на работу соответственно специальности и образованию.

13 июля 1954 г. ПВС СССР принял указ «Об отмене указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 г. “Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдаленные районы Советского Союза в период Отечественной войны”» [5].

Большую роль в возвращении гражданских прав депортированным народам сыграло постановление Совета Министров СССР № 449-272с от 10 марта 1955 г. «О выдаче спецпоселенцам паспортов». C 1955 г. чеченцев и ингушей начали призывать на действительную воинскую службу. Выход в конце 1955 г. указа «О снятии ограничений в правовом положении с немцев и членов их семей, находящихся на спецпоселении» взбудоражил всех спецпереселенцев. Крымские татары, чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы и другие обращались к сотрудникам местных органов МВД, прокуратуры с вопросами: «Почему немцев освободили, а нас нет, когда нас освободят?» Летом 1956 г. с изданием указа были сняты ограничения по спецпереселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и их семей, выселенных в 1944 г. [6]. Чеченцы и ингуши в большей мере, чем другие спецпереселенцы, стремились на родину. Они обращались в местные и центральные органы СССР с просьбой вернуться в родные места и восстановить статус своей республики.

9 июня 1956 г. к члену Президиума ЦК КПСС А.И. Микояну с просьбой о восстановлении ЧИАССР обратилась делегация из 14 представителей чеченцев и ингушей. Известный ингушский писатель И. Базоркин в письме дочери от 23 июня 1956 г. писал о том, как решался вопрос о восстановлении ЧИАССР: «28–29-го съехались вайнахи (наши люди): красный партизан Аббас и с ним пятеро чеченцев (зубной врач, рабочий сахарного завода, бывшая артистка и депутат Верховного совета бывшей ЧИАССР, колхозный звеньевой), потом прилетели самолетом Женя Му-талиев, колхозник-чеченец. Из Акмолинска на следующий день прилетел бывший красный партизан, мулла Джабраил, у которого в 1919 г. скрывались комиссары-большевики вместе с Серго Орджоникидзе. С Фрунзе от завода приехал Матаев, к тому времени в Москве уже находились старик-партизан Шатаев, Хаматханов, молодой инженер из Джамбула Хаматханов». Далее он пишет, как они встречали своих товарищей, размещали их в гостиницах, частных квартирах, у друзей. «А друзей у нашего народа много. Честные русские люди глубоко переживают нашу трагедию, стыдятся ее, помогают, чем могут. Таковы Горчилины, семья русского революционера, члена партии с 1904 г. Они открыли для нас свой дом, ютились в углах, чтобы мы могли у них общаться, обсудить свои планы и действия. Нас наведывали их друзья, они сочувствовали нам, желали удачи» [7].

Изменившаяся политическая ситуация в стране в рассматриваемое время позволила начать принятие мер по реабилитации народов и групп населения, подвергшихся депортации. Однако стоит указать, что эти меры носили половинчатый характер, что проявлялось в разрешении только свободы передвижения. Бывшим спецпереселенцам не давали право возвращаться к родным местам, получать денежную компенсацию, имущество. Наблюдалось очевидное нежелание подвергать критике проводившуюся политику массовых депортаций.

Спецкомендатуры брали с чеченцев и ингушей расписки об ознакомлении с текстом документа во избежание массового возвращения на Кавказ. Чеченцы и ингуши ставили вопрос о полном освобождении их от спецпоселения с возвращением имущества, отобранного у них на родине. К примеру, 26 человек спецпереселенцев – орденоносцев Березовского рудника, узнав об освобождении, отказались подписывать расписку о том, что они не будут претендовать на свое бывшее хозяйство.

В октябре 1956 г. МВД Казахской ССР докладывало МВД СССР: из 195 911 снятых в республике с учета спецпоселений чеченцев, ингушей и карачаевцев 55 117 чел. отказались давать расписку в том, что им объявлено об освобождении из спецпоселения и разъяснен Указ № 139/19 Президиума Верховного Совета СССР. В Киргизской ССР из 47 889 снятых с учета спецпоселений чеченцев, ингушей и карачаевцев отказались дать расписки 20 735 чел. [8]. 9 января 1957 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была восстановлена Чечено-Ингушская АССР [9] (11 февраля 1957 г. указ приобрел силу закона). В целях создания необходимых условий для национального развития чеченского и ингушского народов Президиум Верховного Совета СССР постановил:

  • 1)    восстановить национальную автономию чеченского и ингушского народов в составе РСФСР;

  • 2)    определить границы и административно-территориальное устройство Чечено-Ингушской АССР;

  • 3)    утвердить Организационный комитет ЧИАССР, на который возлагается руководство до выборов Верховного Совета АССР хозяйственными и культурными процессами на территории республики;

  • 4)    считать утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1944 г. «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве ее территории» и ст. 2 Указа от 16 июля 1956 г. в части запрещения чеченцам и ингушам возвращаться на прежнее место жительства [10].

К 1957 г. система спецпоселения была демонтирована, однако при освобождении не все народы получили право возвращения на родину.

Несмотря на трудности и препятствия, все годы ссылки спецпереселенцы с Северного Кавказа не переставали стремиться к этнокультурному самосохранению и консолидации, не теряли надежды вернуться на родину. По-другому невозможно объяснить тот массовый поток переселенцев в места прежнего проживания, который хлынул с Казахстана и Средней Азии с середины 1950-х гг., несмотря на то, что многим уже было что оставлять в местах ссылки, а на Кавказе жизнь нужно было начинать заново [11].

Таким образом, депортированные народы с трудом добивались восстановления гражданских прав, утраченных в годы высылки. Возвращение чеченцев и ингушей без полной реабилитации приводило к консервации выработанных моделей отношений между властью и депортированными народами. Лишь 26 апреля 1991 г. Верховным Советом был принят закон «О реабилитации репрессированных народов». С принятием в 1993 г. в Казахстане закона «О реабилитации жертв политических репрессий» было реабилитировано огромное количество репрессированных, этот процесс продолжается и в настоящее время. С выходом Указа Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 5 апреля 1997 г. в стране ежегодно 31 мая отмечается День памяти жертв политических репрессий.

Безусловно, накопленный в Республике Казахстан опыт реабилитации жертв незаконных репрессий свидетельствует о гуманной политике Президента и Правительства Казахстана, направленной на восстановление исторической справедливости и выстраивание в обществе обстановки мира, гражданского согласия, доверия и взаимопонимания. Каждое новое поколение граждан страны призвано знать отечественную историю, все ее достижения, тяжелые моменты и драмы, чтобы в будущем не допускать страданий народа.

Ссылки:

  • 1.    Сабанчиев Х.-М.А. Депортация, жизнь в ссылке и реабилитация балкарского народа (1940-е гг. – начало XXI в.) : автореф. дис. … д-ра ист. наук. Ростов н/Д., 2007.

  • 2.    Назарбаев Н.А. Доклад на торжественном собрании, посвященном Дню независимости и объявлению города Акмолы столицей Республики Казахстан // Казахстанская правда. 1997. 14 дек.

  • 3.    ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1. Д. 1360. Л. 398–400.

  • 4.    Немецкий мир России. Уральский путь. Т. 3. Челябинск, 2014. С. 16.

  • 5.    Земсков В.Н. Спецпоселенцы в СССР, 1930–1960. М., 2003. С. 242.

  • 6.    О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, высланных в период Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] : Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 г. URL: http://www.memorial.krsk.ru/DOKUMENT/USSR/560716.htm (дата обращения: 11.05.2016).

  • 7.    Патиев Я.С. Ингуши: депортация, возвращение, реабилитация, 1944–2004: документы, материалы, комментарии. Магас, 2004. С. 606.

  • 8.    Земсков В.Н. Массовое освобождение спецпоселенцев и ссыльных (1954–1960 гг.) // Социологические исследования. 1991. № 1. С. 17.

  • 9.    О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев …

  • 10.    О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР [Электронный ресурс] : Указ Президиума ВС СССР от 9 янв. 1957 г. URL: http://www.memorial.krsk.ru/DOKUMENT/USSR/5701092.htm (дата обращения: 11.05.2016).

  • 11.    Шнайдер В.Г. Проблемы социальной адаптации депортированных народов Северного Кавказа в местах спецпосе-ления (середина 1940-х – середина 1950-х гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 66.

Список литературы К вопросу о реабилитации чеченцев и ингушей (1950-1990-е гг.)

  • Сабанчиев Х.-М.А. Депортация, жизнь в ссылке и реабилитация балкарского народа (1940-е гг. -начало XXI в.): автореф. дис.. д-ра ист. наук. Ростов н/Д., 2007.
  • Назарбаев Н.А. Доклад на торжественном собрании, посвященном Дню независимости и объявлению города Акмолы столицей Республики Казахстан//Казахстанская правда. 1997. 14 дек.
  • ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1. Д. 1360. Л. 398-400.
  • Немецкий мир России. Уральский путь. Т. 3. Челябинск, 2014. С. 16.
  • Земсков В.Н. Спецпоселенцы в СССР, 1930-1960. М., 2003. С. 242.
  • О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, высланных в период Великой Отечественной войны : Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 г. URL: http://www.memorial.krsk.ru/DOKUMENT/USSR/560716.htm (дата обращения: 11.05.2016).
  • Патиев Я.С. Ингуши: депортация, возвращение, реабилитация, 1944-2004: документы, материалы, комментарии. Магас, 2004. С. 606.
  • Земсков В.Н. Массовое освобождение спецпоселенцев и ссыльных (1954-1960 гг.)//Социологические исследования. 1991. № 1. С. 17.
  • О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев.
  • О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР : Указ Президиума ВС СССР от 9 янв. 1957 г. URL: http://www.memorial.krsk.ru/DOKUMENT/USSR/5701092.htm (дата обращения: 11.05.2016).
  • Шнайдер В.Г. Проблемы социальной адаптации депортированных народов Северного Кавказа в местах спецпоселения (середина 1940-х -середина 1950-х гг.)//Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 66.
Еще
Статья научная