К вопросу о религиозных взглядах ранневизантийского антиквара Иоанна Лида
Автор: Синица М.М.
Журнал: Вестник Нижневартовского государственного университета @vestnik-nvsu
Рубрика: Всеобщая история
Статья в выпуске: 1, 2018 года.
Бесплатный доступ
Тема данной работы связана с изучением религиозного мировоззрения Иоанна Лида - ранневизантийского чиновника и писателя-антиквара. Основные методы работы: контент-анализ, историко-системный, историко-генетический. В своих произведениях автор с пиететом пишет о языческой культуре и ценностях, поэтому многие исследователи априори считают его скрытым язычником, хотя другие необоснованно относят к христианам в контексте эпохи. Однако долгая и успешная карьера писателя в эпоху религиозных гонений Юстиниана в сочетании с интересом к язычеству требует переосмысления этих точек зрения. Проанализировав содержание трактатов Лида, можно прийти к выводам, что автор позиционирует себя христианином, хотя и достаточно вульгарным, не разбирающимся в тонкостях христианского учения. Языческие доктрины Лид воспринимал критически через призму «науки». Его интерес к древности носил характер схоластического исследования. Однако мировоззрение Иоанна Лида было основано на языческой по своей сути неоплатонической философии, которая была господствующей научной парадигмой ранневизантийского общества. Таким образом, анализ религиозных взглядов Иоанна Лида показывает его двоеверие, сочетание языческих и христианских представлений, что показывает неоднозначную религиозную ситуацию в ранневизантийском обществе.
Иоанн лид, неоплатонизм, ранневизантийское язычество, ранневизантийское христианство, гонения, юстиниан, ранняя византия
Короткий адрес: https://sciup.org/14117049
IDR: 14117049
Список литературы К вопросу о религиозных взглядах ранневизантийского антиквара Иоанна Лида
- Геростергиос A. 2010. Юстиниан Великий - император и святой. Москва: Сретенский монастырь.
- Лосев А. Ф. 1988. История античной эстетики. Последние века. Т. VII. Кн. I. Москва: Искусство.
- Самуткина Л.А. 2007. Функции античной мифологии в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Малалы // Experimenta lucifera. Сборник трудов V Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. Вып. 4. Нижний Новгород: Ю.А. Николаев, 38-44.
- Синица М.М. 2016a. Иоанн Лид: проблемы конкорданса изданий // Иресиона V. К 30-летию кафедры всеобщей истории НИУ «БелГУ». Белгород: БелГУ, 147-176.
- Синица М.М. 2016b. Сравнение образов древней истории у Иоанна Лида и Иоанна Малалы // Болгов Н. Н. (отв. ред.). Кондаковские чтения-V. Античность-Византия-Древняя Русь: сб. материалов международной научной конференции. Белгород: БелГУ, 119-138.
- Синица М.М. 2016c. Трактат Иоанна Лида «О знамениях» и предзнаменования в Константинополе VI в. // Грацианский М. В., Кузенков П. В. (под ред.). Империя ромеев во времени и пространстве: центр и периферия. Тезисы докладов XXI Всероссийской сессии византинистов (Белгород 20-23 апреля 2016 г.). Москва; ООО «Эпицентр», 183-186.
- Удальцова З.В. 1984. Из византийской хронографии VII в. // Византийский временник 45(70), 54-65.
- Cameron A. 2005. Procopius and the Sixth Century. London, New York: Routledge.
- Chuvin P. 1990. Chronique des derniers païens. Paris: Les Belles Lettres; Fayard.
- Codex Iustinianus. 1877 / Krüger P. (ed.). Berlin: Weidmannos.
- Constantelos D. 1964. Paganism and the State in the Age of Justinian // The Catholic Historical Review. Vol. 50. No. 3. Oct., 372-380.
- Downey G.1958. Justinian's View of Christianity and the Greek Classics // Anglican Theological Review. XL, 13-22.
- Ierodiakonou K. 2006. The Greek Concept of Sympatheia and Its Byzantine Appropriation in Michael Psellos // The Occult Science in Byzantium. Geneva: La Pommed'or, 97-119.
- Ioannes Lydus. 2013a. On the Months (De Mensibus) // Bandy А. (ed.). Lewiston; New York: Edwin Mellen Press.
- Ioannes Lydus. 2013b. On the Powers or The Magistracies of the Roman State // Bandy А. (ed.) Lewiston; New York: Edwin Mellen Press.
- Ioannis Malalae Chronographia. 2000. // Thurn J. (ed.). Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Vol. 35. Berlin-New York: Walter de Gruyter.
- Jones A. H. M., Martindale J. R., Morris J. 1980. Ioannes Lydus 75 // The Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. II. A.D. 395-527. Cambridge: Cambridge University Press, 612-615.
- Kaldellis A. 2003. The Religion of Ioannes Lydos // Phoenix. Vol. 57. No. 3(4). Autumn-Winter, 300-316.
- Lyle E.B. 1984. The Circus as Cosmos // Latomus. T. 43, Fasc. 4. Oct.-Dec., 827-841.
- Maas M. 1992. John Lydus and the Roman Past. London, New York: Routledge.
- Marcus R. 1958. Josephus with an English translation. In 9 vols. Jewish Antiquities, books IX-XI. London: William Heinemann Ltd.
- Mavrudi M. 2006. Occult Science and Society in Byzantium: Consideration for Future Research // The Occult Science in Byzantium. Geneva: La Pommed'or, 39-97.
- Photii Bibliotheca. 1824 // Bekkeri I. (ed.). Berolini: Typis et impensis G. Reimeri.
- Procopius Caesariensis. 1838 // Dindorfil G. (ed.). Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae. Pt. 2. Vol. III. Bonn: E. Weber.
- Suidae Lexicon ex recensione. 1854/ Bekkeri I. (ed.). Berolini: Typis et impensis G. Reimeri.
- The Septuagint LXX: Greek and English. 1851. / Brenton L.C.L. (ed.) 1851. London: Samuel Bagster & Sons, Ltd.
- Treadgold W. 2010. The Early Byzantian historians. New York: Palgrave Macmillan.
- Tsirpanlis C. 1974. John Lydus on the Imperial Administration // Byzantion. Vol. 44. No. 2, 479-501.
- Wachsmuth C. 1897. Ioannis Lavrentii Lydi Liber De Ostentis et Calendaria Graeca Omnia. Leipzig: Teubner (Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana).
- Wuensh R. 1898. Ioannis Laurentii Lydi Liber De Mensibus. Leipzig: Teubner (Bibliotheca scriptorum Graecorum et Romanorum Teubneriana).