К вопросу о социальном сиротстве (по материалам Республики Татарстан)

Бесплатный доступ

В настоящей статье предлагается авторское определение социального сироты, рассматриваются причины социального сиротства в Республике Татарстан. Выявлены основные причины уходов несовершеннолетних из дома, причины побегов воспитанников из государственных учреждений.

Социальный сирота, несовершеннолетний, воспитание, безнадзорность, семья, преступность

Короткий адрес: https://sciup.org/142197613

IDR: 142197613

Текст научной статьи К вопросу о социальном сиротстве (по материалам Республики Татарстан)

Одной из проблем современного мира является проблема воспитания подрастающего поколения, что в полной мере касается и современной России.

Прогнозы специалистов свидетельствуют о том, что в недалекой перспективе ожидается ее дальнейший рост, прогнозируется рост преступности несовершеннолетних.

Сегодня мир вступил в ХХI век, но, к сожалению, особую актуальность представляет проблема детей, ставших в силу разных причин беспризорными и оторванными от полноценной жизни.

В последние годы увеличивается количество детей и подростков, воспитывающихся в различных государственных учреждениях, а именно: в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах и т.д. Следует отметить, что у большинства этих несовершеннолетних имеются родители, которые либо лишены родительских прав, либо уклоняются от их воспитания, либо вообще от них отказались. Проблема жестокого воспитания детей существует не только в семьях, но и в перечисленных выше государственных учреждениях. Не выдерживая подобного обращения, дети и подростки зачастую покидают данные учреждения. Оказавшись на улице, они пополняют ряды беспризорных, как правило, вовлекаются в употребление алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ, а также втягиваются в совершение преступных деяний.

Среди социальных пороков российского общества наибольшую тревогу вызывают такие явления, как социальное сиротство, детская заброшенность, жестокое обращение с детьми, беспризорность и бродяжничество, наркомания, а также рост преступности среди малолетних граждан [1]. Данные явления требуют от государства и общества особо пристального внимания и неотложных мер, связанных с социальной реабилитацией детей, оказавшихся в особо трудных жизненных условиях.

Изменение экономических отношений в постсоветский период в России повлекло за собой ряд существенных перемен в социальной жизни общества. Появились новые социальные группы и новые социальные отношения. Общество сильно поляризовалось; при этом небольшая часть населения оказалась в значительном «выигрыше», а основная – не только проиграла, но интенсивно скатывается в сторону бедности и обнищания. Страдающими группами стали наиболее слабые – дети и престарелые. Половина детей проживает в бедных семьях сдоходаминижепрожиточногоминимума[2]. В них дети не только лишены удовлетворительного питания, но становятся обузой для семьииполучаютхарактеристику«лишних».

В российской действительности появи-лосьтакоеявление,каксоциальноесиротство.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. Ребенок, потерявший родителей, – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка. В силу своей незащищенности дети и подростки значительно чаще и легче всего могут стать жертвами преступления, так как обладают повышенной виктимностью, т.е. способностью становиться жертвой преступного посягательства. Сегодня, в современной России, как нам представляется, существует реальная опасность, что беспризорные, безнадзорные дети и социальные сироты могут стать жертвами незаконной трансплантации органов и тканей человека, так как они относятся к наименее социально защищенной категории граждан страны.

Проблема социального сиротства является одной из острейших, массовых и социально опасных в Российской Федерации. С каждым годом увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей. Если в 1998 году было 620,1 тысячи детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, то в 1999 году их число составило 638,2 тысячи, в 2000 году – 662,8 тысяч, а в 2003 году – уже 700,9 тысяч, тогда как в послевоенные годы во всем СССР насчитывалось 678 тысяч детей-сирот. В 2004 году их доля среди несовершеннолетних составляет около 2,5%. Этот показатель не включает беспризорных детей, поскольку сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство, занимающееся ими (МВД, министерства образования и науки, здравоохранения, социальной защиты), не имеет точных данных об их количестве [3]. По разным оценкам, в нашей стране число беспри- зорных детей колеблется от 2 до 5 млн (при общей численности детей в России около 30 миллионов). Большая часть из них уходит из неблагополучных семей, где родители о них не заботятся, следовательно, дети относятся к категории социальных сирот.

В настоящее время в научной литературе, теоретических исследованиях, а также в обыденной речи широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Итак, нам представляется, социальным сиротой является ребенок, имеющий биологических родителей, которые в силу раз-личных причин не выполняют своих обязанностей по его воспитанию и содержанию, в результате чего риск криминогенной деформации личности несовершеннолетнего возрастает в значительной мере.

Социальное сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.

К сожалению, беспризорные, безнадзорные дети и социальные сироты в настоящее время являются наиболее уязвимым слоем современного общества. Это граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, не имеющие достаточно средств для удовлетворения хотя бы самых минимальных жизненных потребностей.

За 2012 год, по сведениям Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, в розыск было объявлено 196 несовершеннолетних, что существенно меньше, чем в 2011 году (299 детей). Из них 128 детей ушли из дома, 68 – из государственных учреждений.

По состоянию на 1 января 2013 года в розыске оставалось 29 детей, из них 12 скрываются по причине совершения правонарушений.

Основными причинами уходов несовер шеннолетних из дома являются:

  • 1)    конфликты детей с родителями;

  • 2)    безнадзорность со стороны родителей;

  • 3)    конфликты с учителями, воспитателями и сверстниками;

  • 4)    трудности в школьной адаптации;

  • 5)    семейное неблагополучие (пьянство родителей, скандалы, драки);

  • 6)    возрастной кризис и т.д.

Одной из основных причин побегов воспитанников госучреждений является желание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, встретиться с родными и близкими. Второй по распространенности причиной побегов является конформное поведение, т.е. приобщение к группе воспитанников, совершающих самовольные уходы «за компанию». На третьем месте стоит протестное поведение как реакция на необходимость соблюдения дисциплинарных требований и режима учреждения. Четвертое место среди причин побегов занимает желание детей привлечь к себе внимание взрослых. На пятом – проблемы с учебой.

Согласно анализу оперативных сводок Министерства внутренних дел Республики Татарстан,, ежедневно поступающих Уполномоченному по правам ребенка Республики Татарстан, за прошедший 2012 год зафиксировано 437 фактов самовольного ухода несовершеннолетних, из них 147 фактов связано с уходом из различных учреждений, 290 фактов – из семьи.

Наибольшее количество фактов самовольного ухода из учреждений в 2012 году наблюдалось в следующих учреждениях:

  • 1)    Лениногорский детский дом – 29 фактов, из которых 11 уходов совершил воспитанник Б., 1996 г. р.;

  • 2)    Нижнекамский детский дом – 20 фактов, из которых 9 уходов совершила воспитанница В., 1995 г. р.;

  • 3)    Чистопольский детский дом – 12 фактов, из которых 5 уходов совершил воспитанник С., 1996 г. р.;

  • 4)    Кировский детский дом – 10 фактов, из которых 4 ухода совершил воспитанник А., 1997 г.р., и 3 ухода – воспитанник Ф., 1996 г. р.

Среди «домашних бегунков» самое большое количество уходов совершили

П., 2001 г. р., из г. Набережные Челны (6 раз), и Д., 1996 г. р., из Кайбицкого района (3 ухода).

В более чем половине случаев ухода детей местонахождение было установлено в первые трое суток.

Данная ситуация говорит о том, что осуществляемая деятельность по профилактике, предупреждению и пресечению самовольных уходов подростков как из семей, так и из учреждений является недостаточной. Представляется необходимым по всем фактам самовольных уходов несовершеннолетних проводить проверки с выяснением причин и условий, побудивших несовершеннолетних к совершению уходов, принимать меры к их устранению.

Самовольные уходы детей из семьи свидетельствуют о неблагополучной обстановке в семье в силу разных причин. Такие семьи должны ставиться на социальный патронат с целью оказания содействия в нормализации ситуации в семье.

На сегодняшний день количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Татарстане остается достаточно стабильным на протяжении последних лет и составляет 1,6% от общего детского населения республики.

Из них только 16-18% – это собственно дети-сироты, то есть дети, оставшиеся без родительской заботы ввиду смерти родителей. Остальные 82-84% – это дети, оставшиеся без попечения родителей, или так называемые социальные сироты, то есть сироты при живых родителях.

Общее количество ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшается.

При этом доля социальных сирот в общем количестве ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается стабильной и составляет также 80-86% [4].

В настоящее время в Республике Татарстан основной причиной социального сиротства является лишение детей попечения единственного или обоих родителей в связи с лишением либо ограничением ро дите-лей в родительских правах – это 90%.

Лишение или ограничение родительских прав, согласно семейному законодательству, осуществляется ввиду уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей по воспитанию ребенка, отказа без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного, воспитательного, социального и другого аналогичного учреждения, злоупотребления своими родительскими правами, жестокого обращения с детьми, алкоголизмом или наркоманией родителей. В связи с чем лишение или ограничение родительских прав родителей всегда означает детское и семейное неблагополучие.

Отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома является одной из причин социального сиротства [5].

С 2009 года отмечается постепенная положительная динамика уменьшения числа случаев отказа матерей забрать своих новорожденных детей из роддома.

Причинами отказов являются, как правило, болезнь ребенка, болезнь матери и трудная финансово-материальная жизненная ситуация семьи.

В 2012 году в республике 125 из 129 отказных новорожденных были устроены в семьи. Это происходит ввиду особой «востребованности» детей младенческого возраста среди кандидатов в усыновители, приемных родителей. С другой стороны, это говорит о надлежащим образом организованной работе по оперативному семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Одной из наиболее рискованных групп мам, способных отказаться от ребенка, являются несовершеннолетние мамы [6].

Исходя из статистических данных Уполномоченного по правам ребенка Республики Татарстан, в 2012 году в Татарстане из 323 родов несовершеннолетних девочек только 3 закончились отказом от ребенка.

Подростковая беременность практически всегда нежелательна для них самих и родственников, так как юные матери сами еще дети, не сформировавшиеся полностью как морально, так и физически. При этом, учитывая несовершеннолетний воз- раст юных мам, необходимо понимать, что без соответствующей поддержки и помощи родителей, близких, медицинских и социальных служб девочки не смогут достойно выйти из трудной для них жизненной ситуации. Такая помощь и поддержка являются шансом для новорожденного ребенка на сохранение кровной семьи.

Необходимо обратить особое внимание на то, что основной причиной социального сиротства в Республике Татарстан, как и в Российской Федерации в целом, продолжает оставаться неблагополучие семьи.

Сегодня в Республике Татарстан 3 523 семьи находятся в социально опасном положении. К сожалению, в подобных семьях воспитывается 6 005 детей [7]. Это дети группы риска. В условиях отсутствия должной родительской заботы необходимо создать эффективные государственные механизмы, с одной стороны, их защиты, а с другой – преодоления семейного неблагополучия с целью сохранения для ребенка его кровной семьи.

Следует отметить, что в Республике Татарстан действуют инновационные модели защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, восстановлению благоприятной для воспитания ребенка семейной среды.

Главным критерием оценки эффективности проводимой профилактической работы следует считать сокращение количества социальных сирот. Статистика количества ежегодно выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, свидетельствует о подобном сокращении.

Однако в структуре общего количества детей категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальные сироты продолжают стабильно занимать долю более чем 80% [8].

В настоящее время в Республике Татарстан функционирует 21 социальный приют для детей и подростков. Приоритетной дачей подобных приютов является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим они призваны оказывать социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, содействовать возвращению несовершеннолетних в семьи.

Необходимо констатировать тот факт, что возврат ребенка в семью возможен только в случае успешной реабилитации семьи, которая должна осуществляться соответствующими социальными службами параллельно с реабилитацией ребенка в приюте. Однако знакомство с личными делами многих воспитанников детских домов, социальных приютов демонстрирует печальные судьбы детей, неблагополучие которых, к сожалению, носит не разовый и эпизодический характер.

Дети живут в приютах годами, поскольку возврат в семью, с которой не осуществлялось эффективных реабилитационных мероприятий, в которой семейное неблагополучие не преодолено, приводит к тому, что ребенок вновь оказывается в приюте [9].

Безусловно, есть такие сложные семейные ситуации, помочь в решении которых не смогут никакие даже самые совершенные технологии, подходы. Однако шанс на реабилитацию, на помощь государственных и муниципальных служб в преодолении трудной жизненной ситуации должен быть у каждой неблагополучной семьи. Это в интересах детей. При этом в интересах же детей четкое регламентирование данной работы с целью исключения формализма и многолетней безрезультатной и бессмысленной волокиты в реабилитационной работе с каждым случаем семейного неблагополучия.

В ситуации невозможности сохранения для ребенка его родной семьи, когда его право на проживание в кровной семье приходит в противоречие со всеми остальными его правами, безусловным приоритетом дальнейшего его жизнеустройства является поиск замещающей семьи.

В 2012 году в Республике Татарстан отмечается относительно стабильная ситу- ация в вопросе семейного устройства детей-сирот, более 90% которых проживают и воспитываются в семьях [10].

К сожалению, не всем детям, оставшимся без попечения родителей, удается найти семью. Когда устройство ребенка в семью не предоставляется возможным, дети помещаются в интернатные учреждения. При этом форму такого устройства следует рассматривать как временную меру, не исключающую необходимость поиска ребенку семьи.

На 01.01.2013 в региональном банке данных состояли на учете 1 116 детей, оставшихся без попечения родителей, из них воспитываются (обучаются): в домах ребенка – 110 человек; в детских домах и школах-интернатах – 576 человек; в домах-интернатах – 220 человек; в учреждениях профессионального образования – 191 человек; в других учреждениях различных ведомств – 19 человек.

В течение 2012 года в Республике Татарстан в Дом ребенка, где воспитываются дети до 4 лет, поступило 190 детей, а выбыло 196, из них в кровные семьи 42 ребенка, усыновлены 49 детей, под опеку, в приемные семьи – 66 детей.

В 12 детских домов и 2 специальные (коррекционные) школы-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2012 году прибыло 229 детей, а выбыло 319. Из них 167 детей были переданы на воспитание в семьи, в том числе под опеку (попечительство) – 95 человек, в приемные семьи – 56 человек, 3 – усыновлены и 13 человек вернулись в кровные семьи [11].

Итак, за последние пять лет в Республике Татарстан более чем на 36 % уменьшилось количество государственных учреждений для детей-сирот, а это 8 детских домов, на 54% – численность детей, находящихся в этих учреждениях [12]. Данные показатели наглядно иллюстрируют нам, что работа по сокращению количества указанных учреждений ведется поэтапно, по мере создания необходимых условий для устройства детей в семьи граждан.

Список литературы К вопросу о социальном сиротстве (по материалам Республики Татарстан)

  • Чурилова Л.С. Особенности социализации дезадаптированных детей в трансформирующемся обществе: автореф. дис. … канд. социол. наук. Хабаровск, 2003. С.5.
  • Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования//Социс. 2004. № 4 (240). С.45. Там же.
  • Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан и соблюдение прав и законных интересов ребенка в Республике Татарстан в 2012 году». Казань, 2013. С.99. Там же. С.101. Там же. Там же. Там же. Там же. Там же. С.109. Там же. Там же. С.112.
Статья научная