К вопросу о статусе пребывания чайки тэйера Larus thayeri и полярной чайки Larus glaucoides на территории Дальнего Востока России

Автор: Артюхин Юрий Борисович, Уткин Дмитрий Юрьевич

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 758 т.21, 2012 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140152768

IDR: 140152768

Текст статьи К вопросу о статусе пребывания чайки тэйера Larus thayeri и полярной чайки Larus glaucoides на территории Дальнего Востока России

Помимо перечисленных ранее источников изображений чаек Тэйера, сфотографированных на территории Японии (Артюхин 2007), обращаем внимание на богатую фотоколлекцию на сайте http://www23. , где, кстати, есть серия снимков взрослой особи от 17 декабря 2001 из города Одайто на Хоккайдо, расположенного всего лишь в 25 км от Кунашира. Помимо Японии, одиночных чаек Тэйера в декабре-марте регулярно регистрируют на Корейском полуострове (Moores 2003; Moores et al. 2009).

Полярная чайка встречается на севере Тихого океана несравненно реже, чем чайка Тэйера, так как её зимовки приурочены в основном к побережьям и островам Северной Атлантики (American Ornithologists’ Union 1998; Snell 2002; Olsen, Larsson 2007). Тем не менее, одиночных птиц иногда наблюдают в зимний период на Аляске и тихоокеанском побережье Северной Америки (Gibson, Kessel 1997; Tobish 1999, 2007; Heinl, Piston 2010; , а также на азиатском побережье.

В Японии первые находки полярной чайки случились на северо-востоке Хоккайдо в приморских городах Раусу и Беккай, находящихся в непосредственной близости от российско-японской границы (Alström, Olsson 1985; Brazil 1991). В 2000-е годы зимующих (январь-март) полярных чаек обоих подвидов неоднократно фотографировали в префектуре Чибо на острове Хонсю . С 1999 года этот вид несколько раз отмечали в период с декабря по март в Южной Корее (Moores 2003; Moores et al. 2009).

В азиатской части рассматриваемые виды чаек стали регистрировать с 1980-х годов, что, на наш взгляд, в значительной мере связано с развитием бёрдвотчинга и широким использованием фототехники для фиксации наблюдаемых птиц. Редкость встреч в наших дальневосточных морях в сравнении с соседними южными районами обусловлена, очевидно, малым объёмом проводимых наблюдений. Учитывая прибрежный характер местообитаний, предпочитаемых обоими видами во время миграций и зимовки (Snell 2002), можно предположить, что в Японию и Корею эти чайки попадают через российскую территорию, часть птиц проводит здесь зиму, а неполовозрелые особи кочуют. Исходя из выше изложенного, чайку Тэйера резонно считать редким пролётным (мигрирующим) и зимующим видом Дальневосточного региона России, а полярную чайку, в силу удалённости районов её регулярного распространения – залётным видом. В связи с отсутствием чётких признаков разграничения подвидов у первогодков полярной чайки (Olsen, Larsson 2007; включение L. g. kumlieni в состав авифауны РФ на основе единственной находки молодой особи, сделанной T.Jaakkonen на Чукотке, преждевременно – до получения новых доказательств залётов этого подвида.

Статья