К вопросу о внешнеполитическом курсе Великобритании в период премьерства Гордона Брауна

Автор: Федоров Константин Михайлович

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Зарубежный опыт

Статья в выпуске: 4, 2012 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена основным особенностям внешней политики Великобритании при премьер-министре Гордоне Брауне. Автор анализирует главные тенденции развития «особых отношений» Великобритании с США. В статье рассматриваются тенденции и перспективы геополитического положения Великобритании.

Внешняя политика великобритании, британская геополитика, геополитическое влияние, внешнеполитическая ситуация, "особые отношения" великобритании и сша, гордон браун, премьер-министр

Короткий адрес: https://sciup.org/170166331

IDR: 170166331

Текст научной статьи К вопросу о внешнеполитическом курсе Великобритании в период премьерства Гордона Брауна

С самого начала своего премьерства Гордон Браун, 74 - й премьер -министр Великобритании, отмечал, что Соединенные Штаты Америки по прежнему являются важнейшим партнером во внеш ней политике Соединенного Королевства. Следует отметить, что сам Браун был не так хорошо известен американской публике, как его предшественник Тони Блэр. Политические соперники, в частности представитель консервативной партии Грег Хэндс, давали вполне определенные характеристики двум лидерам лейбористов: «...у Блэра не было таких трансатлантических связей, как у Брауна. Блэру просто удалось построить личные отношения вначале с Биллом Клинтоном, а потом и с Джорджем Бушем. Однако он политик скорее европейского склада. Браун же — стопроцентный атлантист»2.

Что касается «атлантизма» Брауна, то он основывался не только и не столько на личных отношениях, в отличие от Блэра, сколько на большей приверженности американской культуре во всех ее смыс лах. Так, после победы Барака Обамы на президентских выборах

Браун его поздравил и подчеркнул, что лично знаком с главой США и что они оба разделяют «много общих ценностей». Британский премьер также отметил: «…[американское] правительство может оказать реальную помощь людям в преодолении этого сложного периода, который переживает глобальная экономика. И я с нетерпением ожидаю очень тесного взаимодействия с ним в предстоящие годы и месяцы». Браун особо подчеркнул, что отношения с США являются «жизненно важными для процветания и безопасности Великобритании»1.

Несмотря на то, что британское общество несколько разуверилось в эффективности результатов геополитического влияния США на внешнюю политику Соединенного Королевства, Гордон Браун открыто говорил о своих симпатиях к Вашингтону. Например, во время своего выступления на банкете в честь нового лорд-мэра лондонского Сити, премьер-министр заявил: «...для Великобритании хорошо строить более крепкие отношения с США. Европа и США могут вместе достичь экономических успехов. Это не секрет, что я всю жизнь являюсь поклонником Америки»2.

Британские политологи Билл Джонс и Филипп Нортон в своей книге «Политика Великобритании 2010» утверждают, что у премьер-министра Брауна был больший простор, чтобы выстраивать британские политические приоритеты, но с наступлением мирового финансового кризиса его внимание во внешнеполитических вопросах было обращено к реформе глобальных финансовых учреждений. Это было вполне объяснимо, поскольку Г. Браун в течение долгих 10 лет (1997– 2007) являлся министром финансов, установив своеобразный рекорд пребывания в этой должности.

Опираясь на исследование Б. Джонса и Ф. Нортона, можно провести параллели между политическими речами Г. Брауна, Т. Блэра и Р. Кука. Так, Браун в ноябре

2008 г., идя по стопам своего предшественника Блэра и бывшего министра иностранных дел Робина Кука, изложил несколько основополагающих принципов внешней политики Великобритании. Они сводились к следующему: принимать активное участие в международных отношениях; стремиться играть роль мирового посредника во внешнеполитических делах; не останавливаться на достигнутом и учитывать политические ошибки прошлых лет. В общем, как считают британские аналитики, видение главных основ внешней политики в лейбористской партии под руководством Брауна было умелым соединением старого и нового. При этом следует подчеркнуть, что во внешнеполитических постулатах нового премьер-министра многие предыдущие принципы уже отсутствовали3.

Таким образом, в начале своей деятельности и в дальнейшем премьер-министр Гордон Браун утверждал во многих своих публичных выступлениях и высказываниях, что для Великобритании самыми приоритетными являются отношения с США. Он неоднократно подчерки -вал: «Не секрет, что я – пожизненный поклонник Америки. У меня нет никакого грузовика с антиамериканизмом в Великобритании или где-то еще в Европе, и я полагаю, что наши связи с Америкой основаны на общих ценностях, которые мы разделяем»4.

Многие политологи и аналитики были уверены, что Гордон Браун в своей европейской политике изменит характер взаимоотношений между Великобританией и ЕС. В этой связи крайне типичным является следующее утверждение: «В Брюсселе и во многих европейских столицах бытует мнение, что при Гордоне Брауне Великобритания снова станет “неудобным соседом”. Наиболее убедительным доказательством этому служит его собственное мнение. Он считает, что ЕС не справится с затруднениями, которые возникнут в бли- жайшем будущем. Гордон Браун видит ЕС как торговое европейское объединение, потенциал которого направлен на реше-ние внутренних проблем»1.

Как премьер-министр, Гордон Браун не стал всецело следовать «идеологии» Энтони Блэра, считая приоритетным во взаимоотношениях сохранять нео-пределенность термина «партнерство ради цели». Видный политический дея-тель, занимающий в администрации Брауна пост министра иностранных дел, — Дэвид Милибэнд — характеризовал Америку как средство, необходимое для упрочения мирового положения самой Великобритании. Так, он заявлял: «...нам необходимы крепкие и дружественные отношения с мировым полюсом силы, если мы хотим, чтобы Великобритания стала мировым политическим центром»2. По признанию Милибэнда, неоспоримым является тот факт, что «к концу прошлого столетия США достигли такого могу -щества, которого, по оценке экспертов по глобальному развитию, не достигало ни одно государство в мире со времен Римской империи»3. Иметь такое государ-ство в числе своих союзников — сродни обладанию джокером при игре в покер.

Если анализировать восточный вектор внешней политики Брауна, то для дан ного направления отчасти объективными могут быть оценки, данные американ скими авторами, в частности журналистом Аланом Коуэлом, отмечавшим, что «Браун <„> будет стремиться отойти от мили -таризма Блэра в мусульманском мире к ведению войны за “умы и сердца” против радикального ислама. Он, как ожидают, будет искать новый тон в отношениях с Соединенными Штатами, дабы избежать участи Блэра, которого часто называли пуделем президента Буша»4.

Если затронуть вопрос реальной под держки союзнических отношений

Великобритании и США, то на практике Гордон Браун не отступил ни на йоту от внешнеполитического курса Тони Блэра и продолжил «миротворческую операцию» в Ираке, правда, при этом заявив, что намерен пересмотреть временн ы е рамки нахождения британского военного кон тингента на его территории. Это заявле-ние, безусловно, бросило определенную тень на англо американские отношения, но Браун твердо намеревался вывести британские войска из Ирака в скором времени, дабы в лучшем свете предстать перед британской и мировой обществен ностью. Что же касается военных действий в Афганистане, то тут Браун всецело под -держивал Вашингтон и постепенно увели чил британский военный контингент на афганской территории. Так, после встречи с Джорджем Бушем 16 июля 2008 г. бри -танское правительство приняло решение увеличить контингент британских воору женных сил в Афганистане с 7 800 до 8 030 чел. к весне 2009 г.5

Что же касается российско британских отношений, то в период столь недолгого премьерства Гордона Брауна они, к сожа лению, так и остались кризисными и кон фликтными. Упадок двусторонних отно-шений лишь усилился после так называе мых «шпионских скандалов» 2007 г. и вза-имных обвинений российской и британ ской сторон. Негатив в отношениях двух стран лишь усилился в условиях разгорав шегося спора британских и российских нефтегазовых корпоративных акционеров в 2008 г. Мировой экономический кризис не мог не сказаться на падении популяр ности лейбористского лидера не только у себя в стране, где существенно выросла безработица и внешний долг, но и за рубе жом.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что при Гордоне Брауне англо американские отношения стали несколько иными по сравнению с годами премьерства Тони Блэра. Да, безу словно, они не ослабли, но при этом они приобрели более формально партнерский характер. В целом в период правле ния нового лидера британская внешняя политика стала более осторожной и прагматичной, хотя в общих своих чертах она продолжала реализовывать геополитический курс, заданный Тони Блэром. Как нам представляется, совпадение времени прихода Гордона Брауна на должность премьер-министра Великобритании с началом мирового экономического кризиса не позволило в полном объеме раскрыться ему как политическому деятелю на международной арене. Именно в эти годы на мировое сообщество обрушился системный финансовый кризис, который как нельзя более рельефно и образно отразил латентные, потенциально критически опасные «болевые точки» модели «новой» Великобритании. По мнению ведущих аналитиков, и мы разделяем данную точку зрения, она и «сегодня последовательно погружается в состояние глубокой и долговременной струк- турной рецессии, по масштабам и значению сопоставимой с периодом Великой депрессии в США и Европе»1. В данном контексте рассуждений следует признать справедливым мнение о том, что многочисленные объективные кризисные реалии в настоящее время устраняют с повестки дня вопрос об обоснованности британских политических претензий на лидерство в Европейском союзе и тем более – на мировом уровне.

Статья научная