К вопросу о водном режиме иммунных сортов яблони

Автор: Хвостов Д.С., Хвостова И.В., Крицкий Е.И.

Журнал: Сельскохозяйственная биология @agrobiology

Рубрика: Краткие сообщения

Статья в выпуске: 1 т.38, 2003 года.

Бесплатный доступ

Исследовали водный режим иммунных к парше сортов яблони. Обсуждаются генотип-средовые взаимодействия у плодовых культур.

Короткий адрес: https://sciup.org/142132848

IDR: 142132848

Текст научной статьи К вопросу о водном режиме иммунных сортов яблони

Особенности генотип-средовых взаимодействий обусловлены тесной зависимостью величины и качества урожая сельскохозяйственных растений от условий выращивания, в том числе нерегулируемых факторов (1). Взаимодействия в системе генотип—среда у плодовых значительно сложнее, чем у других культур, вследствие большей расчлененности, двухкомпонентности (подвой-привой) и, следовательно, менее совершенной регуляции физиологических функций. Нельзя не учитывать также длительный период жизни деревьев, в результате чего плодовые подвержены влиянию факторов среды в большей степени, чем другие культуры.

Неблагоприятные погодные условия возникают часто и могут спровоцировать эпифитотийную вспышку заболеваний. При этом у восприимчивых к патогенам сортов весьма вероятна гибель всего урожая. Наиболее радикальный и экологически безопасный метод борьбы с патогенами — использование иммунных сортов. Одним из вредоносных заболеваний яблони на юге России является парша. В настоящее время известно около 80 устойчивых к парше сортов яблони, в том числе российской селекции (2). Однако для внедрения в производство предпочтительно использовать сорта, обладающие иммунностью, а также высокой приспособленностью к флуктуациям среды и устойчивостью к лимитирующим абиотическим факторам (3). Известны случаи, когда гены, контролирующие устойчивость к болезням, оказываются сцепленными с генами, регулирующими процессы адаптации (1). Необходимо также учитывать, что повторяющиеся стрессы могут приводить к потере устойчивости к патогенам.

Одним из факторов, регулирующих гомеостаз в изменяющихся условиях среды, является водный обмен растений, стабилизация которого позволяет противостоять засухе — одному из основных альтерирующих факторов южных регионов. У ослабленных засухой плодовых растений снижается сопротивляемость патогенам, а также урожайность не только в текущем, но и в следующем году из-за нарушения закладки генеративных органов (4). В связи с этим представляет теоретический и практический интерес оценить водный режим иммунных к парше сортов яблони, что и явилось целью нашей работы.

Методика. Объектом исследования служили иммунные формы яблони на подвое М9, выращиваемые в саду интенсивного типа при схеме размещения 5 x 1,5 м 2 , следующих сортов: Либерти, Джонафри (США), Флорина, Приам (Франция), Новомак (Канада), Имрус (Россия); контролем — сорта Корей (высоковосприимчивый к парше, незасухоустойчивый) и Айдаред (восприимчивый к парше и относительно устойчивый к засухе) (5). Биологическая повторность опыта 5-кратная, аналитическая — 10-кратная. Водный режим листьев на ростовых побегах оценивали лабораторно-полевым методом по Кушниренко с соавт. (6).

Результаты. Все иммунные сорта яблони обладали высокой потенциальной засухоустойчивостью вследствие повышенной водоудерживающей способности листьев (табл.). Этот показатель, характеризующий количество потерянной воды, зависит от сортовой специфики растений и физико-химических свойств цитоплазмы клеток листа. Ранее нами было показано, что при выращивании растений яблони по традиционной технологии у иммунного сорта

* Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект «Р-2000-Юг» ¹ 001-96030.

Прима (США) в среднем за 3 года исследований водоудерживающая способность была выше (53,7 %), чем у восприимчивого к парше сорта Мелба (60,4 %) (Хвостов, 2000). Исходя из этого, можно предположить, что иммунитет яблони генетически обусловливает увеличение водоудерживающей способности листьев за счет соответствующих изменений коллоидного состояния клеток. У восприимчивых к парше сортов такой зависимости не выявлено. Так, листья незасухоустойчивого сорта Корей обладали низкой водоудерживающей способностью, а сорта Айдаред — относительной устойчивостью к засухе (см. табл.). Необходимо отметить, что лист, по состоянию которого определяли параметры водного режима, является в то же время объектом поражения паршой, что, возможно, служит причиной подобной зависимости. Величина фактического водного дефицита в период засухи в значительной степени зависит от напряженности внешних факторов. Однако в целом этот показатель был ниже у иммунных сортов, чем у незасухоустойчивого сорта Корей. По оводненности листьев существенной разницы между сортами не обнаружено. Как правило, у плодовых растений этот показатель варьирует в меньшей степени, чем водоудерживающая способность. Оводненность листьев характеризует состояние водного обмена во время отбора, а водоудерживающая способность — потенциальную засухоустойчивость сортов в условиях водного стресса.

Характеристика водного режима иммунных к парше сортов яблони (данные за 2 года исследований)

Сорт

Водоудерживающая способность (потеря воды за 2 ч), %

Оводненность листьев, % от сырой

Фактический дефицит воды, % от пол-

от исходного содержания

массы

ного насыщения

Корей (контроль)

64,1

61,1

48,2

Айдаред (контроль)

42,8

60,6

39,2

Либерти

30,1

62,7

30,2

Флорина

29,0

61,3

29,6

Джонафри

32,1

61,0

39,9

Имрус

28,8

61,8

31,9

Новомак

21,7

61,6

30,1

Приам

34,2

60,0

41,1

НСР 0,05

10,3

1,09

1,78

Таким образом, иммунные сорта яблони обладают повышенной засухоустойчивостью по сравнению с восприимчивыми. Сочетание этих признаков открывает новые возможности для оценки функционирования компонентов в системе генотип—среда, а также позволяет рекомендовать для внедрения в производство сорта, характеризующиеся комплексной устойчивостью.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  • 1.    Ж у ч е н к о А.А. Адаптивное растениеводство. Кишинев, 1990.

  • 2.  Ж д а н о в В.В., С е д о в Е.Н. Селекция яблони на устойчивость к парше. Тула, 1991.

  • 3.   З а р у б и н а М.А., Г у с е в а Н.Н., Ж а к о т е А.Г. Адаптивные реакции культурных рас

    тений на биотический и абиотический стрессы. С.-х. биол., 1988, 2: 111-117.

  • 4.    К у ш н и р е н к о М.Д. Водный режим и засухоустойчивость плодовых растений. Кишинев, 1967.

  • 5.    С м о л я к о в а В.М., Я к у б а Г.В., Г р о ш е в С.В. Защита яблони от заболеваний в условиях экологических стрессов. В сб.: Садоводство и виноградарство. Краснодар, 1999: 21: 9-12.

  • 6.    К у ш н и р е н к о М.Д., Г о н ч а р о в а Э.В., Б о н д а р ь Е.М. Методы изучения водного обмена и засухоустойчивости плодовых растений. Кишинев, 1970.

Северо-Кавказский зональный НИИ садоводства          Поступила в редакцию и виноградарства, 350103, Краснодар, ул. 40-летия Победы, 39         17 октября 2000 года

ТО QUESTION ON WATER REGIME OF APPLE IMMUNE VARIRTY

D.S. Khvostov, I.V. Khvostova, E.I. Kritskii

S u m m a r y

The problem of interaction in system genotype-environment at fruit cultures is discussed. In this connection, the comparative study of water regime of apple immune variety is carried out.

Статья научная