К вопросу о восприятии России политическими деятелями США (2017-2021 гг.)
Автор: Ищенко Анна Андреевна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: История
Статья в выпуске: 5, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуются высказывания политических деятелей Америки о России на основе изучения материалов комитета Сената США по международным отношениям, посвященных обсуждению российской темы в 2017-2021 гг. Автор выявляет сложившиеся в США устойчивые характеристики в описании образа России и показывает, как образ «Другого» используется представителями американской власти при реализации внешнеполитического курса страны. Прослеживается влияние ценностных установок американцев на формирование представлений о России, когда идея об американской исключительности становится инструментом для создания враждебного образа государства в США. Автор отмечает усиление негативных оценок России на фоне реализации самостоятельной внешней политики и традиционного стереотипного восприятия РФ на Западе, в основе которого лежат стремления США играть роль мирового лидера.
Образ России, стереотип, антироссийская риторика, российско-американские отношения, угроза, мировой порядок, демократия, нато
Короткий адрес: https://sciup.org/149139931
IDR: 149139931
Текст научной статьи К вопросу о восприятии России политическими деятелями США (2017-2021 гг.)
Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир, Россия, ,
Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russia, ,
Несмотря на краткосрочные периоды смягчения риторики политической власти США, преобладающим вектором восприятия России на Западе выступают негативные представления о стране. С одной стороны, образ «Другого» не является константой, он меняется в зависимости от текущей политической ситуации, собственного опыта межкультурной коммуникации; с другой стороны, как отмечает И. Курилла, «старые представления, вытесненные злобой дня, не пропадают бесследно. Они уходят на второй план, прячутся на время, однако не исчезают совсем и могут быть легко актуализированы потоком новостей или новым поворотом истории» (2018: 10–11).
В связи с событиями на Украине негативное восприятие России в США достигло рекордно высоких показателей. 85 % опрошенных американцев относятся к России неблагоприятно, 52 % респондентов трактуют ее военную силу как угрозу жизненно важным интересам США1.
Анализ восприятия России на Западе показывает, что в его основе лежат устойчивые клише, которые приобретают особую актуальность в периоды обострения российско-американских отношений, когда наша страна становится препятствием достижения целей Соединенных Штатов на международной арене.
Безусловно, провозглашенный президентом России на Мюнхенской конференции курс на самостоятельную внешнюю политику и неприемлемость однополярного мира является главной причиной усиления негативного восприятия. Враждебный образ государства конструируется и поддерживается американскими СМИ, которые вслед за высказываниями представителей американской власти традиционно наделяют его характеристиками, присущими СССР, обвиняют Россию в агрессивной внешней политике и усилении авторитаризма.
На слушаниях в комитете Сената США по международным отношениям в 2017 г., посвященных анализу вызовов со стороны РФ и будущему американо-российских отношений2, Россия обвинялась в том, что угрожает существующему мировому порядку. Причинами усиления анти-российской риторики стали необоснованные обвинения во вмешательстве в выборы в США 2016 г., конфликт на Украине, события в Сирии, «антидемократические» тенденции внутри государства. Показательно, что термин «агрессия» в описании России и ее поведения на международной арене использовался 9 раз.
Генерал Ф. Бридлав, признавая, что Россия является великой державой и может гордиться своей историей, отмечал, что Москва угрожает интересам США. Призывая к диалогу с Россией, он подчеркивал, что для достижения жизненно важных целей в переговорах с РФ нужно, с одной стороны, проявлять доброжелательность и уважение, с другой – показывать свою силу. Констатируя, что целью Москвы выступает ослабление НАТО, Европейского союза и трансатлантических отношений, Ф. Бридлав указывал: «Чем больше у России будет проблем в военном конфликте на Украине, тем меньше неприятностей она сможет доставить нам с нашими восточными партнерами по НАТО»3. Политика двойных стандартов США ярко прослеживается в следующем высказывании Ф. Бридлава: «Мы жизненно заинтересованы в том, чтобы оставить реваншистскую политику Москвы. Пока мы ведем диалог с Москвой, нам нужно укрепить присутствие НАТО в странах Балтии»4.
Неготовность США строить отношения с Россией как с равноправным партнером, имеющим право реализовывать свои национальные интересы на международной арене, и восприятие страны как угрозы закреплены в Стратегии национальной безопасности США5, принятой в 2017 г. Россия вместе с Китаем обвинялись в желании подорвать безопасность и процветание США; создать мир, несовместимый с американскими ценностями и интересами. Констатировалось, что Россия стремится восстановить статус великой державы и влияние вблизи своих границ.
Основные принципы внешней политики Америки, закрепленные в Стратегии национальной безопасности, стали определяющими для дальнейшего усиления негативного восприятия России в США. На слушаниях, посвященных обсуждению внешнеполитического курса Америки по отношению к РФ и оценке роли США в мире, образ страны наделялся такими характеристиками, как «дурное влияние», «враждебность», «угроза». Во вступительном слове председатель комитета по международным отношениям Дж. Риш акцентировал внимание на том, что впервые со времен Второй мировой войны США сталкиваются с соперничеством великих держав, которое может разрушить существующий мировой порядок. Сенатор обвинял Россию в стремлении вернуть себе статус великой державы периода расцвета СССР и нежелании довольствоваться положением регионального игрока на международной арене1.
В выступлении сенатора Р. Менендеса подчеркивалось, что «Россия является главным источником нестабильности и хаоса в мире и ищет возможности подорвать основополагающие американские ценности»2. С. Хэдли также отмечал, что «Китай и Россия угрожают существующей международной системе и доминирующему положению США в мире»3. Американский политик утверждал, что ни одна другая страна в мире, кроме США, не сможет претендовать на роль мирового лидера, учитывая, что Европа занята решением внутренних проблем, а РФ или КНР не поддержат большинство стран мира.
Критика России на официальном уровне часто осуществляется и оправдывается идеей о превосходстве и исключительности США. Так, сенатор Р. Менендес подчеркивал, что американцы являются исключительной нацией и именно благодаря американским идеям и идеалам был создан мир, который служил интересам Америки и обеспечивал процветание демократических ценно-стей4. Имидж США как единственной сверхдержавы настолько укоренен в массовом сознании американцев, что, несмотря на признание факта возникновения новых игроков на международной арене, Соединенные Штаты воспринимают себя как страну с исключительным правом и предназначением определять мировой порядок, не считаясь с мнением других. Показательно высказывание П. Добрянски: «Выступая на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 г., президент России В. Путин предупредил о новой эре конфронтации с Западом, заявив о прерогативе России "проводить независимую внешнюю политику"»5. Таким образом, России отказывают в законном праве реализовывать политику, отвечающую собственным национальным интересам. С «возрождающейся» страной, по мнению сенатора У. Бернса, «США придется выстроить отношения, играя в долгую игру… от острой конкуренции до ожесточенного соперничества»6.
На фоне снижения доверия со стороны европейских союзников к НАТО одной из задач, как подчеркивалось на слушаниях, посвященных оценке эффективности этой организации, стало укрепление единства Североатлантического альянса. По данным социологического опроса, проведенного в октябре 2017 г., 48 % американцев заявили о том, что НАТО делает недостаточно для решения мировых проблем7. Отмечалось ослабление поддержки лидерства США в НАТО рядом европейских стран8.
В возникновении разногласий между США и их союзниками в НАТО представители комитета обвинили Д. Трампа, подчеркнув, что он является первым американским президентом в истории НАТО, который поставил под сомнение обязательства защищать союзников от «российской угрозы». Рассуждая о ценности Североатлантического альянса и его значимости, США используют образ России как врага для оправдания существования НАТО. Так, Р. Хаас отмечал, что именно «угроза» России Западу выступает главной причиной существования НАТО. Р. Менендес указывал, что НАТО служит ключевым фактором в сдерживании российской мощи. Б. Кокер также говорил о том, что «сильный альянс необходим, особенно учитывая уровень агрессии со стороны России, невиданный со времен холодной войны»1. Таким образом, представление России как угрозы и врага применяется во внешнеполитическом курсе Америки для обоснования значимости и целесообразности существования НАТО.
Удобным инструментом, который используется США для окраски образа России в негативные тона, является тема демократии. Как отмечал министр иностранных дел России С.В. Лавров, Саммит за демократию, состоявшийся в США в декабре 2021 г., был направлен на разделение мирового сообщества. Позиционируя США «эталоном» демократии в мире, президент Дж. Байден заявил, что «США будут подавать пример, инвестируя в нашу собственную демократию, одновременно поддерживая наших партнеров по всему миру»2. Странами, которые, по мнению США, угрожают построению демократии в мире, являются Россия и Китай. Выступая на слушаниях в комитете по международным отношениям и призывая США противодействовать антидемократическим режимам в мире, Р. Менендес утверждал, что именно «Пекин и Москва проводят глобальную авторитарную экспансию, применяя все более изощренные инструменты цифрового контроля»3. Сенатор Дж. Риш, указывая, что США остаются золотым стандартом демократии, обвинял РФ и КНР в использовании драконовских законов против НКО, ограничивающих способность Америки поддерживать гражданское общество.
Идея демократии применяется не только как инструмент для нагнетания негативных представлений о России, она встроена во внешнеполитическую стратегию Америки для оправдания лидерства США и реализации их интересов. Кроме того, акцентируя внимание на «антидемократических» проявлениях внутри других государств и беря на себя роль примера для подражания, Соединенные Штаты отвлекают население от собственных проблем. Например, по данным социологических опросов, 59 % американцев в 2019 г. были неудовлетворены тем, как функционирует демократия в Америке4.
Обсуждая российскую тематику, политические деятели США персонифицируют образ страны. Так, главной причиной неудач «продвижения демократии», несмотря на самую крупную экономику в мире, огромные инвестиции в вооруженные силы и «мягкую силу», М. Олбрайт считала именно президента России и его военное прошлое5.
Сформированный в США враждебный образ России как угрозы и агрессора является ответной реакцией Америки на стремление РФ проводить самостоятельную внешнюю политику и реализовывать свои национальные интересы. Позиционируя Россию как угрозу США и мировому порядку, Америка, руководствуясь идеей о превосходстве и исключительности, таким образом наделяет свой внутренний образ положительными характеристиками. Одновременно нагнетание негативных представлений о России, в основе которых лежат стереотипы времен холодной войны, используется как способ оправдания стремлений США играть роль мирового гегемона, игнорируя нормы и правила международных отношений.
Список литературы К вопросу о восприятии России политическими деятелями США (2017-2021 гг.)
- Абукарова М.У. Россия и США: актуальные проблемы во взаимоотношениях // Вестник науки. 2022. Т. 4, № 3 (48). С. 154-157.
- Журавлева В.И. Понимание России в США: образы и мифы. 1881-1914. М., 2012. 1136 с.
- Казанцев Н.П. Взаимоотношение США и России в период 1917-1988 гг. // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2019. № 2 (47). С. 70-88.
- Курилла И. Заклятые друзья. История мнений, фантазий, контактов, взаимо(не)понимания России и США. М., 2018. 417 с.
- Хубулава Н.М. Проблемы взаимоотношений США и России (в условиях экономических санкций Запада) // Вестник Университета Российской академии образования. 2015. № 5. С. 174-180.