К вопросу об интегративной психологической модели психотерапии для работы с больными шизофренией

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140221017

IDR: 140221017

Текст статьи К вопросу об интегративной психологической модели психотерапии для работы с больными шизофренией

ПБ св. Николая Чудотворца, г. Санкт-Петербург, Россия

Практика работы с больными шизофренией нуждается в системной (с точки зрения цели, средства и результата) психотерапевтической модели, реализующей идею целостности в работе с больными шизофренией [2]. И эта модель, представляется, должна быть психологически ориентированной. Потому, что клиническая модель психотерапии неспособна обеспечить достаточный системный уровень в силу того, что клинический язык это аналитический язык, и клинический подход это фрагментарный подход, что в контексте цели выражено наиболее явно. Подтверждением является факт, что высшей системной категорией в клинической модели является клинический диагноз. Категория же «человек», «личность», «индивидуальность» гораздо шире клинического диагноза и все это во всем своем феноменологическом богатстве с его терапевтическим потенциалом в контексте клинической психотерапии остается за бортом восстановительного процесса, хотя его присутствие и подразумевается. Кроме того, за бортом восстановительного процесса остается категория «здоровье», а значит и само здоровье пациента, поскольку клиническая модель это нозоцентрическая модель.

С точки зрения системного подхода представляется возможным и необходимым рассматривать предметом работы человека в целом, его личность и индивидуальность, а также дифференцировать понятия «болезнь» и «здоровье» и то, что за ними стоит, в том числе причины, цели, методы и результаты. И не только дифференцировать эти понятия, но и осуществлять реальную работу в этих разных контекстах [3]. Может встать вопрос, что клинический язык и симптом (синдром, диагноз) как его операнды не мешают реализации системного подхода, и автор тезисов просто драматизирует ситуацию, и нет ли у него более серьезных аргументов? Есть, - ответит автор, -и они следующие: Никакие цели, мишени, симптомы и диагнозы какой бы глубины и объема они не были и как бы качественно теоретически не рассматривались и практически не прорабатывались, не способны быть системой сами по себе. Никакие техники и методики, какие бы они не были всеобъемлющие и глубокие, связанные и интегрированные не способны быть системой сами по себе в контексте психотерапии. Кроме одного случая, когда целью работы является человек как система, а методом работы является тоже человек как система. Человек есть главный факт и главный аргумент, о котором мы постоянно забываем. И этот человек и в качестве цели (пациента) и в качестве метода (помогающего специалиста) как система может быть лишь в статусе индивидуальности. А это категория психологическая. Именно поэтому системная психотерапия возможна в психологическом контексте. Еще человек как система (как цель и средство) может рассматриваться (быть) в статусе «Я», что также является категорией психологической, и уж точно не клинической. Попытка рассматривать «Я» как категорию системную, психологическую выглядит естественной в поле психологическом (Кант И., Кон И.С., Джемс У., Маслоу А., Роджерс К., Розенберг М., Самюэль Ш., Шибутани Т., Бернс Р., Келли, Петровский В.А., Корчинов А.Д.), но никак не в поле клиническом.

Интегративный метод психотерапии мы не можем создать вне индивидуальности пациента как основного потребителя этого метода и вне индивидуальности помогающего специалиста как реализатора его. Вне «Я» пациента и вне «Я» терапевта. Именно эти категории должны являться, и являются основными, главными категориями, знаменателями и рычагами и в контексте получения помощи и в контексте оказания помощи, и в психологическом поле и психотерапевтическом поле. Вообще, понятие «интегративная психотерапия» будет иметь смысл лишь при условии, если мы объединим все, что имеет пациент в одну «вещь». И объединим все, что имеем мы (помогающие специалисты) тоже в одну «вещь». И эта «вещь» это индивидуальность пациента и индивидуальность терапевта, «Я» пациента и «Я» терапевта. Конкретно для создания системной психологической модели психотерапии представляется необходимым решить вопрос о разведении категорий «личности» и «индивидуальности» и выделения категории «индивидуальности» в самостоятельную дефиницию [1, 4]. Решить еще ряд вопросов, в частности вопрос о наиболее информативных интегративных характеристиках, отражающих системность опыта на разных его уровнях и в разных его аспектах, и, прежде всего на уровне целостного человека и т.д. И автор тезисов спешит сообщить, что он сформулировал такую модель, о чем кратко писал (2005-2013) и практикует ее в своей работе.

Список литературы К вопросу об интегративной психологической модели психотерапии для работы с больными шизофренией

  • Беломестнова Н.В. Индивидуальность человека как интегративная категория//Интегративный подход в психологии. -СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. -С. 70-90.
  • Корчинов А.Д. О психологической модели психотерапии для работы с больными шизофренией//Сборник статей научно-практической конференции, посвященной 50-летнему юбилею Санкт-Петербургской 5-й ГПБ. -ГПНДС, СПб, 2010. -С. 26-32.
  • Корчинов А.Д. О разделении категорий «болезни» и «здоровья» в восстановительном процессе с психически больными. Системный подход//Академический журнал Западной Сибири. -2013. -Том 9, № 2. -С. 31-32.
  • Корчинов А.Д. О верификации индивидуальности в психологии и утилизации ее в психотерапии психически больных//Проблема индивидуальности в современной психологии: Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции, 12 октября 2012 г./Отв. редактор Н.В. Виничук. -Владивосток: МГУ, 2012. -172 с.
Статья