К вопросу об интерпретации прецедентных текстов в сочинениях Климента Александрийского
Автор: Братухин Александр Юрьевич
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Статья в выпуске: 3 (35), 2016 года.
Бесплатный доступ
Климент Александрийский, интерпретируя или ссылаясь на известные тексты Гомера и иных древнегреческих авторов, порою достаточно основательно преобразует их. Маловероятно, что эти изменения случайны: Климент хорошо знал древнегреческую литературу и часто приводил точные цитаты из используемых произведений. Интерпретации александрийского автора были призваны подтвердить его тезисы и представляли собой как радикальное исправление оригинального текста или переоценку персонажей, так и дополнение, незначительное изменение и перестановку стихов. При сопоставлении случаев вольного обращения Климента с языческими сочинениями с более или менее точной передачей слов классических поэтов предшествующими христианскими писателями становится заметным развитие стиля христианской письменности: очевиден переход от использования стихов из древних поэм как «улики» против многобожия к превращению их в ряды exempla, в литературный фон, на котором развивается мысль автора. Подобное обращение с источниками сближает Климента не с апологетами Татианом и Феофилом, не решавшимися переделывать известные пассажи, а с Платоном или Плутархом, допускавшими переработку написанного предшественниками для создания нужного впечатления от их слов, и выдаёт в Клименте автора, который, пренебрегая фактографической точностью при изложении используемого им материала, стремился к созданию философского трактата, где в своеобразных притчах допустимы отступления от цитируемых источников.
Климент александрийский, гомер, плутарх, платон, licentia poetica ("поэтическая вольность")
Короткий адрес: https://sciup.org/14729460
IDR: 14729460 | DOI: 10.17072/2037-6681-2016-3-5-12
Список литературы К вопросу об интерпретации прецедентных текстов в сочинениях Климента Александрийского
- Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. Изд.7-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2010. 264 с.
- Нильссон М.-П. Греческая народная религия/пер. с англ. и указ. С. Клементьевой; отв. ред. А. И. Зайцев. СПб.: Алетейя, 1998. 245 с.
- Brambillasca G. Citations de l’Écriture Sainte et des auteurs classiques dans le Προτρεπτικὸς πρὸς Ἕλληνας de Clément d’Alexandrie//Studia patristica. 1972. Vol. 11. Part 2 (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Bd. 108). P. 8-12.
- Clement d'Alexandrie. Le Pedagogue. Livre I/Introduction et notes de H.-I. Marrou, traduction de M. Harl. Paris: Les editions du Cerf, 1960. 298 р
- Dawson D. Allegorical readers and cultural revision in ancient Alexandria. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1992. XI. 341 p
- Ferguson J. The achievement of Clement of Alexandria//Religious Studies. 1976. Vol. 12, № 1. P. 59-80
- Hatch E. The influence of Greek Ideas on Christianity. New York, 1957
- Itter A. C. Esoteric teaching in the Stromateis of Clement of Alexandria. Leiden, Boston, 2009. XIX. 233 p
- Krause W. Die Stellung der fruhchristlichen Autoren zur heidnischen Literatur. Wien: Herder, 1958. 320 S
- Mehat A. Etude sur les 'Stromates' de Clement d'Alexandrie. Paris: Editions du Seuil, 1966. 580 p
- Mondesert, C. Clement d'Alexandrie. Introduction a l'etude de sa pensee religieuse a partir de l'Ecriture. Paris; Aubier: Editions Montaigne, 1944. 278 p
- Nilsson M. P. Geschichte der griechischen Religion. 2. Aufl. Munchen, 1967. Bd. 1. XXIV. 892 S. 27. Ill
- Pepin J. Christianisme et mythologie. Jugements chretiens sur les analogies du paganisme et du christianisme//De la philosophie ancienne a la theologie patristique. Variorum reprints. VIII. London, 1986. Р. 17-44
- Pohlenz M. Klemens von Alexandreia und sein hellenisches Christentum//Nachrichten von der Akademie der Wissenschaften in Gottingen. Philologisch-historische Klasse. № 3. Gottingen: Van-denhoeck & Ruprecht, 1943. S. 103-180
- Scham J. Der Optativgebrauch bei Klemens von Alexandrien in seiner sprach-und stilgeschichtlichen Bedeutung. Ein Beitrag zur Geschichte des Attizismus in der altchristlichen Literatur. Paderborn: Druck und Verlag von Ferdinand Schoningh. 1913. XIV. 182 S
- Tsermoulas J. M. Die Bildersprache des Klemens von Alexandrien. Inaugural Dissertation zur Erlangung der Doktorwurde der hohen philosophischen Fakultat der Universitat Wurzburg. Kairo Safarowsky: Buchdruckerei, 1934. 116 S