К вопросу об использовании деревьев в иррациональных методах лечения у карелов
Автор: Пашкова Татьяна Владимировна
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Исторические науки и археология
Статья в выпуске: 7 (168), 2017 года.
Бесплатный доступ
Карелы в конце XIX - начале XX века широко применяли свою традиционную технику врачевания и довольно солидный арсенал различных лекарств растительного, животного и минерального происхождения. В статье мы обратимся к одному из самых древних способов народной медицины - фитотерапии, а именно к использованию частей деревьев в мифологических способах лечения у карелов. Данная тема представляет собой значительный интерес и важность не только с точки зрения народных медицинских знаний, которые всегда применялись в практике современного лечения. Она актуальна и потому, что расширяет знания о лекарственных свойствах растений Карелии, Тверской и Ленинградской областей (территория проживания карелов). Актуальными являются также проблемы адаптации этноса к окружающей природной среде, соотношение мифологического и рационального. Настоящая статья представляет собой лишь первую попытку приблизиться к данным проблемам. В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что деревья являлись неотъемлемой частью фитотерапии, включая ее мифологическую составляющую.
Мифология, карельская народная медицина, культура карелов, этнос, этнография
Короткий адрес: https://sciup.org/14751233
IDR: 14751233
Текст научной статьи К вопросу об использовании деревьев в иррациональных методах лечения у карелов
Среди традиционных способов карельской народной медицины фитотерапия занимала ведущее место. Карелы, как и другие прибалтийско-финские народы, обладали накопленным и проверенным веками опытом по сбору, заготовке и употреблению лечебных трав. Набор лекарственных трав был связан в первую очередь с местной флорой, условиями жизни населения и видами болезней.
В растительном покрове Карелии представлено около 1200 видов цветковых и сосудистых споровых, 402 разновидности мхов, множество лишайников и водорослей. Из них порядка 350 видов имеют лекарственное значение [2: 60]. Исходя из собранного нами материала, можно констатировать, что карелы использовали в лечебных и профилактических целях около 70 видов лекарственных растений. Приоритет в народной медицине всех групп карелов безусловно принадлежал березе. Познание целебных свойств растений давало людям возможность применять их в качестве лекарств при самых различных заболеваниях.
У карелов в древности был широко распространен культ отдельных деревьев. Особенно почитались береза, ольха, сосна, одним из самых священных деревьев считался можжевельник. Беломорские карелы (д. Ювялакша) говорили, что существует два больших греха, одним из которых является рубка осины: « Se on olluj Jessukser rist’ i hoavasta…» – ‘Иисуса крест был из осины…’ [7: 175]. Хотя с осторожностью и почтением надо было относиться к любому дереву, иначе « Et tiija eläjes, mis puus piru istuu » – ‘Не знаешь, живя, в каком дереве черт сидит’ [1: 128].
Человек, согласно анимистическому мировоззрению, боялся «обидеть» дерево, считая его живым. Люди верили, что у деревьев есть душа.
Повсеместно у карелов особым почитанием пользовались большие деревья: их ни в коем случае нельзя было рубить. Считалось, что в большом дереве живет дух леса или оно является собственностью духа леса. Большим деревьям приносили угощения, чтобы их задобрить [3].
Карелы верили, что с помощью особого обряда дереву можно отдать свои болезни и взять от него, распустившегося весной, свежесть и физическую силу. Для этого надо было связать верхушки двух деревьев, растущих обязательно на двух разных сторонах тропы, а затем пройти под аркой. Люди-ковские карелы (д. Михайловское) считали, что у каждого члена семьи должно быть свое дерево, растущее около дома (чаще всего береза), у которого человек просил помощи и здоровья. При обращении к нему говорили такие слова: « Mie olen sinut istuttanut, mie olen sinut hoitanut, minulle anna apu!» – ‘Я тебя посадил(а), я за тобой ухаживал(а), помоги мне!’. Это дерево нельзя было рубить, кто его срубит – тот заболеет [6: 125].
Карелы Беломорской и Олонецкой Карелии верили, что для излечения ушиба, полученного о дерево, необходимо провести магические ритуалы, сопровождаемые чтением заговоров. В ритуалах должны обязательно использоваться части дерева (кора, ветки, щепки и др.), о которое человек ушибся, или использовалось дерево той же породы. Считалось, что если дерево причинило плохое, то оно это и излечит. Причем «…болезнь могло навлечь, как впрочем, и исцелить, любое дерево и даже любая его часть» [1: 137]. Обратимся к конкретным примерам.
Кестеньгские карелы прикладывали к опухшему и покрасневшему после ушиба месту кусочек того дерева, о которое стукнулись, и произносили
К вопросу об использовании деревьев в иррациональных методах лечения у карелов
заговор: « Jumalan luoma, puu puha š…» – ‘Божье создание, дерево чистое…’ [5: 135]. Жители д. Во-кнаволок для излечения синяка, образовавшегося в результате ушиба о дерево, выпаривали щепки, затем поливали этой водой на больное место, приговаривая заговор, в котором упоминалось название того дерева, о которое ушиблись [7: 243].
Для исцеления некоторых болезней, появление которых объяснялось карелами воздействием духов природы или сглазом, использовали tuulenkobru – букв. ‘ветра горсть’. Упомянутая tuulenkobru росла на ели, ольхе, березе и представляла из себя густой веник, состоящий из весьма укороченных, тесно сидящих веточек. В русском языке эквивалентом карельского наименования tuulenkobru является термин «ведьмино помело». В словаре В. Даля дается следующая трактовка выражения «ведьмино помело» – болезненный выгон веток кучкой на дереве или вихревое гнездо. Крестьяне, не умея объяснить причину этому явлению, приписывали «ведьминой метле» магические свойства. Карельское наименование tuulenkobru указывает на то, что карелы образование таких «горстей» веток приписывали ветру, который персонифицировался. Важное зна- чение при лечении некоторых заболеваний у детей придавалось породе дерева, с которого срубали tuu-lenkobru. Для успеха лечения порода дерева должна была соответствовать полу ребенка. Например, для лечения детского сглаза карельские женщины пускали в ход такое средство: перед тем как нести ребенка в баню, шли в лес за березовым ведьминым помелом (если собирались лечить мальчика) или сосновым (если лечили девочку) и вершинками дерева (их количество равнялось девяти). Срывать вершинки надо было с молодых деревьев и так, чтобы дерево от дерева находилось на значительном расстоянии («стоя около одного, чтобы не было видно другого»). В бане пучки ветвей и вершинки клали в решето, затем открывали трубу или отверстие, сделанное посередине потолка для выпускания дыма (если не было трубы). Ребенка поднимали к этому отверстию и через решето поливали водой с заговорами [7: 118].
Таким образом, использование деревьев в фитотерапии оказалось тесно связанным с мифологическими представлениями карелов. При этом большое внимание уделялось породе и применяемой части дерева.
ON THE USAGE OF TREES IN IRRATIONAL METHODS OF MEDICAL TREATMENT IN KARELIA
Список литературы К вопросу об использовании деревьев в иррациональных методах лечения у карелов
- Иванова Л.И. Культовое почитание дерева в карельском фольклоре//«Мудрости бо ти имя подадеся..»: Сб. статей к юбилею профессора С.М. Лойтер. Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2011. С. 127-139.
- Клементьев Е.И. Карелы: историко-этнографический очерк. Петрозаводск: Периодика, 2008. 256 с.
- Конкка А.П. Карсикко: деревья-знаки в обрядах и верованиях прибалтийско-финских народов. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. 286 с.
- Логинов К.К. Колдовство, культы, обереги на территории Карелии//Воттоваара: Портал Людей Знания . Режим доступа: http://www.vottovaara.ru/koldovstvo-kulti-oberegi-na-territoni-karelii.html (дата обращения 12.09.2017).
- Песенный фольклор кестеньгских карел. Петрозаводск: Карелия, 1989. 290 с.
- Patrakka M. Ida Ivanovan kodin kieli ja uskonto//Karjalan heimo. 2005. № 9-10. S. 124-126.
- Virtaranta P. Vienan kyliä kiertämässä. Porvoo; Helsinki: WSO, 1978. 700 s.