К вопросу об определении круга субъектов законности
Автор: Орлова Александра Андреевна, Рожкова Ирина Юрьевна
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Теория и история права и государства. История учений о праве и государстве
Статья в выпуске: 3 (53), 2018 года.
Бесплатный доступ
Согласно традиционному пониманию законности в качестве ее субъектов рассматриваются все субъекты права: государство и его органы, должностные лица, общественные организации, граждане. Рассматривая вопрос о принадлежности граждан к субъектам законности, следует разделить последних на две категории: граждане, не наделенные какими-либо властными полномочиями, и граждане, наделенные определенными властными полномочиями. Можно выделить группу граждан, которые не являются государственными служащими, но в соответствии с законодательством Российской Федерации временно наделяются различного рода властными полномочиями. Следующая группа - это граждане, которые могут не являться государственными служащими, но в соответствии с законодательством Российской Федерации временно наделяются различного рода властными полномочиями - это члены избирательных комиссий. Необходимо отметить еще одну группу граждан, которые могут не являться государственными служащими, но в соответствии с законодательством временно наделяются властными полномочиями - это члены общественных наблюдательных комиссий, создаваемых на основе ч. 2 ст. 9 ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Законность, правопорядок, субъекты законности, властные полномочия, граждане
Короткий адрес: https://sciup.org/142232841
IDR: 142232841
Текст научной статьи К вопросу об определении круга субъектов законности
Согласно традиционному пониманию законности в качестве ее субъектов рассматриваются все субъекты права: государство и его органы, должностные лица, общественные организации, граждане. Под это подводится тезис о том, что в государстве и обществе все субъекты права одинаково подчинены законам. М.С. Строгович писал: «Законность едина, и она одинаково обязательна для всех – и для органов власти, и для граждан» [3, с. 111]. Для подкрепления такой позиции обратимся к ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, в которой указывается: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», то есть данная конституционная норма обращена ко всем субъектам права, из чего делается вывод, что указанные субъекты автоматически становятся и субъектами законности. Однако такая позиция неоднозначна, в юридической литературе встречаются и иные достаточно аргументированные взгляды. Еще Н.Г. Александров предлагал рассматривать законность в широком и узком смысле. В широком смысле речь идет о требовании соблюдения законов всеми субъектами права, а в узком – только должностными лицами, что означает практическое распространение законности только на деятельность государственного аппарата [1, с. 105-106].
На наш взгляд, можно лишь отчасти согласиться с мнением Н.В. Витрука о том, что нарушения законов, совершаемые гражданами и другими лицами, не выступают в качестве нарушений законности, они суть нарушения правопорядка в обществе и поэтому влекут за собой юридическую ответственность [2, с. 160]. Очевидно, все граждане объективно не могут быть субъектами законности, они могут лишь «участвовать в выявлении нарушений должностными лицами закона и, следовательно, законности, способствовать ее обеспечению и упрочнению» [2, с. 168]. К этому близка и позиция А.Ф. Черданцева, который пишет: «Состояние законности определяющим образом зависит от того, насколько пропитан духом законности государственный аппарат, насколько прочна законность именно здесь. От состояния законности в сфере деятельности должностных лиц зависит состояние прав и свобод граждан, их законопослушность» [9, с. 381]. По нашему мнению, рассматривая вопрос о принадлежности граждан к субъектам законности, следует разделить последних на две категории:
-
- граждане, не наделенные какими-либо властными полномочиями;
-
- граждане, наделенные определенными властными полномочиями.
Проанализировав все перечисленные точки зрения, мы пришли к выводу, что проводить различие между субъектами права и субъектами законности необходимо, но, как говорилось ранее, к последним целесообразно относить не всех граждан, а только тех из них, которые наделены властными полномочиями. Законность находится на переднем крае обеспечения, защиты, охраны законных прав и интересов человека и гражданина. Гражданин, не имеющий властных полномочий, обычно апеллирует к соответствующим органам государства и к должностным лицам, когда имеет место посягательство на его права, свободы, интересы, но не имеет законных полномочий отдавать приказы или распоряжения. В связи с этим он не может быть равнозначным субъектом законности, его нельзя ставить в один ряд с должностными лицами. Однако гражданин, наделенный какими-либо властными полномочиями, имеет право в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации отдавать распоряжения, приказы и т.д. и тем самым являться непосредственным субъектом законности в государстве.
Рассмотрим некоторые категории граждан, которые могут не являться государственными служащими, но в соответствии с законодательством Российской Федерации временно наделяются различного рода властными полномочиями.
Согласно положениям ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. В ст. 3 установлено, что присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в уста-

новленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела. При этом кандидатом в присяжные заседатели может быть лицо, достигшее 25 летнего возраста, не имеющее непогашенную или неснятую судимость, непризнанное судом недееспособными или ограниченное судом в дееспособности, не состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств, а также не являющееся подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений, владеющие языком, на котором ведется судопроизводство и не имеющие физических или психических недостатков, препятствующих полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела [7]. Положения ст. 334 и ч. 1, 2, 4 ст. 299 Уголовно-процессуального Кодекса РФ предусматривают властные полномочия присяжных заседателей, среди которых решение следующих вопросов: о доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; доказано ли, что деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления и пр. [4].
Следующей категорией граждан, которые могут не являться государственными служащими, нов соответствии с законодательством Российской Федерации временно наделяются различного рода властными полномочиями являются члены избирательных комиссий. Закон предъявляет к членам избирательных комиссий следующие требования: они должны быть гражданами Российской Федерации, дееспособными и совершеннолетними. Кроме того, члены ЦИК РФ и председатели избирательных комиссий субъектов РФ должны иметь высшее профессиональное образование. В положениях ст. 23 Федерального закона "Об основных га рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера ции" приведен перечень полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, среди которых: осуществление на территории субъекта Российской Федерации контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечение на территории субъекта Российской Федерации реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов; рассмотрение жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений и пр. [6].
Необходимо отметить еще одну группу граждан, которые могут не являться государственными служащими, но в соответствии с законодательством Российской Федерации временно наделяются различного рода властными полномочиями – это члены общественных наблюдательных комиссий, создаваемые на основе ч. 2 ст. 9 Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [8]. Так, согласно положениям ст. 16 Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", члены общественных наблюдательных комиссий наделяются следующими полномочиями: в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии без специального разрешения в установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся места принудительного содержания, порядке посещать места принудительного содержания при соблюдении установленных в них правил внутреннего распорядка; в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать и рассматривать предложения, заявления и жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания; в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии и пр.[5].
Безусловно, приведенный перечень субъектов не является исчерпывающим, но в силу разнообразия и важности для осуществления правопорядка в государстве тех полномочий, которыми указанные субъекты наделяются на срок осуществления своих полномочий, очевидно, что совершения правонарушений гражданами, которые могут не являться государ- ственными служащими, но в соответствии с законодательством Российской Федерации временно наделены различного рода властными полномочиями напрямую оказывают влияние на состояние законности в государстве. Тем не менее, каждый гражданин адекватно уровню своего правосознания, правовой культуры, правового мышления в состоянии оказывать содействие в деле укрепления законности в важнейших сферах общественной жизни путем личного исполнения предписаний законов и правовых норм, соответствующего реагирования на правонарушения, совершаемые другими людьми, обращения в компетентные органы государства и к определенным должностным лицам по фактам нарушения законности и т.д.
Список литературы К вопросу об определении круга субъектов законности
- Александров Н.Г. Право и законность в период развернутого строительства коммунизма. М., 1961.
- Витрук Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Конституционная законность и конституционное правосудие / Общая теория государства и права. В 2 т. / под ред. М.Н. Марченко. М., 1998.
- Строгович М.С. Проблемы общей теории права / Избр. тр. М., 1990.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) / Российская газета. 2001. 22 дек.
- Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания"(с изм. и доп., вступ. в силу с 07.06.2017) / Российская газета. 2008. 18 июня.
- Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2018) / Российская газета. 2002. 15 июня.
- Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" / Российская газета. 2004. 25 авг.
- Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.12.2017) / Российская газета. 2014. 23 июля.
- Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2001.