К вопросу об особенностях метастазирования рака молочной железы в орган зрения
Автор: Касьяненко В.Н., Енгибарян М.А., Шатова Ю.С.
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Рубрика: Материалы конференции
Статья в выпуске: S2, 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14055582
IDR: 14055582
Текст статьи К вопросу об особенностях метастазирования рака молочной железы в орган зрения
Рак молочной железы по частоте встречаемости на протяжении многих лет занимает первое место в структуре онкологической заболеваемости у женщин (Давыдов М.И. Аксель Е.М., 2005). Несмотря на достижения в диагностике рака молочной железы, лишь у 30% женщин заболевание выявляется на ранней стадии заболевания. Рак молочной железы в любой стадии является системным заболеванием, сопровождающимся скрытой диссеминацией опухолевых клеток (Волченко А.А. и др., 2006). Наиболее частая локализация гематогенных метастазов при раке молочной железы – кости, легкие и плевра, печень, надпочечники, головной мозг. В последнее время отмечается увеличение частоты метастатического поражения органа зрения, что обусловлено рядом причин: увеличением продолжительности жизни больных, расширением возможностей обследования их в специализированных учреждениях и диагностирования метастатического поражения глаз.
Цель работы – изучить особенности метастазирования рака молочной железы в орбиту и глазное яблоко.
Материал и методы. Материалом исследования послужили данные о 32 пациентках с метастатическим поражением органа зрения, находившихся на лечении в Ростовском научноисследовательском онкологическом институте с 2000 по 2009 г. Всем больным было проведено офтальмологическое обследование, комплексное ультразвуковое обследование.
Результаты. Одновременно с первичной опухолью метастатическое поражение диагностировано у 3 (9,3%) человек. У подавляющего числа больных – 27 (84,4%) – метастазы выявлялись в процессе лечения. После завершения специального противоопухолевого лечения метастатическое поражение выявлено у 2 (6,3%) человек. Случаи появления мета- статической опухоли в орбите как первого проявления онкологического заболевания не наблюдались. Наиболее часто распространенность первичной опухоли соответствовала II стадии – у 20 (64,5%), III и IV стадиям – у 12 (35,5%) пациенток. Метастатическое поражение сосудистой оболочки диагностировано – у 18 (56,2%), метастаз в орбиту – у 12 (37,5%), в кожу век – у 2 (6,3%) пациенток. У 24 (75%) пациенток метастатическое поражение глаз сопровождалось поражением и других органов (лёгкие, печень, кости), что свидетельствует о далеко зашедшем генерализованном онкологическом процессе. Метастатическое поражение любого органа как проявление генерализации подразумевает под собой комплексный подход к лечению. Хирургическое лечение проведено 6 (18,7%) пациенткам. Трем из них, из-за развития вторичной глаукомы с выраженным болевым синдромом, была выполнена энуклеация глаза, одной пациентке с метастазом в орбиту выполнено удаление метастатической опухоли, двум пациенткам иссечена метастатическая опухоль кожи век. Лучевое лечение на область пораженной орбиты проведено 7 (27,1%) пациенткам, СОД 36-40 Гр. Всем пациенткам была проведена многокурсовая полихимиотерапия. Схемы полихимиотерапии подбирались индивидуально с учётом предшествующего лечения, локализации метастазов и общего состояния больных.
Выводы. На основании вышеизложенного становится очевидной необходимость более детального и глубокого изучения вопросов метастатического поражения органа зрения, выявление предрасполагающих факторов и формирование групп риска, т.к. своевременная коррекция противоопухолевого лечения позволяет избежать полной слепоты и потери глаза у пациентов с метастатическим поражением органа зрения.
СИБИРСКИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2009. Приложение № 2