К вопросу об отнесении криптовалюты и операций с ней к объекту налогообложения
Автор: Черухова А. В.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 7 (47), 2020 года.
Бесплатный доступ
Актуальность проблемы отнесения криптовалюты к какому-либо объекту до сих пор является спорным вопросом для России. Более важным вопросом является лишь то, каким образом следует платить налог как с криптовалюты, так и с операций с ней.
Криптовалюта, налоговое право, объект налогообложения
Короткий адрес: https://sciup.org/140288090
IDR: 140288090
Текст научной статьи К вопросу об отнесении криптовалюты и операций с ней к объекту налогообложения
Одной из актуальных проблем наших дней является вопрос налогообложения криптовалюты, о природе которой до сих пор идут дебаты как у юристов, так и у экономистов. Однако, к какой категории бы её не причислили, остаётся только предполагать, каким образом следует платить налог не только с самой криптовалюты, но и с операций с ней.
Рассматривая мировой опыт, следует привести в пример несколько передовых стран, которые уже пришли к консенсусу в вопросе о налогообложении криптовалюты. Так, в Японии, Швеции и Нидерландах криптовалюта является платежным инструментом, и налог при её продаже не взимается. В Сингапуре закрепили правило, касающиеся конвертации криптовалюты, такие операции облагаются НДС, а в Норвегии криптовалюта считается финансовым активом и облагается налогами на имущество и с продаж. В Финляндии, к примеру, налог платится не только при конвертации криптовалюты, в традиционном понимании таких операций, как в Сингапуре – с дохода от курсовой разницы, но и с ее майнинга. А В США закреплено правовое положение только одной криптовалюты – Биткойна, там он считается имуществом, и в связи с этим обсуждается идея, что с полученного от продажи дохода от $600 необходимо будет уплачивать налог. [2]
Для начала, думается, необходимо указать на понятие объекта налогообложения, содержащееся в ч.1 ст.38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), которое заключается в следующем – это реализация товаров, имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. [2] Как мы видим содержание статьи сводится к юридическому факту, с которым связывается возникновение обязанности по уплате налога.
Под имуществом, в свою очередь, в НК РФ понимаются всевозможные виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ). [1] Так, в своем Постановлении, Девятый Арбитражный Апелляционный Суд города
Москвы, впервые разрешил вопрос, связанный со статусом и правовым положением криптовалюты, признав ее имуществом. Также, апелляция отменила определение суда первой инстанции, где говорилось, что криптовалюта не является объектом гражданских прав, находясь при этом вне правового поля на территории Российской Федерации. [3] И, хоть такое мнение суда не закреплено законодательно, следует иметь ввиду, что законодатель может пойдет по такому-же пути.
На сегодняшний момент ключевым можно назвать налог на добавленную стоимость (далее - НДС), который для судьбы криптовалюты является определяющим. Для начала законодателю следует определиться, к каким юридическим фактам относятся транзакции с криптовалютой, однако, в последующем такие операции, думается, необходимо выводить из-под НДС. Так, в Люксембурге на заседании высшей судебной инстанции Европейского союза - Верховного суда, рассматривался вопрос об отнесении криптовалюты Биткоин к объекту НДС. Инициатива такого разбирательства принадлежала налоговой полиции Швеции. Однако, вопрос не являлся чем-то новым для европейских государств. К примеру, операции с криптовалютой Биткоин были освобождены от НДС в таких странах, как: Великобритания, Германия и Испания. При этом, постановление дирекции Евросоюза по налогам и пошлинам разъяснило, что валюта, как средство платежа, является финансовым инструментом, и не является ни товаром, ни услугой, соответственно, не должна облагаться НДС. Такое постановление суда является первым шагом к естественной альтернативе национальным валютам в лице криптовалюты, в частности Биткоина. [4]
Следующим аспектом рассмотрения является налог на доход физических лиц (НДФЛ) в отношении криптовалюты. Безусловно, нельзя отрицать, что при операциях с криптовалютой присутствует экономическая выгода, в процессе майнинга, к примеру. Однако необходимо помнить, что объект налога, как мы уже выяснили -юридический факт. 13 октября 2017 года Министерство финансов Российской Федерации в ответ на частный запрос, уточнило, что физические лица, которые получают вознаграждения от других физических лиц, при совершении операций с криптовалютой, на основе договоров, имеющих гражданско-правовой характер, должны самостоятельно исчислять суммы налога и представлять в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. [5] Возникает вопрос - имеются ли такие договоры, каким образом они оформлены (если есть) и имеем ли мы дело с юридическим фактом, который позволяет предъявить налоговые обязанности? На данном этапе существования криптовалюты, считается обоснованным ответить на поставленные вопросы - «нет», нежели «да».
Далее представляется разумным рассмотреть налог на прибыль. Следует учитывать положительное и отрицательное изменение курсовой разницы, а также тот факт, что доходы, выраженные в иностранной валюте, не подлежат пересчету в рубли , в связи с этим возникает котировка. Таким образом, законодателю следует решить вышеперечисленные несостыковки с природой криптовалюты перед назначением такого вида налогообложения.
В завершении обзора возможного налогообложения криптовалюты, думается возможным отметить, что при закреплении правового положения криптовалюты в Российской Федерации, законодателю следует рассмотреть все возможные последствия такого решения. В частности, ответить на следующие вопросы - каким будет налог на криптовалюту и операции с ней? Будет ли установлен вообще такой налог? Следует ли ввести новый налог, который будет взиматься только цифровой валюты и транзакций с ней?
Последний вопрос, на наш взгляд, является ключевым. При рассмотрении действующих моделей налогообложения, мы приходим к выводу, что при узаконивании криптовалюты необходимо ввести и соответствующий налог на неё, а не подгонять под рамки существующих, осознавая, что таковые были созданы для других целей и не подойдут столь новому и во многих смыслах непонятному институту криптовалюты.
Список литературы К вопросу об отнесении криптовалюты и операций с ней к объекту налогообложения
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая, СЗ РФ от 1998 г., N 31, ст. 3824 "Российская газета" от 6.8.1998 г
- Электронный ресурс URL: http://bitcoinist.com/cryptocurrency-investors-lose-tax-break/ (дата обращения 13.07.20)
- Электронный ресурс, URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/3e155cd1-6bce-478a-bb76-1146d2e61a4a/58af451a-bfa3-4723-ab0d-d149aafecd88/A40-124668-2017_20180515_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf дата обращения 13.07.20)
- Электронный ресурс, URL: https://forklog.com/evropejskij-sud-priznal-bitkoin-valyutoj-i-osvobodil-ego-ot-nds/ (дата обращения 12.07.20)
- Электронный ресурс, URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=QUEST001&n=171788#05440333445457908 (дата обращения 11.07.20) // СПС КонсультантПлюс