К вопросу отношения алкоголизма и семейно-брачных отношений
Автор: Перминова Ю.А.
Журнал: Тюменский медицинский журнал @tmjournal
Статья в выпуске: 2 т.19, 2017 года.
Бесплатный доступ
Отношение семейного фактора и алкоголизма представляет собой континуум мнений различных авторов. С одной стороны, семью относят к факторам, вызывающим и поддерживающим алкоголизм у её члена. С другой стороны, семье отводится одна из основных ролей в профилактике и лечении алкоголизма. Алкоголизм мужа, как основная причина семейных ссор и конфликтов, указывается в большинстве исследований. Также вызывает интерес проблема зависимости устойчивости брака от факта наличия злоупотребления алкоголем одним из его субъектов. Целью настоящего исследования являлась оценка динамики семейных отношений в алкогольных браках. Материал и методы: исследованы репрезентативные группы мужчин, страдавших хроническим алкоголизмом (МБА) в количестве 51 человека и, соответственно, их супруги. В качестве контрольной группы были использованы семьи, где муж (мужчина, не страдающий алкоголизмом - МНБА) и жена не имели признаков алкогольной зависимости (63 семейных пары). Результаты исследования подвергались статистической обработке на базе пакета MS Excel 2007 и STATISTIKA 7.0. Результаты: сравнивая основные показатели устойчивости алкогольных и неалкогольных браков, мы получили традиционные результаты, сопоставимые с данными большинства исследователей. По наличию разводов в анамнезе семьи МБА лидируют в сравнении с семьями МНБА, причём количество разводов в анамнезе у МБА и их жён практически одинаково (19,35% и 22,58% соответственно). Однако нами также обнаружен ряд «нелогичностей» в этой динамике, не вписывающихся в классическую схему, изложенную во вводной части данной работы. Удовлетворительными, или хорошими свои брачные отношения считали 82,26% супругов в «алкогольных» браках, при этом 53,84% из них указали, что браку на момент обследования угрожает развод (в семьях МНБА развод угрожает лишь в 6,45%), а своими брачными отношениями довольны 95,98% респондентов этой группы. Таким образом, поскольку действующая алкогольная семья представляет собой систему, где оба супруга часто имеют аутоагрессивную направленность, динамика развития семейных отношений в таких случаях подразумевает образование «особых» семейных отношений, имеющих как социальный (внешний), так и психологический (внутренний) контекст, что созвучно с мнением других авторов. Подобные отношения служат способом наиболее приемлемого спонтанного реагирования собственной аутоагрессивности. Данный механизм целесообразно признать вариантом «патологической», по своей сути, защиты супругов в алкогольных семьях от осознания и прямой реализации собственной аутоагрессивности.
Алкогольная зависимость, семья, развод
Короткий адрес: https://sciup.org/140220114
IDR: 140220114
Текст научной статьи К вопросу отношения алкоголизма и семейно-брачных отношений
Отношение семейного фактора и алкоголизма представляет собой континуум мнений различных авторов. С одной стороны, семью относят к факторам, вызывающим и поддерживающим алкоголизм у её члена [1-4]. При этом взаимоотношения имеют двухсторонний характер, образуя замкнутый порочный круг: больной алкоголизмом отрицательным образом влияет на функционирование семьи, а нарастающее или изначально имеющееся нарушение семейных отношений приводит к усилению злоупотребления алкоголем патологизированным членом семьи [3, 4]. С другой стороны, семье отводится одна из основных ролей в профилактике и лечении алкоголизма [4-6, 7, 8]. К настоящему времени динамика алкогольной семьи [4, 9] подразумевает закономерное нарастание конфликтности, страданий, «закрытости» семейной системы, накопление психосоматических страданий у членов семьи. Затем, как вариант, желание избавиться от больного алкоголизмом, например, путём развода [9-11].
Говоря о проблемности в семье, алкоголь обращает на себя внимание как фактор, вызывающий выраженную семейную нестабильность, приводящую к ссорам, взаимному непониманию, экономической несостоятельности [9, 10]. Алкоголизм мужа, как основная причина семейных ссор и конфликтов, указывается в большинстве исследований. В каждой десятой семье, имеющей членом больного алкоголизмом, проблема пьянства приводит к острым ситуациям, а в умеренной степени осложняет жизнь почти 2/3 семей [12, 13]. Важнейшей чертой подобных браков называются высокая нервно-психическая нагрузка, напряжение и тревожность [12], лживость и неискренность [4]. Серьезный семейный разлад находят у 100% зависимых от алкоголя лиц, отказывающихся от лечения [5]. При этом больной алкоголизмом активно создает ситуацию постоянного психологического давления, трудного, а порой и безвыходного положения для членов семьи, часто не способных противостоять ему [8, 14, 15].
Так же вызывает интерес проблема зависимости устойчивости брака от факта наличия злоупотребления алкоголем одним из его субъектов. Развод, по мнению M.A. Schukit (1986), «генетически» связан с алкоголизмом. Основной причиной развода алкоголизм указывается в 21,8-80% бракоразводных процессов [12]. Распад семьи лишает алкоголика «опекуна», контролировавшего его, и индивид остается «безоружным» перед влечением к алкоголю [8].
Цель исследования: оценить динамику семейных отношений в алкогольных браках.
Материал и методы.
Исследованы репрезентативные группы мужчин, страдавших хроническим алкоголизмом (МБА) в количестве 51 человека и соответственно их супруги. Средний возраст в группе составил 41,8±4,3 года.
В качестве контрольной группы были использованы семьи, где муж (мужчина, не страдающий алкоголизмом - МНБА) и жена не имели признаков алкогольной зависимости (63 семейных пары).
Средний возраст супругов составлял 20,06±0,25 года. Средний стаж семейной жизни в группах составил 12,1±4,2 года.
Таблица 1
Результаты сравнения семей МБА и семей МНБА по некоторым факторам устойчивости брака, в %
Критерии |
Семьи МБА, n=51 |
Семьи МНБА, n=63 |
P< |
Развод в анамнезе |
19,35 |
22,58 |
0,1 |
Угроза развода |
53,8 |
6,45 |
0,001 |
Считают свои брачные отношения удовлетворительными или хорошими |
82,26 |
95,98 |
0,3 |
Согласно целям работы, был проведён комплекс исследований, включающий клиникотерапевтическое обследование и анкетирование больных алкогольной зависимостью и их супруг, и лиц, составивших контрольные группы. В качестве стимульного материала каждому пациенту и лицам контрольной группы предлагался опросник, направленный на выявление аутоагрессивных паттернов в прошлом и настоящем.
Результаты исследования подвергались статистической обработке на базе пакета MS Excel 2007 и STATISTIKA 7.0.
Результаты и их обсуждение:
Сравнивая основные показатели устойчивости алкогольных и неалкогольных браков, мы получили весьма традиционные результаты, сопоставимые с данными большинства исследователей, что в сокращенном варианте отражено в таблице 1.
По наличию разводов в анамнезе семьи мужчин, страдавших хроническим алкоголизмом лидируют в сравнении с семьями МНБА, причём количество разводов в анамнезе у МБА и их жён практически одинаково (19,35% и 22,58% соответственно). Ведущей причиной развода жены мужчины, страдавшего хроническим алкоголизмом, указали в 66,6% случаев алкогольные проблемы у бывшего мужа, в 33,4% – другие причины; МБА в 42,85% разводов указали причиной собственное «увлечение» алкоголем, в остальных – иные причины (несходство характеров, неверность супруги и т.д.). Однако нами также обнаружен ряд «нелогичностей» в этой динамике, не вписывающихся в классическую схему, изложенную во вводной части данной работы. Крайне любопытным является тот факт, что удовлетворительными или хорошими свои брачные отношения считают 82,26% супругов в «алкогольных» браках (90,3%
МБА и 74,2% жен мужчин, страдавших хроническим алкоголизмом), при этом 53,84% из них считают, что браку на момент обследования угрожает развод (в семьях МНБА развод угрожает лишь в 6,45%; p<0,001), а своими брачными отношениями довольны 95,98% респондентов этой группы.
Более того, данная «подвешенная» ситуация сохраняется в семьях мужчин, страдавших хроническим алкоголизмом, уже не один год, то есть развод преимущественно лишь декларируется, чаще в манипуляционно-шантажных целях по отношению к мужу.
Необходимо подчеркнуть одну особенность разводов в семьях мужчин, страдавших хроническим алкоголизмом. Они происходили в возрасте около 25,85 ± 0,096, при этом средний возраст вступления в первый брак в группе составил 22,13 ± 0,39, то есть продолжительность брака была мала. Текущие браки имели среднюю продолжительность 13,9 ± 0,64 лет, при этом «угроза» развода во многих семьях существует по 5-15 лет, не приводя к фактическому распаду семьи.
Таким образом, поскольку действующая алкогольная семья представляет собой систему, где оба супруга часто имеют аутоагрессивную направленность, динамика развития семейных отношений в таких случаях подразумевает образование «особых» семейных отношений, имеющих как социальный (внешний), так и психологический (внутренний) контекст, что созвучно с мнением других авторов [3, 10, 11, 13]. Образующийся семейный гомеостаз является до определенной степени удовлетворяющим обоих супругов, несмотря на нередко декларируемое недовольство подобными отношениями в семье. Подобные отношения служат способом наиболее приемлемого спонтанного реагирования собственной аутоагрессивности. При этом отсутствует осознанное переживание какой-либо ответственности за собственное самодеструк-тивное поведение с нередким делегированием таковой другому супругу.
Список литературы К вопросу отношения алкоголизма и семейно-брачных отношений
- Сомкина О.Ю., Меринов А.В. Современные представления о женском алкоголизме (обзор литературы)//Наука молодых (Eruditio Juvenium). -2014. -№ 4. -С. 128-135.
- Сомкина О.Ю., Меринов А.В., Байкова М.А., Лукашук А.В., Цуканова И.С. Аутоагрессивная и личностно-психологическая характеристика женщин, страдающих алкогольной зависимостью//Медицинская наука и образование Урала. -2016. -Том 17, № 1 (85). -С. 112-116.
- Меринов А.В. Суицидологическая, экспериментально-психологическая и наркологическая характеристика супругов из браков мужчин, страдающих алкогольной зависимостью, с вторично открытой семейной системой//Суицидология. -2014. -Том 5, № 4. -С. 43-51.
- Москаленко В.Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления//Лекции по наркологии под ред. Н.Н. Иванца. -М.: «Нолидж», 2000. -С. 365-405.
- Меринов А.В. Аутоагрессивные аспекты супружества в семьях больных хроническим алкоголизмом: Автореф. дис.. канд. мед. наук. -Москва, 2001. -21 с.
- Меринов А.В., Шустов Д.И., Федотов И.А. Современные взгляды на феномен созависимого поведения при алкогольной зависимости (обзор литературных данных)//Российский медико -биологический вестник. -2011. -№ 3. -С. 136-141.
- Романюк В.Я. Профилактический аспект реабилитации больных алкоголизмом//Вестник гипнологии и психотерапии. -1993. -№ 1 (4). -С. 83-86.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: «Питер», 1999. -656 с.
- Kaufman E. The family of the alcoholic patient//Psychosomatics. -1986. -Vol. 27, № 5. -P. 347-360.
- Меринов А.В. Типология семей мужчин, страдающих алкогольной зависимостью, с позиций наркологической и суицидологической практик//Тюменский медицинский журнал. -2013. -Том 15, № 1. -С. 15-18.
- Меринов А.В., Меринов Н.Л., Юрченко А.И., Лукашук А.В., Сомкина О.Ю., Байкова М.А. Суицидологическая, личностно-психологическая и наркологическая характеристики супругов из браков мужчин, страдающих алкогольной зависимостью, с первично закрытой семейной системой//Суицидология. -2015. -Том 6, № 1 (18). -С. 24-32.
- Голофаст В.Б. Тенденции развития советской семьи (на примере семей рабочих Ленинграда)//Рождаемость: известное и неизвестное. -М.: «Финансы и статистика», 1983. -С. 100-109.
- Меринов А.В., Шитов Е.А., Лукашук А.В., Сомки-на О.Ю., Байкова М.А., Филиппова М.Д., Меринов Н.Л., Юрченко А.И. Супруги мужчин, страдающих алкогольной зависимостью, имеющие в анамнезе суицидальную попытку: их расширенная клиникосуицидологическая и психологическая характеристики//Суицидология. -2015. -Том 6, № 3 (20). -С. 49-54.
- Liepman M., Nirenberg T.D., Begin A.M. Evaluation of a program designed to help family and significant others to motivate resistant alcoholics into recovery//Amer. Drug. Alcohol Abuse. -1989. -Vol. 15, № 2. -P. 209-221.
- Schuckit M.A. Primary men alcoholics with histories of suicide attempts//J. Stud. Alcohol. -1986. -Vol. 47, № 1. -P. 78-81.
- Golofast V.B. Tendencii razvitija sovetskoj sem'i (na primere semej rabochih Leningrada)//Rozhdaemost': izvestnoe i neizvestnoe. -M.: «Finansy i statistika», 1983. -S. 100-109. (In Russ)
- Merinov A.V., Shitov E.A., Lukashuk A.V., Somkina O.Y., Baykova M.A., Filippova M.D., Merinov N.L., Yurchenko A.I. Spouses of men with alcohol dependence who have a history of suicidal attempt: their advanced clinical suicidological and psychological characteristics//Suicidology. -2015. -Vol. 6, № 3 (20). -P. 49-54. (In Russ)
- Liepman M., Nirenberg T.D., Begin A.M. Evaluation of a program designed to help family and significant others to motivate resistant alcoholics into recovery//Amer. Drug. Alcohol Abuse. -1989. -Vol. 15, № 2. -P. 209-221.
- Schuckit M.A. Primary men alcoholics with histories of suicide attempts//J. Stud. Alcohol. -1986. -Vol. 47, № 1. -P. 78-81.