К вопросу политизации этнической идентичности казачества Кабардино-Балкарии в конце ХХ - начала XXI вв.
Автор: Шаожева Н.А.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 6-2 (25), 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются процессы, касающиеся политизации этнической идентичности казачества Кабардино-Балкарской Республики, обусловленные общероссийскими социально-политическими и экономическими процессами. Исследован ряд факторов объективного и субъективного характера, способствующий современному процессу возрождения казачества Кабардино-Балкарской Республики. Определена специфика этнополитической идентичности казачества на современном этапе
Кабардино-балкария, политизация, казачество, этническая идентичность
Короткий адрес: https://sciup.org/140120574
IDR: 140120574
Текст научной статьи К вопросу политизации этнической идентичности казачества Кабардино-Балкарии в конце ХХ - начала XXI вв.
Политизация этнической идентичности как проблема.
90-е годы прошлого столетия оказались тем периодом, который ознаменовался глубокой трансформацией общественно-политической и социокультурной жизни России. И все эти изменения, зачастую носящие негативный характер, не могли не отразиться на различных моделях идентичности, в том числе этнической, определяя ключевой их вектор развития – политизацию. В этой связи, проводимые в России реформы вызвали активизацию этносоциальных и этнополитических процессов.
Анализ социально-политической ситуации показывает, что вековая практика некорректной национальной политики по отношению к народам Северного Кавказа, авторитарное управление регионом без какого бы то ни было учета специфики национальной ментальности, образа жизни и исторических традиций, живущих здесь народов, видоизменили их статус [5].
Именно поэтому, в результате такой политики появились многочисленные очаги современных конфликтов и межэтнического напряжения. В сущности, на сегодняшний день некоторые народы Северного Кавказа продолжают жить в зоне определенной конфликтности, и речь может идти лишь о том, переходят ли они из латентной фазы в открытую [10].
Некоторая напряженность в межнациональных отношениях в КБР стала постоянно действующим фактором с конца 80-х годов прошлого века. С самого начала своей латентной фазы эти тенденции развивались как депривационные [3, с. 82]: для русскоязычного населения это был вопрос экономической компенсации за разрушительные годы горбачёвской перестройки; кабардинцы, помимо проблем материального благосостояния, были активизированы идеями этнокультурного характера; балкарцы и казачество находились в ожидании полноценной комплексной реабилитации их как репрессированных народов. И в этой части – базовой в формировании конфликтных настроений – каждая сторона была вполне самостоятельна и консолидирована [8, с. 93].
Главной причиной возникновения нежелательных социальнополитических идеологических тенденций в современном информационном пространстве Северного Кавказа явилось обретение государственности и высокого уровня суверенности народами региона, которое реализовано деюре, а этническое же самосознание народов Северного Кавказа осталось не адаптированным к новому статусу [1].
И на сегодняшний день государство не в состоянии полностью купировать эволюцию зон межэтнической напряженности и межэтнического недоверия. Речь может идти лишь о поддержании статуса-кво, а в определенных моментах – о консервации ситуации.
Сегодня процессы политизации этнической идентичности в условиях трансформации российского общества в контексте политологического знания представляются тем полем исследования, где могут быть выявлены основные черты, глубинные механизмы и факторы ее эволюции. В этой связи большой интерес представляют работы Л.М. Дробижевой, Н.В. Лебедевой, А. Андреева, В. Тишкова, Н.Г. Орловой и др [4].
Социальные, политические и социокультурные факторы политизации этнической идентичности отражены в работах зарубежных исследователей: Э. Гидденса, Дж. Ротшильда. Э.Эриксона и др. [11].
Цель статьи заключается в раскрытии механизмов политизации этнической идентичности, которая выступает в качестве фактора мобилизации казачества КБР в условиях трансформации регионального общества.
Предпосылки
Как известно, государство всегда выступает в качестве организующего центра, а разрушение единой вертикали власти привело к появлению дихотомии – кавказские народы (в частности - кабардинцы, балкарцы) и русские (казачество). Именно эта модель организации русского общества и была подорвана так называемыми демократическими реформами. В условиях трансформации социальных, экономических и политических отношений в обществе, при выраженных кризисных экономических явлениях, которые не могли не отразиться на рынке труда в целом и на трудовых отношениях в частности [9, с. 101], не было возможности для самоорганизации русского (казачьего) населения; оно просто оказалось совершенно не приспособленным к рыночным условиям (из 1500 сельскохозяйственных предприятий Прохладненского и Майского районов (1990 г.) сегодня работают только 300). Но был сохранен механизм социальной организации кабардинцев и балкарцев, занятых преимущественно в традиционном аграрном секторе экономики.
Поэтому политизация этнической идентичности казачества во многом и была обусловлена не только политическими, социальными и духовными и процессами и потребностями, но, несомненно, и экономическими, проявляющимися в идее восстановления принципов и традиций казаков не только в качестве военно-служилого сословия, но и восстановления традиционных методов ведения хозяйства. В этой связи, этнические концепты политической социализации определенным образом повлияли на политические и социальные ориентиры казачества, их симпатии и антипатии, сформировав на этой основе образы «своих-чужих» и превратив этничность в локальный политический ресурс. И такое положение дел подспудно педалировалось органами государственной власти, которые хотели, чтобы возрождение казачества в целом имело бы место именно в виде сословия, а не этнической группы, заводя тем самым движение по его возрождению в тупик.
Важнейшей предпосылкой политизации этнической идентичности казачества Кабардино-Балкарской Республики является кризис этничности и потеря социально-статусных позиций. В этой связи она может быть выявлена, во-первых, как совокупность политических принципов, служащих законодательным основанием при ответе на вопрос – «мы-кто?». Во-вторых, формирование определенных представлений об этнической и сословной уникальности казачества в рамках российского государства, ибо казачество нельзя рассматривать в контексте чисто этнического, так как к началу ХХ века оно представляло собой именно военно-служилое сословие, что и нашло отражение в его дальнейшей политической платформе. В – третьих, в совокупности представлений об историческом прошлом, осознании не только значимости казачества для республики, но и для государства в целом.
Факторы
Современному процессу возрождения казачества КабардиноБалкарской Республике способствовал ряд факторов объективного и субъективного характера . Объективными трендами развития процесса по возрождению казачества явилась необходимость заполнения идеологических лакун; непростое социальное и экономическое положение казачества, в этой связи, порождение стремления его занять более заметную позицию в республике, что в обострившейся конфликтогенной обстановке на Северном Кавказе было чрезвычайно затруднительно.
Субъективными трендами современного процесса казачьего движения явилось, с одной стороны, стремление властных структур Центра, используя особенности традиционной культуры и образа жизни казачества, контролировать политическую жизнь регионов России. С другой стороны, казачество Северного Кавказа тоже пыталось создать устойчивую общественно-политическую организацию, способную противостоять катализации регионального общества тем самым восстановить и защитить свои интересы, возродить культуру и традиции, так как в провозглашенной Декларации о государственном суверенитете, принятой 31.01.1991 года Верховным Советом Кабардино-Балкарской Республики ее «субъектами стали только кабардинцы и балкарцы, казаки же были проигнорированы. Кроме того, неоднократные обращения в Верховный Совет о признании казачества одним из субъектов Кабардино-Балкарии не нашли поддержки» [7, л. 5].
В этой связи, проявляясь на индивидуальном и групповом уровнях этнополитическая идентичность казачества КБР на современном этапе находит свое выражение в различного рода институциональных моделях. И в постперестроечный период возникает такая необходимость формирования именно институциональной этнической идентичности, иными словами - это политизированная модель взаимодействия с политическими, социальными, экономическими институтами.
Специфика
Этнополитическая идентичность казачества Кабардино-Балкарии на современном этапе анализируется с точки зрения определения его политикоправового статуса (титульный и репрессированный народ). И в конце 80-х -начале 90-х годов ХХ века, по мере развития общественных движений в республике в целом казачье движение изначально предполагало, прежде всего, возрождение казачьей этничности, проявляющееся в признании казачества как репрессированного народа, определение дальнейших векторов политической деятельности, возрождение и развитие традиций и культуры [2]. Кроме того, выдвигалось требование создания казачьих представительств в высших органах власти республики, совмещение административногосударственных и этнических границ в местах исторического проживания казаков, восстановление казачьего автономного округа, установление режима землепользования на основе исторических традиций казачьего землевладения и землепользования» [6].
Выводы
Таким образом, распад Советского Союза, породивший системный кризис и приведший к центробежным тенденциям в России, обозначил появление кардинально новой модели этнической идентичности казачества, выразившейся в стремительном росте этнического и национального самосознания (политизация), который представлял собой реакцию на проводимую советскими органами власти национальную политику, в результате которой была предпринята попытка нивелирования национальных различий. Рост этнического и национального самосознания казачества, выразившийся в синтезе политической идентичности предшествующей и современной эпох, привел к большей политизации всей общественной и политической жизни, связанной со сложными модернизационными тенденциями.
Следует отметить, что и сегодня большое влияние на статус русского (казачьего) населения Кабардино-Балкарской Республики оказывает та же невнятная национальная политика, проводимая федеральным Центром в северокавказском регионе.
Поэтому изучение современного этапа развития этнополитической идентичности казачества Кабардино-Балкарии дает возможность очертить наиболее значимые проблемы, касающиеся не только политического, социального, экономического, этнокультурного статуса, но и его взаимодействия с органами государственной власти через осмысление предшествующего опыта и формирование на этой основе политической и правовой базы казачьего движения республики в целом.
Список литературы К вопросу политизации этнической идентичности казачества Кабардино-Балкарии в конце ХХ - начала XXI вв.
- Блиев М.М. О некоторых проблемах присоединения народов Кавказа к России//Северная Осетия. 1992. №, 173, 174.
- Декларация казачества России от 30 ноября 1990 года. -Режим доступа: old.nasledie.ru/-дата обращения 25 июня 2015; ЦГА КБР, Ф Р -1186, оп. 3, ед. хр. 154, л. 1-6.
- Дмитриев А. Конфликтология. -М.: Гардарики, 2000.
- Дробижева Л. М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. / Л.М. Дробижева. - М.: Новый хронограф, 2013. - 336 с.; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России/В.А. Тишков. - М.: Русский мир, 1997. - 532 с.; Лебедева, Н.В. Новая Русская Диаспора: Социально-психологический анализ. М, 1997; Орлова Н.Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998. - С. 248-267; Андреев А. «Этническая» революция: причины и следствия/ А. Андреев // Москва. - 2002. - № 4. - С. 126 - 138.
- Патиев Я. Хроника истории ингушского народа с древнейших времен до наших дней. -Махачкала: Издательство «Лотос», 2007. -384 с.
- Там же. ЦГА КБР, Ф Р-1186, оп.3, ед.хр. 41.
- ЦГА КБР, Ф Р-1186, оп.1, ед.хр. 58.
- Тхагазитов Ю.М., Шаожева Н.А. К проблеме прогнозирования межэтнических конфликтов на Северном Кавказе//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. -2014. -№ 10-1. -С. 92-96.
- Шаожева Н.А. Региональные особенности женской занятости и безработицы В Кабардино-Балкарии на современном этапе/Н.А. Шаожева//Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. -2010. -№ 4. -С. 101-104.
- интеллектуалы и политика на Северном Кавказе в ХХ веке. -М.: Новое литературное обозрение, 2006.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис/пер. с англ. -М., 1996. Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. -М.: Весь мир, 2004. Rothschild J. Ethnopolities: A conceptual framework. New York: Columbia University Press, 1981.