К вопросу распространения и экологии горной куропатки Alectoris chukar в Армении
Автор: К.П. Мальчевская
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 2563 т.34, 2025 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140312314
IDR: 140312314
Текст статьи К вопросу распространения и экологии горной куропатки Alectoris chukar в Армении
Второе издание. Первая публикация в 194 4*
Горная куропатка, или кеклик Alectoris chukar caucasica Suschkin, 192 7†, по-местному – горная курочка, или какав, обыкновенна в Армении. Эта типично горная птица распространена здесь повсюду и главным образом в южных безлесных районах Армении – предгорьях долины реки Аракс.
Горная куропатка, являясь характерной птицей голой каменистой пересечённой местности Армении, всегда избирает для своего обитания сухие скалы полупустынного типа с россыпями камней, редко поросшие горной растительностью. Расселины и трещины гор, местами совершенно обнажённые кручи ущелий и каменистые осыпи – излюбленные места обитания горных куропаток. Горная куропатка не только избегает леса, но и никогда не встречается в нём, места же обитания её часто подходят к лесной границе. Так. например, они водятся в ущелье Амперт в Аштараке, в небольшом же лесочке, довольно редком и невысоком, расположенном над этим ущельем, куропаток нет.
В Армении горную куропатку можно встретить на высоте от 1000 до 2500 м над уровнем моря.
В северных районах Армении (Севанском, Степанаванском, Кирова-канском и др.) горные куропатки встречаются в незначительном количестве. В южных, равнинных районах Армении (Вагаршапатском, Зан-гибасарском, в большой мере Октемберянском и Камарлинском районах) куропаток почти нет. Так, в Октемберянском районе они встречаются лишь в горной местности, расположенной вдоль турецкой границы по реке Аракс у селений Каракала, Шаварут и др., а в Камарлинском районе – в возвышенных окрестностях селения Двин.
Горные куропатки, обитающие в верхнем поясе гор Армении, поздней осенью, когда в горах выпадает снег и наступают морозные дни, переселяются несколько ниже, к подножию гор. Никогда, даже в самые суровые зимы они не спускаются в степи и даже горные долины. Горные куропатки, обитающие в нижнем поясе гор, не кочуют и ведут оседлый образ жизни. Они неохотно покидают раз избранное ими ущелье и совершают лишь небольшие переходы в соседние ущелья, главным обра- зом в целях отыскания новых кормовых угодий. Обитая в горных ущельях, скалистые склоны которых слабо покрыты растительностью, куропатки приспособились к питанию семенами ксерофитных трав: полынью, разными астрагалами и другими горными травами.
Зимой для добывания корма горным куропаткам приходится разрывать снег, порой очень глубокий, из-под которого они извлекают семена растений. Весной используются также молодые побеги и почки низкорослых горных кустарников.
Летом в предгорьях Армении горные куропатки встречаются обычно стайками до 20 голов, которые состоят из пары родителей и 10-15 молодых куропаток. В тех случаях, когда родители выводка по каким-либо причинам погибают, заботу о молодых берёт на себя другая пара куропаток, и осиротевшие птенцы примыкают к выводку последних. В таких случаях летом и осенью можно встречать табунки горных куропаток приблизительно в 30 голов.
Зимой несколько выводков куропаток сбиваются в стаи до 200-300 штук и ведут кочевой образ жизни. В это время года они, в зависимости от местности и условий кормления, кочуют в пределах 10-15 км.
С наступлением периода спаривания ранней весной горные куропатки встречаются только парами или поодиночке.
В Армении гнездовой период у горных куропаток относится ко второй половине апреля. Гнёзда они устраивают обыкновенно или под навесом камня, или в расселине скалы, или просто среди камней, выстилая их травой и пёрышками. Свои гнёзда куропатки часто устраивают где-либо у подножья скалы или на её выступе так, что они бывают очень легко доступны для врагов этой птицы. Самка горной куропатки откладывает от 12 до 16 яиц величиной с грецкий орех.
Окраска яйца грязно-белая, на фоне которой расположены коричневые точки. Наблюдения, произведённые в Аштаракском районе, и подсчёт яичных скорлупок в выведенном гнезде показали, что горные куропатки откладывают как правило 14-16 яиц. В мае у куропаток вылупляются птенцы.
Летом в полуденный зной горные куропатки отдыхают в тени где-нибудь близ воды, избирая для этого навесы скал, пещеры, ниши. Утром и вечером горные куропатки кормятся в ближайших ущельях, а на ночлег располагаются на выступах скал или на отдельно стоящих камнях россыпей, среди каменистых осыпей и скалистых круч. В зимнюю пору они ночуют в трещинах и расселинах скал, в пещерах, под навесами камней.
Главным врагом горных куропаток является человек.
Большой вред горным куропаткам приносит лиса, истребляющая молодых куропаток главным образом летом, каменная куница-белодушка и орёл-беркут. Яйца куропаток в большом количестве уничтожают лисы и каменные куницы. Но больше всего гибнет горных куропаток в снежные зимы. Особенно опасным для жизни горных куропаток является первый продолжительный и нетающий снег. В такие зимы, когда температура воздуха и земли опускается ниже 0º, а снегопад всё ещё продолжается, горные куропатки, вылетевшие на места кормёжек, садясь на рыхлый и мягкий снег, погружаются в него. В таком состоянии их часто ловят просто руками или при помощи сетей. В особенности страдают те стаи, которые обитают вблизи населённых пунктов.
В этом отношении очень показательной является зима 1941/42 года, резко отличающаяся от предыдущих зим высотой снегового покрова и значительной суровостью, мало характерной для Армении. Именно в эту зиму наблюдалось почти полное исчезновение горных куропаток в Армении.
Данные Гидрометслужбы Армянской ССР по ряду метеостанций говорят о том, что 20-21 ноября 1941 во многих районах Армении выпал первый глубокий снег. В это же самое время температура воздуха пала ниже 0°. Такое сочетание отрицательной температуры воздуха с максимальным количеством выпавших осадков явилось в высшей степени пагубным климатическим фактором для жизни горных куропаток.
В тех местах Армении, где ранее всегда водилось много горных куропаток, в этот год наблюдалось резкое падение численности последних. Так, например, в горах, на полях и по ущельям реки Зангу в Ко-тайкском районе всегда можно было встречать много горных куропаток. В окрестностях села Еранос вследствие сильного снегопада и морозов зимой 1941/42 года охотники за 13 дней охоты заметили всего лишь 6 куропаток. В изобилующих куропатками местах Микоянского района, в окрестностях селений Арпа и Шатин, там, где в предыдущие годы в один отстрел убивали по 25 штук в день, в октябре 1942 года встретилось лишь 6-7 куропаток.
В Мегринском районе, по словам местных охотников, стрельба по стае в охотничий сезон предыдущих лет давала 6-7 куропаток на один выстрел. В ноябре же 1942 года за три дня охоты один охотник взял всего лишь двух куропаток. Таким образом, во всех районах Армении, где ранее водились горные куропатки, в течение зимы 1941/42 года они почти полностью исчезли. Следует отметить, что в Армении несколько лет тому назад снежная и суровая зима резко сократила численность куропаток в Талинском, Микоянском, Вединском и других районах. Эти районы, в последние годы всё же считавшиеся относительно богатыми горными куропатками, в зиму 1941/42 года вновь сильно пострадали.
Отсюда следует, что для жизни горных куропаток играют весьма отрицательную роль снежные зимы, резко сокращающие их численность (в особенности первый продолжительный и нетающий снег). Необходимо поэтому в интересах сохранения куропаток выработать меры охраны и защиты в такой критический для их жизни период времени и тем спасти их от массового истребления.
Коснёмся теперь опыта разведения горных куропаток в Ереванском зоопарке.
Ещё зимой 1941 года наш Зоопарк приобрёл 3 горных куропаток, доставленных из Котайкского района (Гарни), и несколько штук – из Микоянского района. Эти куропатки были предназначены для отправки в Крым в обмен на крымских фазанов.
Птицы были помещены в особый вольер, где они содержались вместе с двумя зайцами. Вольер имел в длину 11.4 м, в ширину 4.7 м, в вышину передней стенки – 3 м, задней – 1 м. Вследствие неудачного выбора площадки для строительства этого вольера он оказался очень тенистым. Солнечные лучи никогда не падают на нагромождённые камни и искусственную осыпь в вольере. Столь неудачные условия существования для куропаток способствовали развитию у последних туберкулёза, которым они, по всей вероятности, заразились от местных кур, также содержавшихся в Зоопарке.
Горных куропаток мы кормили два раза в день. В осенне-зимний период рацион их состоял из хлеба – 25 г, пшеницы – 25 г и овощей – 50 г. В весенне-летнее время года они получали: хлеба – 25 г, пшеницы – 25 г, ячменя – 10 г; трава им предоставлялась вволю. Ранней весной они получали в небольшом количестве зелёные ростки ячменя. В июне этого года их кормили вместо пшеницы дроблёной кукурузой.
Как правило, наши куропатки или сидели на нагромождённых в вольере камнях, или перебегали с места на место со слегка вытянутой вперёд головой, ловко подымаясь по камням осыпи. В непогоду они почти всегда сидели нахохлившись. Сидя на камнях или бегая по вольеру, они нередко перекликались, издавая отрывочные частые звуки. Ранней весной этого и прошлого годов наблюдались драки между самцами. Был даже случай, когда (15 февраля 1942) один самец был насмерть забит.
В прошлом году 26 июня было снесено одно яйцо, обнаруженное посреди вольера в разбитом состоянии.
С июня 1942 года начался падёж среди наших куропаток. Произведённым консультативно-диагностическим отделом Армянского научно- исследовательского ветеринарного института вскрытием у горных куропаток был установлен туберкулёз. Ниже мы приводим хронологию падежа этих куропаток: 18 июня пала первая куропатка; 21 июня пала вторая куропатка (обнаружено у неё также много ленточных глистов); 24 июля пала третья куропатка; 7 августа пала одна куропатка; вторая куропатка, страдавшая, помимо туберкулёза, рахитом, пала несколько позже тоже 7 августа; 19 октября ночью пала куропатка; 1 ноября забита очень истощённая куропатка; 2 ноября пала куропатка; 15 ноября произведена туберкулинизация всех куропаток (21 шт.) и кур Зоопарка; 17 ноября забито 10 горных куропаток, давших положительную реакцию на туберкулёз.
Несмотря на то, что все куропатки, давшие положительную реакцию на туберкулёз, были забиты и в вольере после убоя была произведена дезинфекция, а также были приняты меры предосторожности по невне-сению инфекции в вольер, уже 15 февраля 1943 у забитого куропатками самца горной куропатки, помимо травматических повреждений черепа, вскрытием был обнаружен туберкулёз. 26 марта у придавленной камнем горной куропатки, помимо асфиксии, установлен туберкулёз. 20 апреля пала куропатк а* .
При вскрытии трупов павших и забитых горных куропаток были обнаружены следующие патологоанатомические изменения.
Трупы, как правило, истощённые. Мускулатура, паренхиматозные органы и все слизистые оболочки анемичны. Во всех случаях находили поражение печени и селезёнки узелкового характера, а в некоторых случаях — и поражение кишечника с серозным покровом.
Печень всегда более или менее увеличена, часто ломкая, бледно-коричневого цвета. Обычно как на поверхности, так и в глубине органа находили рассеянные то в одиночку, то группами, иногда слившиеся между собой узелки величиной от булавочной головки до размера горошины. Независимо от величины узелки были то мягкой консистенции, состоящие из сероватой сметанообразной массы, то плотной, состоящие из желтоватой творожистой, легко крошащейся массы. Многие узелки подвергнуты обызвествлению. Селезёнка во всех случаях слегка увеличена и имела узелки аналогичные тем, которые мы находили в печени.
Лимфатические узлы увеличены, в одних случаях равномерно набухшие, серо-красноватые, в других — превращены в творожистую крошащуюся массу.
Кишечник всегда выделялся своей бледностью, а в некоторых случаях на стенках его со стороны серозной оболочки имелись узелки величиной от булавочной головки до крупного гороха, при этом многие висели на ножках. Местами узелки срослись между собой и своим видом напоминали цветную капусту. Узелки то мягкой, то плотной консистенции с творожистым содержимым, многие обызвествлены. В двух случаях на слизистой оболочке тонкого отдела кишечника, кроме описанного изменения, наблюдались небольшие круглые язвочки с плотными краями и дном, покрытым творожистой массой. Описанные изменения, установленные при вскрытии трупов, вместе с прижизненной положительной реакцией на туберкулёз дают нам право утверждать, что во всех случаях мы имели заражение туберкулёзного характера.
Изложенный факт заражения и падежа горных куропаток является результатом несоответствующих условий их содержания в неволе, лишённых в вольере солнечных лучей. В природных условиях случаи заражения куропаток туберкулёзом неизвестны.