К вопросу стратегии сохранения генофонда растений в интродукционном эксперименте

Автор: Шевченко Г.Т., Кожевников В.И., Щепина Е.И., Гердт Е.А.

Журнал: Hortus Botanicus @hortbot

Рубрика: Материалы конференции "Стратегия ботанических садов России в начале третьего тысячелетия"

Статья в выпуске: 1, 2001 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14748363

IDR: 14748363

Текст краткого сообщения К вопросу стратегии сохранения генофонда растений в интродукционном эксперименте

С самых первых лет работы сада подбор растений намечался с максимальным использованием аборигенной флоры. При интродукции растений из других эколого-географических областей основное внимание уделялось изучению их адаптационных возможностей при переселении в экстремальные условия существования, выявлению наиболее перспективных мест интродукции в Якутии. Дифференциация интродуцированных видов позволила выделить три группы растений, из которых наиболее перспективными являются представители Сибири, Дальнего Востока и Восточной Азии. К менее перспективным относятся виды из Средней Азии, Европы и Северной Америки.

Результаты интродукционных исследований дали возможность выявить технические (73 вида), лекарственные (89 видов), кормовые (71 вид), пищевые (50 видов) и декоративные (292 вида) растения, которые могут найти практическое применение в народном хозяйстве республики.

К ВОПРОСУ СТРАТЕГИИ СОХРАНЕНИЯ ГЕНОФОНДА РАСТЕНИЙ

В ИНТРОДУКЦИОННОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ

Шевченко Г. Т., Кожевников В. И., Щепина Е. И., Гердт Е. А.i

Как известно, в результате активной деятельности по сохранению генетического фонда растений, сформулированы научные принципы сохранения редких растений и определены два основных метода: in situ и ex situ. Причем последний подразумевает объединение двух способов: сохранение живых растений в коллекциях и экспозициях и сохранение их консервированных зачатков – семян, меристем и т. п. Тем не менее, проблема, как методов сохранения, так и уровней сохранения генофонда остается весьма актуальной [Мамаев, 1995; Агаев, 1999].

Современная интродукционная инфраструктура, пронизывающая всю территорию страны, сформировала региональный подход, способствующий поддержанию всей макропопуляции вида за счет сохранения его в различных частях ареала. И ныне при введении в культуру видов из местных флор их преобразование по сути дела происходит внутри их ареалов, хотя и в новых условиях.

На современном этапе работ по интродукции редких и исчезающих видов растений важным является анализ состояния коллекций и экспозиций с различных точек зрения и, прежде всего их устойчивости, перспективности интродукции, выявления высокоустойчивых растений в данном физико-географическом регионе. В Ставропольском ботаническом саду экспериментально проработана методика воссоздания нарушенных травяных и древесных фитоценозов, обеспечивающая необычные экотопические условия, в которых редкие растения наиболее успешно приживаются и формируют устойчивые с высоким уровнем жизненности интродукционные популяции [Скрипчинский, 1981, 1984; Шевченко, 1984, 1997].

STRATEGY OF BOTANICAL GARDENS IN RUSSIA AT THE BEGINNING OF THE MILLENNIUM

Проанализированы интродукционные и стихийно сформировавшиеся популяции 13 видов растений, представляющих раритеты различных категорий: Anemone blanda Schott. et Kotschy, Campanula persicifolia L., Colchicum speciosum Stev., Crocus speciosus Bieb., Cyclamen coum Mill. subsp.caucasicum (C.Koch) O.Schwarz, Daphne pontica L., Doronicum orientale Hoffm., Euphorbia aristata Schmalh., Galanthus caucasicus (Baker) Grossh., Gymnadenia conopsea (L.) R.Br., Helleborus caucasicus A. Br., Platantera bifolia (L.) Rich., P. chloranta (Cust.) Reichenb. Возраст этих популяций от 15 до 36 лет.

Исходные группы живых растений генеративного возрастного состояния были первоначально высажены в различные искусственные эколого-фитоценотические сообщества, за исключением Campanula persicifolia, Daphne pontica и Орхидные. Последние спонтанно размножаются и, поселяясь в нетипичных для них искусственно воссозданных сообществах, стихийно образуют длительно существующие с высоким уровнем жизненности популяции. В длительной культуре, на традиционном для ботанических садов грядковом агрофоне образцы этих же редких видов, перенесенные из природных местообитаний живыми растениями или семенами, неустойчивы и быстро выпадают.

Cyclamen coum ssp. сaucasicum , Doronicum orientale, Galanthus caucasicus, Helleborus caucasicus небольшими популяциями группами живых растений были высажены в нетипичные для них эколого-фитоценотические сообщества. В структурном отношении в этих сообществах сочетания растений многоярусные, многокомпонентные, с выделением одного или нескольких ярусов древесных растений, подлеска, травяного яруса. Исходные группы данных видов прочно вошли в фитобиоту, экспансивно распространяясь в радиусе 19—32 м. В другом типе воссозданных сообществ с верхним древесным или кустарниковым ярусом и нижним травяным устойчиво размножаются Anemone blanda, Colchicum speciosum . В одноярусных сочетаниях растений с одно-, двух- и многокомпонентными группами травянистых растений надежно сохраняются популяции Campanula persicifolia, Crocus speciosus, Euphorbia aristata, Gymnadenia conopsea .

Таким образом, интродуцированные или стихийно сформировавшиеся популяции, существуя в форме системы флуктуирующих во времени и пространстве групп растений, являются долгоживущими, сохраняют высокую степень стабильности и адаптированности к окружающим условиям. Приведенные факты отражают общие закономерности по сохранению биоразнообразия [Юрцев, 1991]. Они основываются на двух основных подходах к изучению и сохранению элементов биоразнообразия на уровне таксона (популяции, вида, рода) и на уровне естественно или искусственно сложившихся группировок особей различной таксономической и биоморфологической принадлежности, которые неразрывно связаны со своими экотопами. При использовании дифференциально-фоновой методики нам представляется возможным создать действенные предпосылки для сохранения биоразнообразия.

ЦИФРОВЫЕ КОЛЛЕКЦИИ БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ — СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Макридин А. И.i , Баландин С. А.ii, Майоров С. Р.iii

Ботанические коллекции можно условно подразделить на иконотеки, гербарии, живые коллекции и совершенно новое явление, появившееся лишь в последние десятилетия с бурным развитием электронных методов передачи и хранения информации - электронные коллекции, существующие только в виртуальном виде.

Наибольшее развитие к настоящему времени получили работы по оцифровке гербарных фондов (Шведский музей естественной истории, Нидерланды — Лейденский университет, Лондонский музей естественной истории, Гербарий Миссурийского ботанического сада и др.)

В нашей стране работа по оцифровке редких и классических гербарных коллекций ведется в Гербарии МГУ им. М. В. Ломоносова. Оцифровка изображений гербарных листов ведется по специально разработанной методике с применением мощных сканеров Umax. Качество изображений, безусловно, превосходит зарубежные аналоги. Максимальная освоенная сегодня величина разрешения — 700 точек на дюйм, что позволяет работать с виртуальным гербарием так же, как и с « живыми» гербарными листами. В настоящее время оцифровано около 500 гербарных листов из 3.5 тыс. типов, имеющихся в гербарии им. Сырейщикова МГУ.

Методика, разработанная в МГУ, дает поразительные результаты при сканировании живых расте-ний.Живые коллекции более динамичны и нестабильны по своему составу, занимают часто обширные тер-

Краткое сообщение