Качество жилищных условий домохозяйств с детьми: двадцатилетняя ретроспектива

Автор: Одинцова Елена Валерьевна, Чащина Татьяна Викторовна, Козлова Мария Борисовна, Мочалов Денис Александрович

Журнал: Уровень жизни населения регионов России @vcugjournal

Рубрика: Экономические исследования

Статья в выпуске: 4 т.20, 2024 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме качества жилищных условий российских домохозяйств с детьми, которая рассматривается применительно к двум их группам с учётом возраста детей, определяющим ракурс исследования проблемы с точки зрения 20летней ретроспективы. Первую группу составляют домохозяйства с ребёнком (детьми) в возрасте до полутора лет (родившимися в начале 2020х гг.), вторую группу - домохозяйства с ребёнком (детьми) в возрасте 15-17 лет (родившимися в начале 2000х гг.). Качество жилищных условий домохозяйств с ребёнком (детьми) младшей и старшей возрастных групп выявляется на основе оригинальной системы социальных стандартов, идентифицирующих жилищные условия от наиболее плохих до хороших на основе оценивания комплекса параметров жилища (размер площади, просторность, благоустроенность жилища и др.). Анализ базируется на данных Комплексного наблюдения условий жизни населения Росстата (2022 г.). Выявлено качество жилищных условий домохозяйств с ребёнком (детьми) исследуемых возрастных групп. Показано, что среди домохозяйств с ребёнком (детьми) в возрасте до полутора лет в сравнении с домохозяйствами с ребёнком (детьми) в возрасте 15-17 лет меньше доля имеющих жилищные условия, не удовлетворяющие двум низким стандартам (64,6% против 72,5%), в том числе доля имеющих наиболее плохие жилищные условия, не достигающие минимального стандарта, (25,6% против 41,4%). С учётом выявленных особенностей распределения по качеству жилищных условий рассмотрены характеристики домохозяйств, определяющие различия по параметрам места проживания, числа детей, уровня денежных доходов, собственности на жильё. Для домохозяйств двух изучаемых групп, имеющих наиболее плохие и плохие жилищные условия, также выявлены их субъективные оценки имеющихся жилищных условий - потребность в улучшении жилищных условий и стратегии, предпочитаемые для решения жилищного вопроса.

Еще

Домохозяйства с детьми, домохозяйства с детьми в возрасте до полутора лет, домохозяйства с детьми в возрасте 15-17 лет, жилище, жилищные условия, качество жилищных условий, социальные стандарты жилищной обеспеченности

Короткий адрес: https://sciup.org/143184066

IDR: 143184066   |   DOI: 10.52180/1999-9836_2024_20_4_5_543_554

Текст научной статьи Качество жилищных условий домохозяйств с детьми: двадцатилетняя ретроспектива

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 закреплены уточнённые национальные цели развития России на период до 2030–2036 гг., характеризующие их достижение целевые показатели и задачи, в том числе в части повышения качества жизни через улучшение жилищной обеспеченности (национальная цель «Комфортная и безопасная среда для жизни»).1 Так, в соответствии с данным Указом обеспеченность граждан общей площадью жилья (на человека) должна увеличиться, как минимум, до 38 кв.м. к 2036 г., т.е. в 1,3 раза относительно 2023 г. (28,8 кв.м. – общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, на конец года2).

За прошедшее время с начала 2000-х гг., по оценкам исследователей, уже произошли определённые позитивные изменения в сфере жилищных условий россиян [1], в том числе снизился уровень жилищной бедности, характеризующий долю населения, проживающего в жилище, не отвечающего минимальным нормативным требованиям к размеру площади жилища и его благоустроенности [2]. Качественные позитивные изменения, по оценкам экспертов, стали следствием роста объёмов жилищного строительства, развития рынков жилья, ипотечного кредитования, происходивших в период 2005–2019 гг.3, с учётом «реакции» в кризис 2008–2009 гг., 2014–2015 гг. Развивалась государственная политика, направленная на улучшение жилищных условий граждан: например, с 2002 г. реализуется программа переселения граждан из аварийного жилищного фонда, с 2007 г. – программа материнского (семейного) капитала, семейная ипотека – с 2018 г. В 2020–2024 гг. в условиях внешних шоков (коронакризис, усиление внешних санкций) для поддержки отрасли жилищного строительства и экономики в целом, повышения доступности жилья для граждан были введены программы льготного ипотечного кредитования.4 В целом, как следует из данных мониторинговых измерений доступности жилья, её показатели за период с начала 2000-х годов улучшились.5 Вместе с тем, многое ещё предстоит сделать для повышения качества жилищных условий россиян.

вития, достижения, проблемы и прогнозы // РИА Новости. Недвижимость: [сайт]. 05.09.2012. URL: ru/20120905/ (дата обращения: 07.08.2024).

Как показывают мониторинговые исследования, в период с начала 2000-х годов, несмотря на снижение доли жилищной бедности, у большей части (более 80%) населения не обеспечены социально приемлемые или хорошие жилищные условия, определяемые размерами площади жилища, просторностью, благоустроенностью6, их жилищные условия являются наиболее плохими, плохими или ниже социально приемлемых [2]. Имеются проблемы с благоустройством жилища в сельской местности [напр., 3], доступности ипотеки [напр., 4], недостаточного развития системы социальной аренды [напр., 5] для улучшения жилищных условий.

Данная работа направлена на рассмотрение жилищных условий домохозяйств с детьми, которые, как следует из ранее полученных оценок авторов, у более 70% (2022 г.) характеризуются как наиболее плохие или плохие [6]. Домохозяйства с детьми являются наиболее уязвимыми с точки зрения рисков снижения качества жилищных условий в силу объективных причин: с появлением первого (последующего) ребёнка при неизменных характеристиках жилища количественно измеряемые показатели жилищных условий (размер площади жилища на человека) будут «ухудшаться», сохраняясь на «сниженном» уровне пока ребёнок (дети) проживает совместно с родителями или домохозяйство не переберётся в более просторное жилище. Цель данной работы состояла в выявлении качества жилищных условий, идентифицируемого на основе оригинальной системы социальных стандартов, в домохозяйствах с учётом возраста ребёнка (детей).

Объектом исследования выступают российские домохозяйства с ребёнком (детьми), составляющие две их «крайние» группы, имея в виду возраст ребёнка (детей): первая группа – домохозяйства с ребёнком (детьми) в возрасте от 0 до 1,5 лет, т.е. родившимися в начале 2020-х годов; вторая группа – домохозяйства с ребёнком (детьми) в возрасте 15–17 лет, т.е. родившимися в начале 2000-х годов, которые в тот период соответствовали условиям определения первой группы. Предмет исследования – жилищные условия. Таким образом, жилищная проблема рассматривается почти в 20-летней ретроспективе: определяются «стартовые» жилищные условия для домохозяйств, в которых только появился ребёнок (дети) (первая группа), а также жилищные условия домохозяйств, у которых ребёнок (дети) появился 15–17 лет назад (вторая группа), и которые могли за прошедшее время изменить свои «стартовые» жилищные условия, которые у них были на момент рождения первого ребёнка.

Гипотеза исследования заключалась в том, что распределение по качеству жилищных условий в домохозяйствах с детьми младшей возрастной группы (до полутора лет) в положительную сторону отличается от аналогичного распределения в домохозяйствах с детьми старшей возрастной группы (15–17 лет).

Результаты исследования могут быть востребованы при актуализации программно-целевого инструментария государственной политики, направленного на достижение национальных целей в области жилищной обеспеченности на период до 2030–2036 гг.

Теоретические и методологические положения

Жилищные условия в научно-исследовательской практике анализируются на основе широкой палитры измерителей: тип жилья, проживания, размер площади жилища, его благоустроенность и пр. [напр., 7; 8; 9]. Характеристики жилья также служат основой для проведения различных классификаций, основываясь на анализе тех или иных параметров [10; 11; 12 и др.]. Например, на основе градации параметров площади жилья, стеснённости проживания, субъективных оценок жилищных условий, наличия помимо основного жилья другого недвижимого имущества идентифицируется качественно различающиеся модели уровня жизни [13]. Комплексный взгляд на параметры жилья позволяет идентифицировать различное качество жилищных условий, к примеру, выявлять тяжёлые жилищные условия при наличии показателей жилищных лишений, перенаселённости жилища и др. [14; 15], или низкое качество жилья при отсутствии доступа к элементарным санитарным услугам и воздействии загрязняющих веществ от отопления [16]. Оценивание качества жилья может также базироваться на индексном подходе [17; 18].

В данной работе качество жилищных условий идентифицируется на основе применения оригинальной системы социальных стандартов для сопоставления фактических параметров жилища с нормативными, заложенными в стандартах разного уровня (таблица 1). Стандарты позволяют дифференцировать жилищные условия по их качеству – от наиболее плохих до хороших – на основе оценивания жилища по комплексу его параметров [19].

Таблица 1

Социальные стандарты жилищной обеспеченности: уровень, параметры и требования

Table 1

Social Standards of Housing Security: Level, Parameters and Requirements

Уровень стандарта

Параметры стандарта

Требования стандарта

Качество жилищных условий ***

Минимальный

Размер площади жилища

Жилая площадь не менее 6 м2/чел.

Наиболее плохие / Плохие

Благоустроенность жилища и санитарно-гигиенические условия проживания

Наличие централизованного электроснабжения, канализации, централизованного водоснабжения (или из индивидуальной артезианской скважины*), центрального отопления (или от индивидуальных установок, котлов*)

Низкий

Размер площади жилища

Общая площадь не менее 16 м2/чел.

Плохие / Ниже социально приемлемых

Благоустроенность жилища и санитарно-гигиенические условия проживания

Не ниже требований минимального стандарта, а также: наличие центрального горячего водоснабжения (или от местных (индивидуальных) водонагревателей*), напольной плиты (газовой/ электрической), наличие в жилище в индивидуальном доступе** кухни, душа/ванны и туалета

Безопасность условий проживания

Проживание не в аварийном жилом многоквартирном доме.

Отсутствие для жилья (индивидуальный дом) опасности возникновения наводнений, паводков, подтоплений, пожароопасной ситуации

Социально приемлемый

Размер площади жилища

Общая площадь не менее 23 м2/чел.

Ниже социально приемлемых / Социально приемлемые

Благоустроенность жилища и санитарно-гигиенические условия проживания, безопасность условий проживания

Не ниже требований низкого стандарта, а также наличие доступа в Интернет

Просторность жилища

Количество жилых комнат (К) в жилище соответствует числу проживающих (n): K = n

Высокий

Размер площади жилища

Общая площадь не менее 40 м2/чел.

Социально приемлемые / Хорошие

Благоустроенность жилища и санитарно-гигиенические условия проживания, безопасность условий проживания

Не ниже требований социально приемлемого стандарта

Просторность жилища

Количество жилых комнат (К) в жилище превышает число проживающих (n): K > n

Список литературы Качество жилищных условий домохозяйств с детьми: двадцатилетняя ретроспектива

  • Тихонова Н.Е. Динамика социально-экономического положения массовых слоёв населения России: 2003-2018 гг // Социологическая наука и социальная практика. 2018. Том 6. № 3(23). С. 7-25. https://doi.Org/10.19181/snsp.2018.6.3.6000 EDN YAVJLF
  • Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Одинцова Е.В. Социальные последствия тридцати лет капиталистических реформ в России // Российский экономический журнал. 2022. № 1. С. 78-107. https://doi.org/10.33983/0130-9757-2022-1-78-107 EDN YGFLOH
  • Шнейдерман И.М., Пилипенко И.В. Модернизация системы водоснабжения и водоотведения в сельской местности как фактор повышения качества жизни населения России // Народонаселение. 2023. Том 26. № 1. С. 147-159. https://doi. org/10.19181/population.2023.26.1.12 EDN SZILDL
  • Мирошниченко Т.А. Сельская ипотека: первые итоги, проблемы и способы повышения финансовой доступности для сельских жителей // Аграрный вестник Урала. 2022. № 2(217). С. 90-100. https://doi.org/10.32417/1997-4868-2022-217-02-90-100 EDN PYGZEY
  • Нацун Л.Н. Оценка потребности и возможностей семей с детьми в улучшении жилищных условий // Проблемы развития территории. 2023. Том 27. № 5. С. 150-167. https://doi.Org/10.15838/ptd.2023.5.127.10 EDN YXARJO
  • Odintsova E.V., Chashchina T.V., Mochalov D.A. Features of the Standard of Living and Labor Situation in Households with Children and without Them // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2023. Vol. 16. No. 5. P. 155-171. https://doi. org/10.15838/esc.2023.5.89.9 EDN YEQLZL
  • Жилищная и имущественная обеспеченность домохозяйств / И.М. Шнейдерман, В.И. Гришанов, А.К. Гузанова, Н.Н. Ноздрина // Народонаселение. 2016. № 1(71). С. 42-53. EDN VRCRPR
  • Скальная М.М. Комфортная среда на селе через призму жилищных условий // Экономика сельского хозяйства России. 2023. № 7. С. 121-128. https://doi.org/10.32651/237-121 EDN SEXACF
  • Housing Wellbeing and Settlement Intentions of Skilled Migrants in China: the Effects of Subjective Housing Feelings and Objective Housing Outcomes / H. Du, M. Xu, Y. Wang, L. Chen // Applied Spatial Analysis and Policy. 2024. Vol. 17. No. 3. P. 983-1015. https://doi.org/10.1007/s12061-024-09573-y
  • Караваева Е.Ю., Черкашина Т.Ю. Жилищные отношения, политика и условия // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2015. № 6(130). С. 118-135. https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.6.07 EDN VVTPCV
  • Alipour S., Meshkini A. Livable Housing: Representation of Life in Urban Neighborhoods Housing, Karaj Metropolis, Iran // Environment, Development and Sustainability. 2024. 6 March. https://doi.org/10.1007/s10668-024-04552-2
  • Margal K.E., Fowler P.J., Barr N. A Typology of Family Housing Insecurity: Impacts of Caregiver Depression and Substance Use. Journal of Child and Family Studies. 2023. Vol. 32. Issue 10. P. 3288-3298. https://doi.org/10.1007/s10826-023-02642-9
  • Малева Т.М., Бурдяк А.Я., Тындик А.О. Средние классы на различных этапах жизненного пути // Журнал Новой экономической ассоциации. 2015. № 3(27). С. 109-139. EDN UKWDDV
  • Developing a Methodology for Identifying Urban Neighborhoods with Severe Housing Deprivation in Iran / E. Zebardast, H. Mazaherian, M. Rahmani, M.J. Nouri // Social Indicators Research. 2024. Vol. 172. Issue 1. P. 29-58. https://doi.org/10.1007/ s11205-023-03297-1
  • Hick R., Pomati M., Stephens M. Severe Housing Deprivation in the European Union: a Joint Analysis of Measurement and Theory // Social Indicators Research. 2022. Vol. 164. Issue 1. P. 1271-1295. https://doi.org/10.1007/s11205-022-02987-6
  • Hajdu T., Kertesi G., Szabo B. Poor Housing Quality and the Health of Newborns and Young Children // Scientific Reports. 2024. Vol. 14. Article No. 12890. https://doi.org/10.1038/s41598-024-63789-z
  • Chambon D., Gerszten J. A Statistical Framework for Analyzing Housing Quality: a Case Study of New York City // Computational Statistics. 2023. Vol. 38. No. 4. P. 1669-1685. https://doi.org/10.1007/s00180-023-01394-w
  • ShenX., Luo S., ZhangM. House Quality Index Construction and Rent Prediction in New York City with Interactive Visualization and Product Design // Computational Statistics. 2023. Vol. 38. No. 4. P. 1629-1641. https://doi.org/10.1007/s00180-023-01391-z
  • Долгушкин Н.К., Одинцова Е.В. Особенности имущественной обеспеченности семей с детьми в городе и на селе // АПК: экономика, управление. 2023. № 9. С. 107-116. https://doi.org/10.33305/239-107 EDN GKDVOM
  • Bobkov V.N., Dolgushkin N.K., Odintsova E.V. Features of Housing Provision for Rural and Urban Populations // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2021. Vol. 91. Issue 4. P. 473-481. https://doi.org/10.1134/S1019331621040122
  • Мониторинг доходов и уровня жизни населения России - 2022 год: [ежегодник] / В.Н. Бобков, А.А. Гулюгина, И.Б. Колмаков [и др.]; отв. ред. В.Н. Бобков, А.А. Гулюгина. Вып. 1(202). М.: ИЭ РАН, 2023. 166 с. ISBN 978-5-9940-0736-5 EDN YYFJOY
Еще
Статья научная