Качество жизни у женщин после транспозиции уретры

Автор: Комяков Б.К., Шевнин М.В., Очеленко В.А., Тарасов В.А.

Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj

Рубрика: Урология и андрология

Статья в выпуске: 3 т.18, 2022 года.

Бесплатный доступ

Цель: оценить качество жизни, сексуальную функцию у женщин с рецидивирующем посткоитальным циститом до и после транспозиции уретры. Материал и методы. В исследование включены пациентки с рецидивирующим посткоитальным циститом, которым в период с 2019 по 2021 г. выполнена транспозиция уретры по Комякову. Качество жизни оценивали с помощью анкеты SF-12v2. Сексуальную функцию оценивали по индексу женской сексуальной функции (FSFI). Всего в исследование включены 60 пациенток, которые заполняли анкеты до и после операции. Средний возраст был 28,8±5,2 года. Результаты. Показатели качества жизни по всем критериям статистически значимо различались в до- и послеоперационный периоды. Изменения физического компонента качества жизни по данным опросника до операции составили 50,6±8,4 балла, после операции 57±3,7 (р

Еще

Качество жизни, посткоитальный цистит, рецидивирующая инфекция нижних мочевых путей, сексуальная функция

Короткий адрес: https://sciup.org/149141763

IDR: 149141763

Текст научной статьи Качество жизни у женщин после транспозиции уретры

  • 1 Введение. Рецидивирующая инфекция нижних мочевыводящих путей (ИНМП) у женщин является распространенной нозологией в практике уролога [1, 2]. К особой форме хронического воспаления мочевого пузыря относят посткоитальный цистит, при котором обострения возникают сразу или спустя непродолжительное время после полового акта. При отсутствии эффекта от консервативной терапии и профилактики для предупреждения рецидивирующего течения посткоитального цистита может успешно использоваться хирургический метод — транспозиция уретры [3].

Несмотря на высокую частоту ИНМП, а также их существенное клиническое и экономическое значение, имеется мало информации о болезни, влиянии заболевания на качество жизни больных [4, 5]. Ряд исследований показали, что ИНМП оказывают значительное воздействие на различные аспекты качества жизни больных. Успешно вылеченные пациенты имели существенно лучшие показатели качества жизни по сравнению с теми, у кого лечение было неудачным. F. M. Abrahamian и соавт. [6] продемонстрировали, что показатели клинического излечения значительно влияли на качество жизни, связанное со здоровьем, у женщин с острым неосложненным циститом, при этом более низкое качество жизни, связанное со здоровьем, было связано с клинической неудачей.

У пациенток, страдающих посткоитальным циститом, заболевание препятствует ведению нормальной половой жизни. В случаях частых обострений цистита, нередко после каждого полового акта, женщины стараются избегать интимных отношений, что способствуют развитию у них психогенной сексуальной дисфункции. Это приводит к тому, что в семейных парах возникают психологические и эмоциональные конфликты и проблема приобретает социальный характер.

Литературные данные показывают, что при расстройствах мочеиспускания часто наблюдаются сексуальные расстройства [7]. Однако, несмотря на это, исследования, изучающие негативное влияние рецидивирующей ИНМП на сексуальную функцию женщин, единичны [8], а работы по оценке качества жизни и сексуальной функции среди пациенток с посткоитальным циститом не проводились.

Учитывая распространенность и социальную значимость проблемы посткоитального цистита, сформулирована цель исследования: оценить качество жизни, сексуальную функцию у женщин с рецидивирующем посткоитальным циститом до и после транспозиции уретры.

Материал и методы. В исследовании анализировались данные пациенток с рецидивирующим посткоитальным циститом, которым в период с 2019 по 2021 г. выполнена транспозиция уретры по Комя-кову ( n =60). Качество жизни оценивали с помощью анкеты SF-12v2, в то время как для оценки сексуальной функции использовали индекс женской сексуальной функции (FSFI). Обследуемые заполняли анкеты до и после операции. Средний возраст составил 28,8±5,2 года. Из исследования исключались женщины, у которых транспозиция уретры оказалась неэффективной. Эффективность оперативного лечения описана в наших более ранних публикациях [3, 9].

Операция считалась успешной при отсутствии эпизодов рецидивов цистита при ведении половой

жизни или обострение цистита от 1 до 2 раз в течение года. Все пациентки были сексуально активны в до- и послеоперационный периоды.

Анкета SF-12 является сокращенной версией SF-36 с сопоставимой диагностической ценностью [10]. Опросник охватывает аспекты физического и психического здоровья и состоит из 12 вопросов, которые группируются в восемь шкал: физическое функционирование (PF); ролевое физическое функционирование (RP); боль (BP); общее здоровье (GH); жизненная активность (VT); социальное функционирование (SF); ролевое эмоциональное функционирование (RE); психическое здоровье (MH). Эти восемь шкал суммируются, в результате чего получается общий балл физического компонента (PCS) и психического компонента (MCS) качества жизни.

Согласно анкете пункты: физическое функционирование, ролевое физическое функционирование, боль и общее здоровье — в первую очередь являются индикаторами PCS, в то время как элементы: жизненная активность, социальное функционирование, ролевое эмоциональное функционирование и психическое здоровье — прежде всего являются индикаторами MCS. Для достижения высокого уровня сопоставимости анкета нормализована до среднего балла 50 и стандартного отклонения 10. Таким образом, баллы выше 50 указывают на состояние здоровья выше среднего.

Анкета FSFI включает в себя 19 вопросов, касающихся полового влечения, уровня сексуального возбуждения, увлажнения влагалища, удовлетворения, частоты и интенсивности оргазма, дискомфорта или болезненности при половом акте. Более высокие баллы указывают на более высокий уровень сексуального функционирования по соответствующему пункту. Каждый ответ оценивался в баллах: максимальный результат — 36 баллов, минимальный — 2 балла. Показатели оценивались после соответствующего пересчета данных по каждому домену. Более высокие баллы указывают на более высокий уровень сексуального функционирования по соответствующему пункту. FSFI оценивался в соответствии со значением отсечения в 26,55 балла, предложенным M. Wiegel, C. Meston, R. Rosen, что свидетельствовало о наличии сексуальной дисфункции [11].

Статистический анализ производился с использованием программного обеспечения Statistica 10. Нормальность распределения оценивалась с помощью критерия Шапиро — Уилка. Для полученных данных рассчитывалось среднее арифметическое (Mn), стандартное отклонение (SD). Значимость различий между группами определяли с помощью парного критерия Стьюдента, критерия Вилкоксона, а у несвязанных выборок t -критерием Стьюдента, U -критерием Манна — Уитни. Различия считали статистически значимыми при значении P <0,05.

Результаты. Показатели качества жизни по всем критериям статистически значимо различались в дои послеоперационный периоды (табл. 1). Изменения в показателе физического компонента качества жизни по данным опросника до операции составили 50,6±8,4 балла, после операции 57,0±3,7 балла ( р <0,001). Более выраженные различия отмечались в психическом компоненте качества жизни, общий балл до операции 35,4±10,4, после операции — 47,5±5,6 ( р <0,001). Несмотря на то, что в послеоперационный период статистически значимо увеличились показатели физического компонента качества жизни, изменения были не так выражены по сравне-

Таблица 1

Качество жизни до и после операции

Показатели, балл (Mn±SD)

Этапы наблюдения, n =60

p

до операции

после операции

Физическое функционирование (PF)

53,2±7,8

56,2±1,6

0,004*

Ролевое физическое функционирование (RP)

49,3±8,0

55,3±3,0

Боль (BP)

41,8±13,9

53,4±7,3

Общее здоровье (GH)

38,7±13

55,3±5,7

Жизненная активность (VT)

45,9±8,6

53,8±7,2

Социальное функционирование (SF)

39,1±11,4

46,3±7,6

<0,001*

Ролевое эмоциональное функционирование (RE)

37,7±11,7

51,0±4,3

Психическое здоровье (MH)

38,3±10,6

49,4±7,0

Физический компонент качества жизни (PCS)

50,6±8,4

57±3,7

Психический компонент качества жизни (MCS)

35,4±10,4

47,5±5,6

Примечание: * — изменения показателей статистически значимы ( p <0,05).

Качество сексуальной жизни до и после операции

Таблица 2

Показатель

Этапы наблюдения, n =60

p

до операции

после операции

Влечение

3,3±1,1

5±0,7

Возбуждение

3,7±0,9

5,3±0,5

Любрикация

4,2±0,6

4,7±0,4

Mn±SD,

Оргазм                                        Mбnа±лSлD,

3,6±1,1

4,9±0,9

<0,001*

Удовлетворение

3,6±1,0

5,2±0,6

Боль

3,2±0,9

4,8±0,7

Суммарно

21,5±3,7

29,9±2,7

Частота встречаемости сексуальной дисфункции, %

91,7

8,3

Примечание: * — изменения показателей статистически значимы ( p <0,05).

нию с показателями MCS. Так, показатель «физическое функционирование» составил 53,2±7,8, а «ролевое физическое функционирование» 49,3±8,0. Наименьший балл среди данных PCS в критерии «общее здоровье»: 38,7±13,0, однако, анализируя общий балл PCS при сравнении с популяционной нормой, статистических различий не было получено ( р =0,09) (рис. 1). Негативное влияние рецидивирующего посткоитального цистита больше отмечено на показатели MCS, в каждом из которых отметились значимые снижения показателей при сравнении с популяционной нормой ( р <0,001), с наименьшим значением в критериях «ролевое эмоциональное функционирование» 37,7±11,7 и «психическое здоровье» 38,3±10,6. Несмотря на выраженное повышение показателя MCS после транспозиции уретры среднее значение общего балла психического компонента качества жизни был ниже популяционной нормы и составило 47,5±5,6. Анализ качества сексуальной функции продемонстрировал выраженную разницу как между каждым доменом анкеты FSFI, так и общим баллом до (21,5±3,7) и после вмешательства (29,9±2,7), р <0,001 (табл. 2). Наименьший балл по анкете FSFI до операции наблюдался по показателю боли (3,2±0,9) и влечения (3,2±1,1), которые нормализовались после операции. Частота встречаемости сексуальной дисфункции до операции составила

91,7%, в то время как после таковой — только 8,3% ( р <0,001). У пяти пациенток, у которых в послеоперационный период по данным анкетирования наблюда-

Рис. 1. Сравнение показателей качества жизни лась сексуальная дисфункция, средний суммарный балл составил 25,2±0,9, в то время как до транспозиции уретры — 22±2. Среди данных пациенток наименьший показатель был в домене «оргазм», что требует дальнейшего мультидисциплинарного ведéния данных пациенток.

Обсуждение. ИНМП являются одним из наиболее часто встречающихся бактериальных инфекций у женщин с регистрируемой частотой 0,5–0,7 эпизода каждый год [7]. В большинстве случаев эпизод острой неосложненной инфекции купируется медикаментозно, однако у части пациенток ИНМП приобретает рецидивирующий характер, что требует специализированного подхода. В результате негативного влияния на качество жизни и сексуальную функцию проблема приобретает социально значимый характер [5, 7, 8].

В 2017 г. группа авторов из Италии опубликовала исследование, где производилось сравнение распространенности сексуальной дисфункции у женщин с рецидивирующей ИНМП и контрольной группой [8]. Пациентки с рецидивирующей ИНМП показали значительно более низкие средние баллы FSFI и чаще имели патологические баллы FSFI, чем в контрольной группе. Все домены FSFI были значительно ниже у пациенток с рецидивирующей ИНМП.

A. K. Ellis и S. Verma изучили качество жизни 47 взрослых женщин с диагнозом острой ИНМП по сравнению с 71 здоровой из контрольной группы [12]. В этом исследовании участников просили оценить свое качество жизни за последние 24 ч с помощью опросника SF-36. Средние баллы по шкале SF-36 у пациенток, страдающих острыми ИНМП, были значительно ниже, чем у контрольной группы, что указывает на негативное влияние ИНМП на качество жизни больных. Опираясь на эти данные, E. J. Ernst и соавт. оценили качество жизни 157 женщин с клиническими признаками и симптомами острого неосложненного цистита, получавших лечение различными антибиотиками [4]. Авторы пришли к выводу о том, что средний индекс оценки самочувствия значительно повысился у пролеченных женщин в разные моменты времени после первого визита. Несмотря на отсутствие различий в качестве жизни в зависимости от назначенного лечения, пациентки, у которых наблюдались нежелательные явления, связанные с лечением, имели более низкие показатели качества жизни на протяжении всего периода исследования. В нашей работе после лечения в объеме транспозиции уретры также отметилось значительное улучшение качества жизни и сексуальной функции по всем доменам.

В представленном исследовании оценивалось влияние рецидивирующего посткоитального цистита на качество жизни, сексуальную функцию у женщин до и после транспозиции уретры. Нами также сравнивались полученные дооперационные показатели с результатами анкетирования пациентов из России в исследовании GESPRIT [5], получены сопоставимые результаты, за исключением критериев PF и RP (рис. 1). Послеоперационные баллы FSFI сравнивались со здоровыми пациентами в популяции [11]. Получена статистическая разница в доменах: влечение, любрикация и боль ( р <0,001), в то время как для остальных показателей анкеты, и в том числе для общего балла, различия не получены ( p =0,17) (рис. 2). Наша работа подтверждает результаты ранее опубликованных исследований и указывает на то, что рецидивирующий посткоитальный цистит оказывает значительное негативное влияние на качество жизни и сексуальную функцию.

Заключение. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о существенном негативном влиянии посткоитального цистита на качество жизни

Рис. 2. Сравнение показателей качества сексуальной функции больных, а также высокой распространенности сексуальной дисфункции среди женщин, страдающих рецидивирующим посткоитальным циститом. Оперативное лечение — транспозиция уретры — позволяет существенно улучшить как в целом качество жизни, так и сексуальную функцию пациенток.

Список литературы Качество жизни у женщин после транспозиции уретры

  • Perepanova TS. Uncomplicated urinary tract infection. In: Lopatkin NA, Perepanova TS, eds. Rational pharmacotherapy in urology: Guide for practitioners. Moscow: Litterra, 2012, p. 303–18. Russian (Перепанова Т. С. Неосложненная инфекция мочевых путей. В кн: Лопаткин Н. А., Перепанова Т. С., ред. Рациональная фармакотерапия в урологии: руководство для практикующих врачей. М.: Литтерра, 2012; 303–18).
  • Foxman B. The epidemiology of urinary tract infection. Nat Rev Urol 2010; (7): 653–60.
  • Komyakov BK. Extravaginal transposing of the urethra in the treatment of postcoital cystitis. Urologiia 2013; (5): 12–5. Russian (Комяков Б. К. Экстравагинальная транспозиция уретры в лечении посткоитального цистита. Урология 2013; (5): 12–5).
  • Ernst EJ, Ernst ME, Hoehns JD, et al. Women’s quality of life is decreased by acute cystitis and antibiotic adverse effects associated with treatment. Health Qual Life Outcomes 2005; (3): 45.
  • Wagenlehner F, Wullt B, Ballarini S, et al. Social and economic burden of recurrent urinary tract infections and quality of life: a patient web-based study (GESPRIT). Expert Rev Pharmacoecon Outcomes Res 2018; 18 (1): 107–17.
  • Abrahamian FM, Krishnadasan A, Mower WR, et al. The association of antimicrobial resistance with cure and quality of life among women with acute uncomplicated cystitis. Infection 2011; (39): 507–14.
  • Salonia A, Clementi MC, Graziottin A, et al. Secondary provoked vestibulodynia in sexually active women with uncomplicated recurrent urinary tract infections. J Sex Med 2013; 10 (9): 2265–73.
  • Boeri L, Capogrosso P, Ventimiglia E, et al. Six out of ten women with recurrent urinary tract infections complain of distressful sexual dysfunction — A case-control study. Sci Rep 2017; (7): 44380.
  • Komyakov BK, Tarasov VA, Ochelenko VA, et al. Pathogenesis and treatment of postcoital cystitis: are our approaches correct? Urologiia 2022; (2); 27–32. Russian (Комяков Б. К., Тарасов В. А., Очеленко В. А. и др. Патогенез и лечение посткоитального цистита: верны ли наши представления об этом? Урология 2022; (2); 27–32).
  • Ware JE, Kosinski M, Keller SD. A 12‑item short-form health survey: construction of scales and preliminary tests of reliability and validity. Med Care 1996; (34): 220–33.
  • Wiegel M, Meston C, Rosen R. The Female Sexual Function Index (FSFI): Cross-validation and development of clinical cutoff scores. J Sex Marital Ther 2005; (31): 1–20.
  • Ellis AK, Verma S. Quality of life in women with urinary tract infections: is benign disease a misnomer? J Am Board Fam Pract 2000; 13 (6): 392–7.
Еще
Статья научная