Камчатка как центр формообразования у птиц

Автор: Лобков Евгений Георгиевич

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 906 т.22, 2013 года.

Бесплатный доступ

Второе издание. Первая публикация: Лобков Е.Г. 1986. Камчатка как центр формообразования у птиц // Изучение птиц СССР, их охрана и рациональное использование. Л., 2: 33-35.

Короткий адрес: https://sciup.org/140153617

IDR: 140153617

Текст статьи Камчатка как центр формообразования у птиц

Е.Г.Лобков

Второе издание. Первая публикация в 1986*

На огромном пространстве от Колымского хребта до Анадыря и Камчатки отбор в популяциях лесных птиц направлен главным образом в сторону редукции пигментов в оперении, что проявляется в нескольких направлениях, параллельных у видов, находящихся в самых разных систематических группах (дневные хищные, куриные, совы, дятлы, воробьиные). Редуцируются пигменты фоновых тонов окраски по всему телу или на его частях, чаще всего на спинной и брюшной стороне. Редуцируется окраска с развитием белых участков на отдельных перьях и отдельных частях тела. Редуцируются мелкие пигментированные пятна, штрихи и полосы. Белые пятна увеличиваются в размерах вплоть до слияния белых участков на отдельных перьях.

Наибольшее давление отбора, а с этим и сильнейшая депигментация свойственна популяциям лесных птиц Камчатки. Здесь формируются фенотипы, по комбинации признаков являющиеся крайними вариантами редукции окраски, потому нередко самые светлые в Палеарктике, не имеющие себе подобных в соседних популяциях. Большому Dendrocopos major и малому D. minor пёстрым и трёхпалому Picoides tridactylus дятлам, гнездящимся на Камчатке, свойственна гомологическая изменчивость. В камчатских популяциях этих видов на фоне индивидуальной изменчивости найдены идентичные по рисунку варианты. Именно они отличают популяции камчатских подвидов этих дятлов [D. major kamtschaticus (Dybowski, 1883), D. minor kam-tschatkensis (Malherbe, 1861), P. tridactylus albidior Stejneger, 1885] от популяций соседних рас и служат диагностическими признаками подвидов. Широко распространённые расы, которым свойственна кли-нальная изменчивость окраски с запада на восток, отличаются самыми светлыми популяциями именно на Камчатке (ястребиная сова Surnia ulula, мохноногий сыч Aegolius funereus, юрок Fringilla montifringilla и др.). Иногда это рождает спорность их таксономической оценки (камчатский перепелятник Accipiter nisus). Здесь же наибольшая доля светлоокрашенных особей и в полиморфных популяциях тетеревятника Accipiter gentilis и кречета Falco rusticolus.

Таким образом, Камчатку с прилегающими к ней континентальными районами следует рассматривать как молодой локальный очаг формообразования, который сформировался в поздне-плейстоцен-голо-ценовое время под воздействием палеогеографических, вулканогенных и климатических факторов и характеризуется жёстким и чётко векторизованным отбором. Редукция пигментов у птиц здесь термически выгодна (в свободных от пигментов клетках rami развиваются пустоты и воздушные полости, усиливающие теплоизолирующие свойства оперения), вероятно, физиологически обусловлена (как результат «сверхокисления» пропигмента) и биологически полезна как покровительственная в условиях необычайно длительного снежного покрова.

27% видов птиц представлены в лесах Камчатки эндемичными подвидами, а дивергенция камчатского пухляка Parus montanus kam-tschatkensis (Bonaparte, 1850), возможно, достигла видового уровня. Птицы, принадлежащие большинству эндемичных камчатских подвидов, ведут оседлый либо кочующий образ жизни и населяют леса и кустарники. Камчатские популяции некоторых перелётных птиц отличаются более насыщенными тонами окраски (дубровник Emberiza aureola , соловей-красношейка Luscinia calliope) , что, вероятно, связано с высокой влажностью.

Ряд подвидов расселился за пределы полуострова. В становлении современного облика авифауны лесов Камчатки большое значение имеет трансмиграция (колонизация) видов. Практически все орнитологические комплексы находятся на стадии активного формирования. Виды, успешно закрепляющиеся, образуют изоляты, представляющие собой модели для изучения темпов дивергенции. Более 30 видов (свыше 20 из них – наземные) представлены на Камчатке изолятами.

Сохранить Камчатку как центр формообразования – одна из важнейших задач в общей стратегии охраны птиц.

ю ^

Статья