Камнетерапия как средство психотерапии в работе психолога

Автор: Черняева Анна Валерьевна

Журнал: Высшее образование сегодня @hetoday

Рубрика: Психолого-педагогический форум

Статья в выпуске: 2, 2013 года.

Бесплатный доступ

Рассматривается психологическая практика совершенствования содержания и методов психологического сопровождения воспитания детей посредством камнетерапии. Освещается положительное влияние камнетерапии на развитие формирующейся личности, что позволяет создать ребенку необходимые условия для преодоления возникающих проблем.

Культ камней, камнетерапия, средство психотерапии

Короткий адрес: https://sciup.org/148320707

IDR: 148320707

Текст научной статьи Камнетерапия как средство психотерапии в работе психолога

мира «работающей и познающей рукой» с эмоциональным переживанием в сознании,свойственном человеку [8, с. 199]. Таким образом, показывается важное значение совместных мышечносуставных и кинестетических ощущений в жизненном, психологическом, общекультурном опыте личности. В 1961 году швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, К.Г. Юнг опубликовал книгу «Воспоминания, сновидения, размышления», где особое внимание уделил эффективности воздействия при восприятии камня на психотерапевтических сеансах.

В экспериментальных исследованиях А.В. Черняевой отмечается, что средства камнетерапии вызывают просветленные и добрые чувства и состояния, способствуют мыслительным и творческим процессам у испытуемых [11, с. 603].

В своем исследовании В.В. Давыдов концентрирует внимание на формировании в процессе антропогенеза людей универсального характера предметно-чувственной социальной сущности человека [3, с. 544].

Л.С. Выготский формулирует соотношение психики и поведения человека следующим образом: «самые тонкие формы психики всегда сопровождаются теми или иными двигательными реакциями» [2, с. 233], т. е. он глубоко осознает исключительное значение «внутреннего движения» для психики человека.

По мнению А. Адлера, люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, а свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта, она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни [1, с. 256].

Человек нового века, пишет Е.А. Медведева, это личность, имеющая социокультурное многообразие, множественность типов. При этом «силой личности», по мнению Э. В. Ильенкова, выступает всегда индивидуально выраженная сила того коллектива, того «ансамбля» индивидов, который в ней идеально представлен, сила индивидуализиро- ванной всеобщности достижений предыдущего опыта цивилизации. Подобная точка зрения соответствует образу коллективного бессознательного К.Г. Юнга.

В целом можно сказать, что, когда мы постигнем первозданность как независимое бытие, как то, что одушевляет и пронизывает глубочайшую жизнь человека, перед нами откроются пути, которые прежде невозможно было вообразить. Камнетерапия способна обратиться к этой врожденной духовной,творческой сущности в самой сердцевине личности.

Камнетерапия с ее инстинктивной природой не предлагает переделать себя полностью, а способствует пониманию человеческого индивида в воссоединении личности с принадлежностью к социуму, что конкретизировано в работах А.В. Петровского. Он выделяет два типа психологических закономерностей возрастного развития, источником которого является противоречие между потребностью личности в персонализации (потребностью быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития данных общностей [7, с.19].

Закономерности развития личности проявляются как в результате вхождения в новые для нее группы, которые становятся для индивида референтными, выступая в качестве институтов его социализации (семья, детский сад, школа, трудовой коллектив), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы.

По утверждению А.В. Петровского, переход на следующую возрастную стадию не является спонтанным, он детерминирован особенностями развития общества, что стимулирует формирование у ребенка соответству ющей мотивации. Развитие личности связано с ее самоопределением, типом и способом разрешения противоречий с социальной действительностью, собственной жизнью, окружающими людьми [7, с. 19].

Н.А. Бердяев указывал на то, что ребенок является главной ценностью в культурном пространстве. А.А. Крылов, например, считает, что дошкольный возраст является начальным этапом становления субъекта познавательной и практической деятельности. Этот период жизни является чрезвычайно важным с точки зрения генеза и формирования социальных форм психики и нравственного поведения. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве старшего дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. К концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственного отношения к окружающему миру к отношениям, которые строятся на основе усвоения нравственных оценок, правил и норм поведения.

Таким образом, важно создать условия для развития личности ребенка, что невозможно без включения его в социальные отношения для освоения им чувства личного совершенствования в общении, где закладываются нравственные понятия и тенденции, происходящие в обществе, культуре. Ребенок постепенно уточняет и наполняет культурные и социальные нормы поведения конкретным содержанием, учится применять их в жизни по отношению к себе и другим, что ускоряет процесс их формирования и вместе с тем создает психологическое пространство безопасности.

Образы камнетерапии многозначны, они допускают множество оттенков и дают простор для разных толкований. Вследствие этого камнетерапия гибко и органич но связывается с традиционными нормами поведения, этики, а также с социальными установками.

Возможности камнетерапии могут быть рассмотрены с разных позиций. Прежде всего как феномен она способствует влиянию на различные стороны личностного развития. Как метод (с учетом исторических данных реконструкции приемов композиции воображения в коллективных образах бессознательного) способствует созданию и восприятию визуальных образов, что является важным аспектом познавательной деятельности человека. Как новый тип общения она дает возможность свободного выхода личности в подлинную целостность, независимую от совершенства и ограничений, со способностью действовать и высказываться от своего имени и достигать гармонии. Таковы, например, занятия с элементами камнетерапии, организуемые в детском саду со старшими дошкольниками, где дети вступают в заинтересованный контакт.

Наиболее ярко суть этих занятий выражена, на наш взгляд, в следующих словах руководителя программы арт-терапевтического образования профессора Лондонского университета и почетного президента Британской ассоциации арт-терапевтов Д. Уоллера: «изобразительное творчество в присутствии специалиста позволяет человеку актуализировать и выразить как ранние, так и актуальные в контексте “здесь - и -сейчас” осознаваемые и неосознаваемые чувства и потребности, в том числе те, выражение которых с помощью слов слишком сложно. Визуальный образ является средством коммуникации между психотерапевтом и клиентом».

Под камнетерапией мы подразумеваем частную форму психотерапии искусством, включающей также арт-терапию, драмате-рапию, музыкотерапию и двигательную терапию, основным ма- териальным носителем которой является камень. Она основана на пространственно-временном потоке, который свободно вмещает в себя поведение, взаимодействие с камнем и устную речь человека, а также психологическое моделирование, творческое повествование, эмоциональное реагирование и др. При этом существенным признаком камне-терапии, качественно ее отличающим и приближающим к изначальному типу человеческой культуры - культуре личного контакта, является динамический, ежесекундно меняющийся, диалоговый характер взаимоотношений неосознаваемого психологического материала с партнером, что в целом характеризует терапию как искусство. Тем самым вскрывается глубинная культурологическая суть камнетерапии «здесь и сейчас» как материального носителя «зрелой» психологической культуры. Ее главная функция, по определению К. Маркса, - расширение границ человеческих сущностных сил. Согласно ему, «воздействуя на природу и изменяя ее, человек в то же время изменяет и свою собственную природу» [5, с. 92].

Таким образом, камнетерапия обладает большими и многообразными возможностями для воздействия на разные стороны психической жизни и развития человека - на интеллект, чувства, волю, мотивы, творческие процессы.

Наши исследования и опыт работы психологом в дошкольном учреждении показывают, что доступным и эффективным способом гармонизации эмоционального состояния человека, коррекции отклонений в личностном развитии может быть восприятие средствкамнетерапии.

Камнетерапия - это сложная исторически и социально обусловленная деятельность, складывающаяся из различных процессов: познавательных, эмоциональных, эмоционально оценочных. Она способна вызывать в человеке скрытые, потенциально-сохранные, компенсаторные возможности, воздействовать на механизмы активации внимания, восприятия, а также на интуитивные и сознательные процессы мышления.

Развивающие занятия с элементами камнетерапии были апробированы в работе с детьми дошкольного возраста, посещающими детские сады Советского района № 160 и 244 г. Волгограда.

Было проанализировано более 400 детских работ по созданию образа средствами камнетерапии. На основании этого исследования были сделаны следующие выводы. На начало цикла занятий предпочтение отдавалось камням темных оттенков с шероховатой поверхностью (80%), что было замечено в работах детей с высоким уровнем тревожности. В 90% работ доминирует или присутствует образ человека. Часто встречались работы, на которых изображен дом, дерево, цветы, земля, солнце, облако. К концу цикла занятий в большом количестве образов были использованы только белые гладкие камни. При этом родителями, педагогами и специалистами было отмечено благоприятное, гармонизирующее воздействие средств камнетерапии во время проведения этих занятий на всех обследованных детей.

Приведем примеры.

У Дани (6 лет), например, в самом первом образе доминируют камни темного цвета и неправильной формы. На следующем занятии мальчик при создании образа остановился на выборе камня серого цвета (цветок, олицетворение жизни), потом при построении образа мамы появились светлые камни и наконец белые (собственный образ). Ребенок долго (минут 20) выкладывал образ себя, при этом было отмечено значительное снижение двигательной активности и даже какое-то время отсут ствовали ситуативные проявления тревожности. Мальчик сидел спокойно. Этого практически невозможно было добиться никакими другими методами.

У Славы (7 лет) уже при первом же восприятии созданного образа можно было констатировать композицию из хаотично расположенных, бесформенных камней разного цвета и структуры. После рассмотрения его работы мальчик сказал: «А можно я еще поиграю с камушками». Следующий образ мальчик сформировал в форме круга, используя преимущественно небольшие камни светлого цвета, что обозначил как солнце (символ энергии). Общий эмоциональный фон работы приобрел положительный оттенок, появился образ - сюжет. Это один из примеров, как восприятие камнетерапии активизирует деятельность головного мозга ребенка (активизирует восприятие, воображение).

Интересно наблюдать, какие цвета выбирает ребенок и в какой последовательности. Следует отметить, что с каждым последующим занятием в выборе цвета наблюдается значительная положительная динамика в развитии.

Камнетерапия как средство психотерапии позволяет научиться передавать свои чувства, развивать положительные эмоции, воспринимать и анализировать кинестетические и цветовые ассоциации, развивать двигательное, зрительное, пространственное восприятие и воображение.

Детям представляется полная свобода в описаниях, никакого контекста им не дается, кроме установки «прислушаться к себе».

Вместе с облегчением ассоциативной деятельности мозга наблюдается появление мотивации к самостоятельной творческой деятельности, и это желание сопровождается высказываниями об ощущении душевного подъема сил, бодрости, воодушевления, о появлении состояния эмо- ционального комфорта, душевного равновесия, тихой внутренней радости, необычайной легкости на душе и в теле.

Таким образом, камнетера-пия представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении человека, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят снятие внутреннего напряжения и поиск путей развития. Эти образы проявляются в символической форме в процессе взаимодействия и создания творческого продукта -композиции из камней.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории, раскрывающей смысл композиции) экспрессиях человека. Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы. Камнетерапия может проводиться с людьми любого возраста, начиная с четырехлетних детей.

Ребенок взаимодействует с камнем, создает образы, что-то говорит, но в этом момент он не задумывается, как, с чем и почему играет. Однако для психолога все это несет определенную информацию. Созданный ребенком «образ внутреннего мира» отражается во внешнее пространство в виде символической картины, т. е. происходит отреагирование существующих нерешенных проблем [9, с. 284].

Игры с камнем позволяют активизировать воображение и выразить возникающие при этом образы. Играющий ребенок может осмыслить содержание бессознательного, создавая каменные образы, целительные по своей сущности, так как они способствуют включению неосознаваемых психических содержаний в сознание. Ребенок «отрабатывает» свои символы, проблемы и таким образом преодолевает внутренний кризис. С точки зрения юнгианской психологии таким образом происходит самолечение, самоисцеление ребенка.

Установление полноценной и насыщенной обратной связи с помощью камня способно «развернуть» личность каждого ребенка лицом к психологической жизни общества, сформировать социальную и культурную коммуникацию. Понятно, что камнетерапия, интернациональная по своей природе, является планетарной, общечеловеческой хотя бы потому, что камни стали частью жизни древних людей, а коммуникация вокруг камня «вращивала» растущую личность в культурный социум, что сделало ее способной самостоятельно изменять социокультурную среду [9, с. 286].

Быстрота, гибкость, реактивность и глубина нового мышления находили себе адекватную «орудийную» опору в развитом инструментарии культа камня. Так, например, возрождение в человеке «чувства истории» невозможно без соприкосновения с наглядным и чувственно достоверным культом камня. Камнетерапия сможет без потерь выполнить эту задачу для любой точки земного шара и любого исторического времени. Насыщение и обогащение камня теплом становится подвластно ребенку, чувства которого по собственному желанию выносятся на группу сверстников, разворачиваясь в ситуации и события, возвращая человеку затерянные миры, приобщая его к человечеству.

Камнетерапияпомогает развитию ассоциативных связей, творческого мышления, способствует решению психотерапевтических задач, осознанию общечеловеческих и духовно-нравственных ценностей.

Статья научная