Карнавал в Германии: традиция и современность

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена феномену карнавала в Германии. В ней автор уделяет внимание происхождению карнавала, его названию, специфическим характерным чертам данного явления, обращая внимание не только на формы празднования, но и на его глубинное значение для человека. Приводятся яркие примеры новых видов карнавала в современном мире и их отличия от традиционного празденства

Праздник, карнавал, германия, праздничное поведение, современный карнавал

Короткий адрес: https://sciup.org/170184280

IDR: 170184280

Текст научной статьи Карнавал в Германии: традиция и современность

Когда мы слышим слово «карнавал», то сразу же представляем праздник, полный красочных шествий, театральных представлений, переодеваний, маскарадов и всевозможного веселья, который отмечается перед Великим постом. На самом деле карнавал - древнейшее необычайно много-сторонее явление европейской культуры, которое сочетает в себе многоликость как языческого ритуала, так и церковного действа. Карнавал празднуют во многих странах Европы, в том числе и в Германии. Он впитал в себя многовековую традицию площадного зрелища, древнейших форм театра, устной литературы и шутовства. Карнавал являет собой поле для многообразных игровых форм, к тому же он – важнейший элемент театрального мироощущения.

Как и любое праздничное явление карнавал несет в себе особую атмосферу. Он предназначен для того, чтобы сильнее закреплять в обществе уже существующие связи между индивидами, отображать проявления жизнедеятельности людей. В неустанно меняющемся мире современной эпохи можно наблюдать изменения праздничных явлений. Происходит отмирание старых обычаев или преобразование их в новые. И карнавал тому не исключение.

Для начала обратимся к самому слову «карнавал». К карнавалу относится время народных празденств февральско-апрельского цикла, то есть «жирные дни» перед Великим постом. На юге Германии существуют такие названия карнавала как фашинг и фастнахт. Слово имеет роман- ские корни. Существует несколько объяснений, которые раскрывают смысл празднования. Латинская фраза «Carne vale dico» переводится как «прощаюсь с мясом», что обозначает скорый приход поста. Далее, карнавал может напоминать обозначение древнегерманских капищ и приносимых жертв «carne». «Fastnacht» возможно перевести как «навечерие поста», a «Fasching» произошло от близкого ему слова, означавшего жирный масленичный напиток. А также слово «карнавал» возводится к названию изображающей корабль масленичной декорации «carrus navalis». Бытует мнение, что карнавалы существовали и до христианства. В язычестве подобные празднования были связаны с приближением весны и началом прощания с зимой. В это время работы на земле уже завершены, поэтому можно отдохнуть и набраться сил перед предстоящим долгим постом.

Карнавал связан, прежде всего, с католическим культом. Его соотносят с постом или с макетом корабля дураков (контроверза кораблю церкви). Если говорить об истоках, то здесь видна разница между бесструктурными аграрными культами древности (карнавал до карнавала) и собственно карнавалом, то есть время, относящееся к документированной традиции данного праздника. Многие ученые – фольклористы [1, c. 88-112] возводят историю карнавала к древнеримским сатурналиям. Римские воины во время праздников переодевались в женские одежды, надевали парики, избирали шутовского короля и отдавали дурацкие приказы. Рабам было позволено вести себя как господа, им прислуживали на пирах. Ритуалы римлян были связаны с чередованием гибели и становления, почитанием магии плодородия, что потом слилось с германскими культами и впоследствии влилось в христианство. Во время празднования лупрекалий римляне секли прохожих ремнями, которые у германцев были заменены на розги, способствовавшие плодовитости земли, людей и зверей. Розги позднее трансформировались в колотушки и погремушки в городском карнавале.

Краткая периодизация средневекового карнавала была приведена российским ученым – медиевистом М. Реутиным, где он выделил три главных этапа развития традиции празднования [2, c. 16-63]:

  • 1.    Раннее средневековье – начало XIII в. «Карнавал до карнавала» - сельскохозяйственные культы с присущей им четкой последовательностью поста, казни-потребления и праздничной полноты.

  • 2.    Начало XIII – середина XVI. «Собственно карнавал» обрядовая основа фольклорной культуры средневекового города.

  • 3.    Середина XVI в. – новое время. «Карнавал после карнавала» - результат последовательного переосмысления площадных форм в понятиях христианской традиции.

История карнавала по сути представляет собой историю постоянных запретов церковью, его десекуляризации. Средневековый карнавал сочетал в себе церковную и светскую традиции. Как итог впоследствии появились полусветские карнавалы и маскарады XIX века, которые были организованы различными гильдиями. Карнавал пережил все времена многовековой истории. После средневекового карнавала необходимо выделить новый карнавал XVIII-XIX веков и новейший, уже современный коммерционализированный карнавал XX - XXI веков.

К числу самых известных и старейших немецких карнавалов можно отнести карнавалы во Франкфурте, Кёльне, Базеле. Карнавалы в городах сопровождались обилием света, огня и громких звуков.

Привычным развлечением на карнавале было ношение и кидание вверх факелов. Древние германцы верили в демонов и духов природы, которые были порождением льда и снега. Для того, чтобы их изгнать, необходимо было вести борьбу посредством света и шума.

Обычно на время карнавала люди устраивали пышные пиры, пляски, разнообразные турниры и состязания. Дети же ходили по домам и распевали стишки, которые были своеобразным вариантов колядок. Все это длилось до Пепельной среды, в которую начинался самый строгий пост и служба покаяния. Народ любил переодеваться в медведей, оленей, козлов и других животных, связанных с ритуалом плодородия в древнегерманской мифологии. Со временем на карнавалах появились шуты.

Безусловно, каждое карнавальное действие имеет некие общие черты. Сюда относятся: свой собственный язык, антиповедение, праздничное пищевое изобилие, которое не имеет ничего общего каждодневным рационом, гигантизм тел, праздничная антитеза, присутствие шутов, праздничная агрессивность, появляющаяся из гипертрофированных физических возможностей, магичность, организованность действия, несмотря на свою непредсказуемость, маскарадность.

В своей книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» русский философ и культуролог М.М. Бахтин отмечал, что карнавал находится на границах искусства и самой жизни [3, c. 6-25]. Это сама жизнь, но оформленная игровым способом. Он всенароден, так как в нем живут, а не просто наблюдают со стороны. Во время карнавала можно жить только по его собственным законам, от него совершенно некуда уйти, ведь он имеет безграничный характер. Карнавал являет собой возрождение и обновление, втягивая в себя всех людей. Праздник имеет глубокое миросозерцательное содержание. Дни становятся праздничными только тогда, когда изменяется форма бытия, когда человек выходит в сферу идеального мира. Праздник всегда связывали с переломными момен- тами жизни человека или природы, будь то смерть или, напротив, возрождение.

Особая роль отводится карнавалу еще и потому, что данное неофициальное торжество отменяет все иерархические отношения, освобождает от господствующей правды, ликвидирует принятые нормы, правила и запреты. Он будто смотрит в будущее, а не служит увековечиванию и застаиванию. Во время карнавала действуют особые равные отношения между людьми всех сословий. Можно наблюдать фамильярные контакты, составляющие особое карнавальное мироощущение.

Вырабатывались особые формы площадной речи и поведения. Во время карнавала забывались правила этикета и пристойности. Важность этого мироощущения можно увидеть на примере того, что даже монахи и высокопоставленные чины как бы отрешались от своего положения во время празденства и подчинялись карнавальному мироощущению. Карнавал помогает устранится низшим стремлениям человека, чтобы они, накапливаясь, не привели к социальному взрыву[4, c. 4046]. Карнавальные празднования представляли настоящую отдушину для средневекового человека. Глупость должна хотя бы иногда изживать себя. Одной из основных карнавальных черт является «логика обратности» карнавального празден-ства, перемещение верха и низа. Но подобная пародия отнюдь не отвергает, а возрождает и обновляет.

В феномене карнавала особое внимание необходимо уделить карнавальному смеху. М.М. Бахтин считает, что он обладает собственной сложной природой. Смех здесь является не просто реакцией одного человека на какое-либо явление. Карнавальный смех всенароден, здесь смеются все и над всем. Этот смех амбивалентен - он и насмешливый, высмеивающий, но в то же время он отрицает, утверждает, возрождает и хоронит. Это значение смеха перешло еще из ритуального осмеяния божества древнейших смеховых обрядов, привнося универсальный и утопический характер. Смех способствует катартическому снятию страха. Сверхзадача карнавального смеха состоит в том, чтобы напомнить людям, как надо поступать. Заведомо творя неправильные поступки во время праздника, участники действия смехом показывали, что они понимают эту самую неправильность.

Когда мы говорим о карнавале как о феномене, который маркирует пограничную ситуацию, можно вспомнить о постмодернистском понятии трансгрессии. По Ж. Батаю трансгрессия проявляется в празднике, где разрешается то, что в повседневной жизни обычно запрещено. С ее помощью прослеживается переход границы, которую невозможно перейти в обычной жизни, нарушается линейность прогресса [5, c. 6-98]. Посредством карнавала в культуре создается погружение в хаос, что позволяет обрести целостное восприятие окружающего мира.

Карнавал сохранил себя и в современности. Но здесь имеет место быть не сам карнавал в его первозданном виде, а, скорее, явление карнавализации. По мнению М.А. Загибаловой для данного феномена характерно «рассеянное», «растворенное» положение в пространстве, в отличие от «сгущенного» пространственного положения карнавала [5, c. 27-34]. Карнавализа-ция продолжает обеспечивать людям «антибудни». В наши дни праздник размывается, и границы между праздником и буднями не так ярко очерчены. Можно пронаблюдать лишь общую повседневную праздничность. Это отчетливо видно, наблюдая за последствиями массовой культуры: праздник становится отличным и выгодным товаром, который пытаются продать. Праздничность живет в развлекательной индустрии, в оформлении внешнего облика праздничного города. Мы видим тотальную экспансию праздничных атрибутов в повседневность. При помощи карнавализации или симуляции карнавала мир открывается человеку во всем многообразии и целостности.

Традиционные немецкие карнавалы приобретают необычные формы. Так, например, в Бремене с 1985 года каждый февраль проводится карнавал самбы. Все местной танцевальной школы самбы организовали праздник бразильской музыки и танца. За несколько лет праздник полюбился горожанам, что его стали устраивать уже ежегодно и при поддержке властей. Со всей Германии в Бремен приезжают танцоры самбы, чтобы поучаствовать в красочном уличном карнавале. С каждым годом количество участников и туристов все возрастает. Подготовка к празднику, как и заведено на других карнавалах, начинается 11 ноября в 11 часов 11 минут. В этот день идет обсуждение будущей программы фестиваля, костюмы, количество участников и т.д. На открытии карнавала шествуют дети в нарядных костюмах, а затем подхватывают и взрослые. Нас следующий день проходит парад с гигантскими куклами и декорациями [7].

Карнавал – феномен, отражающий высшие цели человеческого существования – мира идеалов. Во время его празднования люди вступают в утопическое царство всеобщности, свободы, изобилия и равенства. Карнавал непременно связан в кризисными и переломными моментами в различных сферах. В нем прослеживается вторая жизнь народа. Участники карнавала живут внутри него, проникаясь его семантикой.

Современность несомненно изменила суть карнавального действия, превратив его, скорее, в нечто развлекательное и коммерциализированное. Карнавал не утратил своей былой популярности, но уже перестал непосредственно влиять на мироощущение народа, связанное с определенными аграрными и церковными календар- началось с того момента, когда ученики ными циклами.

Список литературы Карнавал в Германии: традиция и современность

  • Колязин В.Ф. От мистерии к карнавалу: Театральность немецкой религиозной и площадной сцены раннего и позднего средневековья. - М.: Наука, 2002.
  • Реутин М.Ю. Народная культура Германии. - М., 1996.
  • Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1990.
  • Субботина Н.Д. Официальный и карнавальный. Два типа праздника// Гуманитарный вектор. Серия: Философия, кульутрология. - 2015. - №2 (42).
  • Загибалова М.А. Карнавал и карнавализация как пограничные феномены культуры // Известия Волгоградского государственного университета. - 2013. - Выпуск №9 (112)
  • Сайт карнавала в Берлине. URL: http://www.karneval-berlin.de (дата обращения: 29.11.15)
  • Сайт карнавала в Бремене. URL: http://www.bremer-karneval.de (дата обращения: 29.11.15)
Статья научная